Сегодня: 06.04.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 06 апреля 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА


ЭВОЛЮЦИЯ НАОБОРОТ?

Об основных положениях концепции генерального плана Иркутска

Концепцию генерального плана Иркутска обсуждали 19 февраля в актовом зале мэрии ее разработчики -- специалисты института «Иркутскгражданпроект» -- чиновники, представители общественных организаций, предприятий и простые обыватели.

Однако на взгляд стороннего наблюдателя, развернувшуюся дискуссию правильнее было бы назвать не обсуждением, а «осуждением» концепции генерального плана города. Потому как каждый из выступающих счел своим долгом заметить в проекте какую-либо недоработку. И как это было уже принято во время предыдущих обсуждений генплана, чиновники и разработчики заверили, что все замечания и предложения будут учтены при последующей доработке документа.

В течение последних 10-15 лет Иркутск развивается, как бог на душу положит. Напомним, что в последний раз генеральный план города утверждался аж в 1970 году. Изменения в него вносились и в 1985-1987 годах. Над концепцией нового генплана специалисты института «Иркутскгражданпроект» начали работу три года назад. Приниматься план Иркутска будет в два этапа. Вначале мэр утвердит концепцию генплана, рассчитанную до 2030 года. Утвердить генплан планируется в конце 2004 -- начале 2005 года.

Об основных положениях концепции 19 февраля собравшимся в актовом зале мэрии рассказал главный архитектор проекта генплана, специалист «Иркутскгражданпроекта» Вадим Снежко-Блоцкий.

Стратегия развития города опирается на двух китов: его выгодное географическое положение и преобладающие виды деятельности. Вадим Снежко-Блоцкий подчеркнул, что Иркутску повезло исключительно -- он расположен на пересечении важнейших торгово-транспортных артерий. Собственно с этого места всегда начинается обсуждение генплана Иркутска. Вторым фактором, кардинальным образом повлиявшим на ход мыслей специалистов «Иркутскгражданпроекта», стало резкое сокращение промышленности в Иркутске. В частности, Вадим Снежко- Блоцкий отметил, что число промышленных предприятий за последние годы сократилось почти вдвое. Зато управляющих структур стало несравнимо больше. Посему Иркутску предназначено стать административным, торговым и научно- образовательным центром, оставив за собой лишь «высокотехнологичные производства в сфере машиностроения и электроники». Вадим Снежко-Блоцкий назвал Иркутск «форпостом экономической мощи России на востоке». Впрочем, это тоже стало уже общепринятым выражением, которое очень полюбили употреблять разработчики генплана.

«КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС ТОЛЬКО ИСПОРТИЛ ИХ...»

«Население Иркутска к 2010 году может сократиться почти на 30 тысяч человек, если ситуация на рынке жилья не изменится», -- заявил Вадим Снежко-Блоцкий. Понятно, что при нынешней численности (593,4 тыс. человек) Иркутск не сможет претендовать на главенствующую роль в Сибирском регионе. Кишка тонка. Он меньше не только Новосибирска, но и Красноярска, Томска и других городов. Ведь известно, что удельный вес города определяется среди прочего и численностью населения. Следовательно, если пессимистические прогнозы специалистов «Иркутскгражданпроекта» все-таки сбудутся, то вместо ожидаемого триумфа, Иркутск в 2020 году скатится до уровня заштатного уездного города. Ежели все останется на своих местах, то в 2020 г. в столице Восточной Сибири будет проживать 545 тысяч человек. Тоже не ахти какая цифра, но все же...

Главным препятствием для роста населения является цена за квадратный метр жилой площади. Как говорят специалисты, в Иркутске практически не ведется муниципальное строительство, поэтому цена квартир на вторичном рынке жилья неоправдано завышена. Сегодня стоимость квадратного метра колеблется в пределах 20 тысяч рублей. Большая часть строящихся домов -- это так называемое элитное жилье. Квартиры в них доступны лишь 10% населения Иркутска. Получается, что у среднестатистической иркутской семьи абсолютно нет никакой возможности улучшить свои жилищные условия. В концепции говорится, что молодых людей не привлекает идея создания семьи по меньшей мере до того времени, пока их финансовое положение не позволит им купить или арендовать более менее приличную квартиру. Следствием такого положения дел является низкий естественный прирост населения.

Другой путь увеличения численности -- приток мигрантов -- также оказывается «перекрытым», т.к. жителей других городов отпугивают цены иркутских квартир.

Одной из причин высоких цен на жилье в Иркутске называют небольшое число пригодных для строительства площадок. Высокая стоимость земли порождает баснословные цены за квадратный метр построенного на ней жилья.

Разработчики концепции предлагают четыре потенциальные площадки для строительства. Первая -- в черте города, в направлении Ангарска. Однако, отметил Вадим Снежко-Блоцкий, строительство в этом направлении может неблагоприятно сказаться на экологии Иркутска. Вторая площадка расположена за микрорайоном Зеленый. При расширении города в этом направлении, по словам Вадима Снежко-Блоцкого, значительно сократится окружающий Иркутск лесной массив, что опять-таки отразится на экологической ситуации и без того не самой хорошей. Третья площадка -- территория Иркутского аэропорта. По оценкам специалистов, это самая благоприятная зона для строительства жилых домов. Четвертый вариант, предложенный «Иркутскгражданпроектом», самый дорогостоящий и нереальный -- строительство города-спутника.

Строительный резерв Иркутска -- зона частного сектора. По замыслу специалистов «Иркутскгражданпроекта» так называемые усадебные постройки сохранятся в Иркутске только в Ново-Ленино и в Боково. Не попадут под снос и памятники архитектуры. Их благоустроят и отреставрируют. Вадим Снежко-Блоцкий предлагает ускорить темпы сноса ветхого жилья, поскольку при нынешней скорости -- 1,3 тыс. кв. м в год -- этот процесс затянется на 120 лет.

Рост строительства поможет увеличить численность населения до 610 тысяч человек к 2010 году и 650 тысяч -- к 2020 году. Однако ни специалисты «Иркутскгражданпроекта», ни присутствовавшие на обсуждении концепции генплана городские чиновники так не смогли ответить на вопрос, понизится ли стоимость жилья, если предложенные площадки начнут застраиваться. Разработчики ответили, что решение данного вопроса выходит за рамки концепции, а представители мэрии скоромно промолчали...

Или еще такая проблема. 280 автомобилей в среднем приходится на 1 тысячу жителей города Иркутска. «Уровень автомобилизации в столице Восточной Сибири превысил все прогнозы», -- говорит Вадим Снежко-Блоцкий. Этот фактор является одним из основополагающих при разработке транспортной схемы города, отраженной в концепции.

Согласно прогнозам, к 2005 году уровень автомобилизации в Иркутске должен был быть равен 120 автомобилям на 1 тысячу человек. Между тем реальность превзошла прогнозы, и уже сейчас транспортная сеть Иркутска не справляется с возросшим автомобильным потоком.

По словам Вадима Снежко-Блоцкого, постройка одного нового ангарского моста не решит транспортную проблему города. К нему необходимы удобные дорожные развязки. Кроме того, требуется упорядочить проезд транзитного транспорта через Иркутск. Согласно проекту концепции генерального плана, в Иркутске предполагается создать транспортное кольцо с десятью развязками.

«ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ...»

Негодование иркутян вызвало отсутствие в концепции генплана положения о выносе аэропорта за пределы города. По словам главного архитектора Иркутска Евгения Третьякова, проблема аэропорта не будет решена как минимум до 2025 года.

Шум -- это беспорядочные колебания различной частоты, вызывающие неприятные ощущения; одна из форм физического загрязнения окружающей среды. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, человек не может отдыхать при уровне шума более 40 децибел. Шум, превышающий 65 децибел, может приводить к беспокойству, выше 80 децибел -- вызывает постепенное ослабление слуха, нервные болезни, болезни органов пищеварения, немотивированное агрессивное поведение. Шум выше 100 децибел приводит к так называемому шумовому опьянению, напоминающему наркотическое, а затем к разрушению тканей тела.

Сегодня в зоне повышенного шумового воздействия из-за аэропорта, расположенного в городской черте, проживают 215 тыс. иркутян, т.е. 36% населения города. Шум, издаваемый самолетными двигателями, колеблется в рамках от 100 до 120 децибел. Можно только догадываться, какими заболеваниями страдают люди, живущие в районе аэропорта...

Проблема выноса воздушного порта за черту города поднимается не один десяток лет. Препятствие всегда одно и то же: отсутствие средств. Альтернативного пути решения проблемы просто нет. Разворот взлетно-посадочной полосы (этот вариант некоторое время назад активно обсуждался и властями, и СМИ) принципиально проблему не решит. К тому же государственная комиссия, как заверил корреспондента «Иркутской торговой газеты» Вадим Снежко-Блоцкий, просто не примет генеральный план города, если в нем не будет предусмотрен перенос аэропорта.

Вадим Снежко-Блоцкий рассказал, что для переноса аэропорта специалистами было рассмотрено пять площадок. Самой удачной была признана территория Ключевой пади в 15 км от Иркутска в сторону Ангарска. Если бы аэропорт был перенесен, он смог бы обслуживать не только иркутян, но и ангарчан. Кроме того, благодаря переносу у иркутского аэропорта появилась бы возможность подтянуться до международных стандартов (известно, что сейчас самолеты зарубежных авиакомпаний не пользуются услугами иркутского аэропорта). Это позволило бы Иркутску в полной мере получить выгоду из своего географического положения. Сегодня перенос аэропорта за пределы Иркутска стоит от $700 млн. до $3,5 млрд. Понятно, что таких средств нет ни в городском, ни в областном бюджетах. Поэтому проект переноса отложен на ближайшие 15 лет.

Такой подход к проблеме аэропорта лишает Иркутск самой удачной площадки под строительство жилья. Значит, площадка будет выбрана из трех других вариантов. Строительство города- спутника вычеркиваем из-за дороговизны. Остаются два варианта: расширение города в направлении Ангарска и за микрорайоном Зеленый. Оба они, как утверждают специалисты, отрицательно скажутся на экологии города. А это серьезная опасность, если вспомнить, что Иркутск входит в число городов, экологическая ситуация в которых оценивается Институтом географии РАН как «очень острая».

Где же выход? Круг замкнулся. Разомкнуть его сможет только приличная сумма в у.е. или чудо. Концепция Иркутска в теперешнем ее состоянии не отвечает на главный вопрос: как сделать среду обитания иркутян комфортной и безопасной? Утверждение концепции запланировано на май 2004 года. Найдут ли чиновники компромисс между «надо» и «могу»? Похоже, что нет.

Анастасия КОЛЯСИНА


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные