Сегодня: 24.05.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 24 мая 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


ПАВЕЛ ЧЕКОТОВ: "ЛИЦО ГОРОДА ДОЛЖНО БЫТЬ ЧИСТО ВЫМЫТЫМ"

Об инфраструктуре рыночной торговли

Недавно у полуразрушенного здания с пустыми глазницами окон (вернее, у участка земли, на котором стояло здание) на перекрестке улиц Тимирязева и Байкальской наконец-то появился хозяин -- оно перешло в собственность дирекции «Фортуны». На мой вопрос «Почему именно вы приобрели это здание?» Павел Анатольевич Чекотов, директор рынка «Фортуна», ответил: «Ну кто-то же должен был это сделать».

Кстати, так было всегда: заброшенные здания, доставшиеся городу в наследство от социалистических времен, выкупались «Фортуной», а на их месте появлялись современные торговые центры.

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКОВ

-- С учетом сегодняшних требований как нужно располагать рынки?

-- Если говорить о расположении рынков в целом, то ряд вопросов должен учитываться в комплексе. Предварительно в обязательном порядке рассчитывается рентабельность рынка. Это и количество населения, и покупательная способность жителей данного района, и где будут проходить центральные автомагистрали относительно будущего рынка.

Причем приоритетное значение всегда имеет географическое расположение. Если говорить об Иркутске, то, естественно, самые выгодные места, где на сегодняшний момент уже существуют торговые площади -- это центр города. Несмотря на то, что центр -- историческая часть города, мало приспособленная для движения автотранспорта (как следствие, возникают проблемы с подъездными путями и парковкой), по сути, это не так важно, потому что всегда существовало такое понятие, как престижность. В этом смысле центр находится в выигрышном положении.

На спальные районы не стоит делать акцент по той простой причине, что человек -- существо социальное, ему необходимо общение, он хочет и себя показать, и на других посмотреть. Он обязательно поедет в центр, где не только сможет сделать необходимые покупки, но и отдохнет -- сходит в кинотеатр, кафе и пр.

Это не значит, что рынки в спальных районах -- в том же Первомайском или Юбилейном -- не нужны. Просто следует учитывать один момент: в «своем» районе люди будут делать только первоочередные покупки, а за чем-то более существенным поедут в центр.

-- И кто, по-вашему, должен всем этим заниматься?

-- В первую очередь это проблема не конкретного предпринимателя. Основную работу в организации рынков на себя должна брать городская администрация. Если предприниматель предлагает проект рынка, то в администрации в обязательном порядке должен обсуждаться каждый квадратный метр.

-- Вы говорите о том, как должно быть в идеале, но ведь в Иркутске существуют и стихийные (несанкционированные) рынки. В данном случае ни о каком проектировании и речи быть не может.

-- Отрицательная сторона подобных рынков не только в том, что у несанкционированных рынков отсутствует проект. Самый большой минус заключается в том, что необходимые налоги не платятся, соответственно, деньги идут мимо бюджета. Город от этого теряет много. Продавцов, а в частности, мелких предпринимателей, нужно привлекать к ответственности, наказывать штрафами, следить за тем, чтобы в следующий раз торговые точки стихийно не открывались.

-- Как правило, подобные рынки появляются на оживленных местах. Это удобно и покупателям и продавцам. К тому же цены очень привлекательны -- ниже, чем в магазинах...

-- Ну и что? Мало того, что в городскую казну не поступают деньги, так еще стихийные рынки портят внешний вид города. Есть такое понятие, как «лицо города», так вот это лицо должно быть чисто вымытым и органично вписываться в общий облик города. Но городские власти в решении этого вопроса не должны перегибать палку: ведь отвергая, нужно предлагать что- то взамен. Запретили продавать в определенном месте -- значит, нужно предоставить людям другие рабочие места. Если условия позволяют, то можно разрешить торговлю в конкретном месте, но только в определенное время или в определенные дни, а мелких предпринимателей обязать, в свою очередь, выполнить ряд требований: улучшить внешний вид торговых палаток, следить за чистотой. Торговля должна вестись цивилизованно.

-- Ни для кого не секрет, что в основном продажей овощей занимаются узбеки и азербайджанцы, существует вещевой рынок на ул. Софьи Перовской, где торгуют китайцы... Нужны ли нам подобные «национализированные» рынки? Ведь они вызывают множество нареканий по поводу антисанитарии, тесноты, на этих рынках «кормятся» карманники...

-- Отказываться от подобных рынков было бы глупо. «Блошиные» рынки пользуются спросом во всем мире. Проблема в другом: в организации. Будут нормальные условия для торговли, будет и порядок соблюдаться. Только тогда каждый продавец будет чувствовать свою ответственность за рабочее место. Не убрал мусор -- плати штраф.

-- Рядом с «Фортуной» тоже есть «китайский» рынок...

-- А его скоро не будет. Уже в середине февраля китайским торговцам мы предоставляем места в новом закрытом торговом центре на ул. Франка Каменецкого, а на месте сегодняшнего рынка откроем парковку. Причем китайцев мы обязали изучать русский язык. Продавец без знания языка в закрытом павильоне будет выглядеть странно. Мы никого не принуждаем: пусть сами решают, работать им в павильонах или нет, изучать русский или нет. Если они захотят развивать свой бизнес на нашей территории и дальше, они должны подчиняться определенным требованиям -- закрытый рынок заведомо предполагает более высокий уровень и торговли, и обслуживания покупателей.

О СТРУКТУРИРОВАННОМ ПОДХОДЕ

-- По большей части наш иркутский рынок еще мало упорядочен. Практически в каждом торговом центре в одном павильоне может продаваться верхняя одежда и здесь же, в соседнем, -- бытовая химия. Наверное, так быть не должно...

-- И все же уже сейчас в Иркутске есть структурированные рынки: два больших рынка строительных материалов, несколько рынков автозапчастей, оптово-розничные продуктовые рынки. А павильонная торговля со временем сама себя изживет.

-- И как скоро это произойдет?

-- Сложно давать какие-то точные прогнозы, но лет десять, наверное, павильоны еще будут существовать.

О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯХ И ПОКУПАТЕЛЯХ

-- Существуют две противоположные точки зрения: покупателя и предпринимателя (продавца). В чем-то они схожи, а в чем-то нет. Как по-вашему, на чьей стороне должен быть директор рынка?

-- Это раньше, во времена пятилеток, вся страна работала на план, а сейчас во главу угла ставятся рыночные отношения и покупательский спрос. Решается все очень просто. Расскажу на примере нашего рынка: не так давно у нас проводились маркетинговые исследования (обычно это делается раз в квартал), где мы выясняли у покупателей, что их устраивает в работе рынка, а что нет. Было опрошено около трехсот респондентов, и все они высказали пожелание, чтобы рынок в будни работал до 19.00, а не до 18.00. Мы пошли навстречу покупателям и утвердили новый режим работы.

Предприниматели и продавцы были не очень довольны этим нововведением. Они хотели, чтобы рабочий день заканчивался, как и прежде, в шесть вечера, и аргументировали это тем, что у всех есть семьи, дети. Пришлось им объяснять, что не покупатели для нас, а мы для покупателей. Если мы не будем ориентироваться на покупательский спрос, то наше предложение ничего не будет стоить. Соответственно, не будет покупателей -- не будет и работы, не на что будет кормить семью. Вопрос отпал.

О МАРКЕТИНГЕ

-- Время от времени наша городская администрация проводит различные семинары, «круглые столы», пресс-конференции по торговле. Насколько подобные мероприятия актуальны для вас, руководителя торговой инфраструктуры?

-- Для меня это неактуально по той простой причине, что эти мероприятия больше предназначены для начинающих предпринимателей, на них преподаются основы маркетинга, но не более того. Еще не было ни одного семинара, где бы рассказывалось о том, как открыть свой собственный рынок.

-- В таком случае поделитесь опытом: как открыть рынок и при этом не прогореть?

-- Хотите, чтобы я провел ликбез для начинающих? Наверное, я отвечу банально, но все берется из жизни. Согласитесь, подростка легко обмануть, потому что он еще мало знает жизнь. Годам к тридцати человек приобретает какой-то жизненный опыт, ему есть что и с чем сравнивать. И прежде чем принять какое-то важное решение, он уже будет все тщательно взвешивать и анализировать.

ОБ ИЗЮМИНКЕ

-- Насколько иркутские рынки отличаются от европейских?

-- Где-то мы приблизились к европейскому уровню, например, наши супермаркеты практически такие же, только в европейских магазинах значительно просторнее, а где-то нам есть чему поучиться у иностранцев. Хотя бы методам привлечения покупателей.

Лично на меня большое впечатление произвел вот какой момент: я отдыхал за границей в одном отеле. Обслуживание, порядок -- все на уровне, но и в остальных отелях не хуже, там везде так принято. И вот, когда я ложился спать, отвернул одеяло... А там -- ма-а-аленькая шоколадка. И так во всем!.. Продуманный дизайн, чувство вкуса и меры (согласитесь, откровенная безвкусица раздражает) задают тон каждому бутику. Именно в этом мы уступаем Европе, там все продумано до мелочей -- однообразия не встретишь.

Так вот, чтобы клиент ощущал себя не только комфортно, но и чтобы у него остались и приятные воспоминания, у каждого заведения должна быть какая-то изюминка.

-- Как этого добиться?

-- Все зависит от конкретного руководителя, как он захочет, так и будет. Скоро у нас откроется новый торговый центр, где будут продавать фирменные вещи. Так вот каждый предприниматель должен нам представить дизайн-проект бутика, и только после этого мы разрешим ему вести свой бизнес.

-- Наверное, мы подошли к самому главному: каков в вашем представлении идеальный рынок?

-- Ответ на этот вопрос должен быть очень подробным. Как я говорил ранее, наибольшее значение следует придавать расположению. Во-вторых, рынок должен смотреться достойно, чтобы за него городу не было стыдно. И снаружи и внутри должна быть чистота, я бы даже сказал лоск. Плюс множество других составляющих: в первую очередь -- внешний вид продавца, его культура обслуживания покупателя. К сожалению, у нас нередки случаи, когда продавцы хамят, а хамство всегда порождает хамство. Клиентам нужно чаще улыбаться.

Александра ТОМИЛОВА


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные