Сегодня: 13.12.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 13 декабря 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

ДЕНЬГИ


ТАБАК В РОССИИ НЕ РАСТЕТ

Зато фильтры и этикетки соответствуют стандартам

Емкость российского табачного рынка в денежном выражении сейчас  составляет около $5 млрд. Бюджетные поступления от отрасли только в  виде акциза превышают 10 млрд. руб. в год. Однако внутри отрасли  далеко не все идет гладко. Третий год подряд табачная  промышленность испытывает кризис перепроизводства. Это обостряет  конкуренцию между компаниями. Победителями в борьбе выходят  международные корпорации, которые тратят солидные средства на  продвижение своих марок и имеют хорошо налаженную систему  дистрибуции готовой продукции. Небольшие российские фабрики  постепенно умирают, не выдерживая западного натиска.  Перепрофилируются и аграрные хозяйства, занимавшиеся  выращиванием табака -- этот бизнес сейчас совсем не приносит  прибыли. Оптовикам приходится искать новые пути работы с крупными  фабриками. Дистрибьюторов ждет волна слияний и поглощений. 

ФИЛЬТРЫ И ЭТИКЕТКИ

Табак нормального качества в  России практически не выращивается, и фабрикам приходится  импортировать основное сырье из-за рубежа. В этом секторе ситуация  вряд ли изменится к лучшему. Зато производство нетабачных  материалов постепенно растет. Предприятия, занимающиеся выпуском  этой продукции, представляют немалый интерес для инвесторов. 

Объемы выращиваемого в России табака сейчас не достигают даже  1 тыс. т в год, что составляет всего лишь 0,3% от общих потребностей.  Из-за почти нулевой рентабельности российские аграрные табачные  фирмы постепенно перепрофилируются и прекращают  крупномасштабное производственное выращивание табака. «Основные  потребности индустрии удовлетворялись и будут удовлетворяться за  счет импорта», -- считает Андрей Ерин, представитель компании JTI. 

Аналитики полагают, что физический объем импорта начнет немного  сокращаться, но стоимость его будет расти из-за повышения  требований к качеству табака и закупки более дорогих сортов.  Сейчас в общем объеме импорта 75% составляет табачный лист, чуть  более 20% -- табачные отходы, остальное приходится на мешку,  восстановленный табак, объемный табак и взорванную жилку. По  прогнозам специалистов, модернизация промышленности приведет к  увеличению объемов импорта взорванной жилки, а также объемного и  восстановленного табака. 

По расчетам ассоциации «Грандтабак», взорванная жилка может  использоваться российской промышленностью в объеме 50-70 тыс. тонн в  год, а восстановленный табак -- в объеме 30-40 тыс. тонн. Пока  производственные мощности отечественных табачных заводов  обеспечивают выпуск около 35 тыс. тонн взорванной жилки и 10 тыс. тонн  восстановленного табака. Единственной у нас фабрикой по  производству восстановленного табака является «Дж.Т.И. Елец». По  мнению Ерина, ее продукция полностью соответствует международным  стандартам качества. 

Один завод -- «Сертов» -- пока выпускает у нас и сигаретные фильтры.  Его мощность (9 тыс. тонн жгута) обеспечивает изготовление около  75-80 млрд. штук сигарет. Еще один завод по производству угольных  фильтров в Гатчине собирается также строить компания «Фильтрона».  Но пока большая часть производства сигарет с фильтром  обеспечивается за счет закупок материалов за рубежом. 

Примерно такая же ситуация сложилась и с сигаретной этикеткой.  Завод «Амкор Ренч Новгород» выпускает около 3 млрд. этикеток для  твердых пачек -- около 40% от общей потребности. Еще одно  предприятие -- «ВествакоИстПринт» мощностью около 1,4 млрд. этикеток --  строится сейчас в Москве. В первом полугодии 2002 года в Россию было  ввезено более 2 млрд. этикеток. Эксперты считают, что этого вполне  достаточно для полного удовлетворения спроса в этих материалах. 

-- По мере развития отечественного производства доля используемых  нами российских упаковочных материалов увеличилась с чуть более  20% в 1999 году до почти 60% в 2002 году, -- говорит Марк Дюрст,  генеральный директор Philip Morris Salea & Marketing в России. 

Производство нетабачных материалов считается сейчас высокорентабельным  бизнесом. Потенциальная возможность роста спроса на российские  сигаретные фильтры составляет 110-150 млрд. штук, на этикетки --  около 8-10 млрд. 

КУРИЛЬЩИК -- ДРУГ СЕМЬИ

Несмотря на грозные  предупреждения медиков и многомиллионные судебные иски к  западным табачным компаниям, курильщиков в России меньше не  становится. Причем охотнее всех употребляют сигареты люди «самого  активного» возраста. Правда, они все-таки заботятся о своем  здоровье, предпочитая облегченные сорта сигарет. Специалисты  также пришли к выводу, что на вредную привычку влияет образование и  семейное положение. 

По данным регулярного всероссийского опроса, который проводит  компания «Бизнес-Аналитика», более 40% городского населения в  возрасте от 18 до 60 лет -- регулярные курильщики, потребляющие в день  в среднем не менее 16 сигарет. Старшее поколение (50-60 лет) может  выкурить и 18 штук в день. Правда, в этой группе меньше всего  курильщиков -- всего 32,5%. Молодежь (18-29 лет) больше 13,5 сигареты в  день не употребляет, но рабов вредной привычки среди них больше.  Самый высокий процент регулярных курильщиков (46%) отмечен среди  людей в возрасте 30-39 лет. Каждый пятый городской курильщик сейчас  предпочитает облегченные сигареты. Таким образом заботятся о  своем здоровье 34% курящих женщин и 30% молодежи. 

По данным компании «КОМКОН», доля людей с высшим образованием среди  курящих составляет в России 30%. У врачей на этот счет иное мнение.  Недавнее исследование, проведенное специалистами Российского  онкологического научного центра РАМН, показало, что у мужчин с  образованием ниже среднего шанс стать заядлым курильщиком в 6 раз  больше, чем у людей с высшим образованием. На женское курение  образование влияет гораздо меньше, зато у слабого пола многое  зависит от употребления алкоголя. Впрочем, это и мужской грех: у  людей, которые употребляют алкоголь чаще одного раза в неделю,  вероятность стать курильщиком в 2,5 раза выше. 

Онкологи полагают, что риск закурить у разведенных выше, чем у  женатых. Но среди тех, кто курит, в браке состоит 59%, а среди  не курящих женатых -- всего 44%. 

РОССИЯ НАЧИНАЕТ ОКУРИВАТЬ АРАБСКИЙ МИР 

Российский табачный рынок  никак не может выйти из кризиса перепроизводства. Это порождает  жесточайшую конкурентную борьбу между табачными фабриками, в  которой россияне сильно проигрывают международным компаниям.  Всем производителям сейчас приходится перестраивать системы  дистрибуции и наращивать объемы экспорта. 

В прошлом году при емкости 290-295 млрд. штук табачных изделий излишки  произведенной продукции составили 85-100 млрд. штук.  Перенасыщенность рынка достигла 30%. Эта тенденция сохранилась и в  2002 году: за первые 8 месяцев объем производства вырос на 4,5% по  сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 247,8 млрд. шт. По прогнозу ассоциации табачных дистрибьюторов «Грандтабак»,  в 2002 году будет произведено 380 млрд. штук табачных изделий, а  емкость рынка останется на уровне прошлого года. 

На фоне перепроизводства выигрывают крупные международные  компании. 

-- С января 2002 года доля рынка наших марок выросла до 23,3%,  компания на 8 процентных пунктов впереди ближайших конкурентов.  Доля наших марок в наиболее прибыльных сегментах сигарет  стоимостью 17-28 рублей и 13-17 рублей превышает 50%, -- говорит Марк  Дюрст, генеральный директор Philip Morris Sales & Marketing в России. 

Рост объема продаж всех ключевых марок компании отмечает и Владимир  Аксенов, директор по корпоративным отношениям «БАТ-Россия». По  данным компании «Бизнес-Аналитика», в пятерку самых быстрорастущих  сейчас марок входят два бренда «Лиггетт-Дуката» и по одному Philip Morris,  BAT и «Реемстма-Империала». 

Большинство российских производителей не могут похвастаться  такими успехами. 

-- Наши обороты не позволяют заниматься рекламой,  хотя продвижение марок сейчас необходимо, -- объясняет Яков  Обердерфер, генеральный директор Омской табачной фабрики. -- Мы не  можем удержать позиции даже у себя дома. 

Большинство фабрик с  российским капиталом постоянно сокращает объемы производства.  Необходимых им финансовых вложений не было уже более 10 лет, поэтому  оборудование давно устарело. 

По мнению Виктора Стефашина, начальника аналитического отдела  «Грандтабака», в ближайшие 2-3 года неминуемо банкротство и  ликвидация 40-50 табачных фабрик. 

-- Часть из них наверняка будет  эпизодически изготавливать контрафактную продукцию. А оставшимся  на плаву средним и мелким производствам придется  консолидироваться, чтобы выдержать давление западных компаний.  Начнут создаваться холдинги, в состав которых войдут не только  производители, но и сбытовые компании с дилерской сетью, --  прогнозирует он. 

Сейчас большинство российских фабрик не имеют собственной  дистрибуции и целиком зависят от региональных и местных оптовых  компаний. Владимир Шмиглюк, заместитель генерального директора  компании «Донской табак», признает, что проблемы со сбытом сейчас  есть у каждого. Тем временем Аксенов утверждает, что успех его  компании стал возможным во многом благодаря именно новой системе  дистрибуции, действующей с начала года. Стефашин не исключает, что  транснациональные компании в скором времени начнут покупать  дилерские сети у своих нынешних генеральных дистрибьюторов. Среди  региональных и местных оптовиков пойдет процесс слияний и  поглощений. Это необходимо, поскольку иначе приход на наш рынок  международных торговых компаний, неизбежный после вступления  России в ВТО, может в корне изменить всю систему дистрибуции в  стране. 

Аналитики полагают, что кризис перепроизводства приведет не  только к демпинговым войнам производителей, но и к более активным  действиям по выходу на внешние рынки. Наиболее перспективными  направлениями здесь могут стать экономически нестабильные страны  арабского, южно-азиатского и латиноамериканского регионов. 

В прошлом году объем российского экспорта составил примерно  1,8 млрд. шт. (около $16 млн.). За первое полугодие 2002 года российские  фабрики вывезли за рубеж около 0,4 млрд. шт. табачных изделий на  сумму почти $5 млн. По данным «Грандтабака», 70% легального экспорта  сейчас идет в страны ближнего зарубежья, 21% -- в Монголию, остальное --  в Израиль, Арабские Эмираты, Югославию и Турцию. Нелегальные  поставки (по экспертным оценкам их объем составляет 30-50 млрд. штук в  год) отправляются в страны СНГ и Балтии. Доминирующие позиции в  экспорте сейчас занимают марки LD, «Русский стиль», «Балканская  звезда», «Золотое кольцо», «21 век», «Донской табак», а также Parlament,  Camel, Winston. Наибольшие объемы официальных поставок приходятся на  компании «Лиггетт-Дукат», «Филип Моррис Ижора», «Петро» и «Донской  табак». 

Комментарий редакции: ПРОГНОЗ

После небольшого увеличения в 2002 году объемы роста производства курительных изделий будут стабилизированы в 2002 году, а в 2004 году начнут даже немного падать. Еще как минимум пять лет в России будут продолжаться динамичные преобразования в ценовой сегментации рынка и его передел между табачными компаниями. Международные корпорации продолжат увеличивать выпуск на нашей территории фирменных и хорошо "раскрученных" сигаретных брендов, которые раньше импортировались. Ожидаемые изменения в структуре производства в ближайшие годы увеличат спрос на современные нетабачные материалы как минимум на 40%, а с учетом импортозамещения -- в 2 раза.

Инна КОЛОМЕЙСКАЯ


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные