Сегодня: 06.04.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 06 апреля 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА


ВАШ ОТДЫХ -- ЭТО НАША РАБОТА!

Об особенностях туристического бизнеса в Иркутской области

'Отдыхать зимой на Байкале не только можно, но и нужно!'. Под таким девизом 26 февраля в «Сибэкспоцентре» в рамках второго Международного фестиваля зимних игр «Зимниада» открылась Международная выставка «Байкалтур». Сие мероприятие направлено прежде всего на привлечение в Иркутскую область туристов, а с ними -- денег, денег и денег. Сейчас регион, на территории которого расположено «самое чистое озеро планеты», имеет 1% «туристических» денег в валовом региональном продукте. И смех. И нонсенс. Туристический бизнес знает примеры более бедных на достопримечательности стран, которые умудряются превращать визиты скучающих и любознательных коммивояжеров в половину государственного бюджета. Так, во Вьетнаме прогрессивным европейцам и пожилым американцам показывают партизанские убежища времен «миротворческой деятельности» США. Остается вслед за героиней Астрид Линдгрен задать справедливый вопрос: «Ну чем я хуже?!».

БРЕНДОВАЯ ИДЕЯ

Туристическая инфраструктура региона сейчас поделена на две половины. Первая просто работает (это турфирмы и туроператоры). Вторая просто думает (это организации координации и контроля). Вторая мечтает улучшить работу первой. В частности, уже более года обсуждается проблема продвижения туристического бренда Байкальского региона в России и за рубежом.

Первоначально слово бренд означало буквально «тавро». Как это ни печально, но пока Байкал имеет скорее именно клеймо, чем красивый бренд. Байкал у потенциального туриста ассоциируется чаще всего со следующей комбинацией слов: «Мерзлота, тайга, медведи». Именно так, по данным мини-опроса Сибирской байкальской ассоциации туризма, представляют себе иностранцы Священное озеро. К иноземным гражданам местные туроператоры по опыту относят и живущих внутри МКАДа. Так что и на западного российского туриста тоже особо рассчитывать не приходится. Но в СБАТ считают, что раскрутить бренд Байкала не проблема.

Во-первых, необходимо четко определить своего потребителя. Проще говоря, не рассыпаться мелким бисером там, где отдачи от рекламы сибирского озера не будет никакой.

-- Не надо думать, что Байкал -- это свой собственный самостоятельный бренд, который может работать на потребителя вне общероссийского рынка брендов, -- отмечает директор корпоративный проектов группы компаний «Новая реальность» Роман Ищенко. -- Бренд Байкала должен прочно войти в общероссийскую «матрешку» брендов. Цепочка может выглядеть так: Россия -- Сибирь -- Байкал. На этом этапе все региональные туркомпании и туроператоры должны действовать вместе. А дальше идет система микробрендов, здесь каждая из компаний должна занять свою нишу, работая на конкретного клиента.

Роман Ищенко убежден, что на Байкале можно развить по крайней мере пять направлений туристической деятельности (cм. таблицу).

Причем каждым видом туризма должен заниматься конкретный продавец услуг, который и будет раскручивать микробренд в узком кругу собственных клиентов. Так, фирмы, занимающиеся экстремальным туризмом, должны рассчитывать не только на спортсменов, но и входящий в моду корпоративный экстрим (совместные поездки коллективов корпораций на экстремальный отдых для сплочения команды). Кроме того, нужно налаживать связи с российскими клубами экстремального отдыха. Главной же задачей на предстоящий период креативщики называют продвижение бренда «белого» Байкала. Как известно, к двум российским бедам в Сибири присоединилась еще и третья -- зима. Как развернуть на три четверти дикое (семь месяцев в году покрытое льдом) озеро лицом к потребителю -- задача из разряда нерешаемых. Но решать ее все равно придется.

«КАБЫ НЕ БЫЛО ЗИМЫ!..»

До сих пор компании, занимающиеся въездным туризмом в нашем регионе, похвастаться пресловутой сверхприбылью не могли. Бич туристического бизнеса в Иркутской области -- так называемая сезонность. Летом наплыв туристов довольно велик: например, летом 2003 года Приангарье посетило около 32 тысяч иностранных туристов. В то же время зимой эта цифра уменьшается в геометрической прогрессии. Получается, что строить дорогие комфортабельные гостиницы просто невыгодно: наплыв туристов в летний период не окупает их содержание зимой, когда номера сиротливо пустуют. Именно для того чтобы изменить ситуацию на прямо противоположную, была создана Зимниада, а вместе с ней и Байкалтур.

О проблеме сезонности говорили на выставке много и практически каждый из участников, которых собралось более 160. Одним из центральных событий выставки стала презентация горнолыжного салона Ski Baikal, которая состоялась 28 февраля на ледовой площадке. Инициаторами салона были Визитно-информационный центр «Байкалинфо», Сибирский институт Планирования и Развития туризма, СБО «У озера» и русская горнолыжная школа «Байкал». Проект нашел поддержку у администрации Иркутской области. На стенде оператора Ski Baikal ВИЦ «Байкалинфо» корреспонденту «Иркутской торговой газеты» рассказали о целях и путях реализации проекта.

Ski Baikal -- это сеть горнолыжных баз и курортов различной степени сложности и уровня сервиса. В «Байкалинфо» предполагают, что сотрудничество восьми горнолыжных центров Иркутской области и Республики Бурятия -- в Байкальске, Листвянке, Иркутске, Ангарске, Железногорске-Илимском, Саянске, Братске и Северобайкальске -- позволит со временем и с помощью инвестиций создать серьезную конкуренцию альпийским курортам. При существующем в Сибири природном потенциале вполне можно ожидать, что не Куршевель, а Листвянка окажется в зимний период горнолыжной столицей для руководства страны, а также представителей российского крупного и среднего бизнеса. Но это в будущем. Для реализации проекта требуются большие средства и организованная работа. Ski Baikal является лишь частью масштабного замысла, куда войдут горнолыжные сети Красноярского края и Республики Тыва -- Ski Sayany, алтайская сеть Ski Altay и сеть Кемеровской и Новосибирской областей -- Ski Siberia.

Уникальную зимнюю услугу предлагает туристам и компания Green Express. Руководитель группы корпоративных проектов группы компаний «Новая реальность» Роман Ищенко рассказал, что центр ездового спорта существует в Листвянке уже второй сезон. Собаки катают туристов по тайге. Стойкий интерес к такому виду спорта демонстрируют пока только российские туристы, но если приток иностранных туристов возрастет, то можно рассчитывать на успех катания на упряжках у зарубежных клиентов.

Кроме сезонности, существует у туристической отрасли Иркутской области еще одна немаловажная проблема -- отсутствие инфраструктуры. Невысокий (в большинстве своем) уровень сервиса отпугивает многих туристов с «высокой покупательной способностью». Директор туристической фирмы «Вислав», созданной при Академии туризма, Ирина Виноградская говорит, что иностранные туристы приезжают в Иркутскую область в поисках экзотики -- местного колорита. Наши соотечественники предпочитают комфортабельные отели и курорты. Однако долго въездной туризм на экстриме в виде туалетов на улице не продержится, да и доход он приносит только летом: благоразумные иностранцы предпочитают щекотать себе нервы при температуре выше +20 градусов. Поэтому создание инфраструктуры (открытие новых гостиниц, отелей, развитие транспортной сети и связи) -- основа стабильной «туристической» прибыли.

КАРАУЛ! ХУЛИГАНЫ ЛИЦЕНЗИИ ЛИШАЮТ!

В рамках выставки «Байкалтур» прошла межрегиональная конференция «Развитие туризма в Байкальском регионе и продвижение регионального турпродукта». Здесь говорили о новшествах, которые ожидают туристический бизнес в недалеком будущем. Как оказалось, не все будущее обещает быть светлым. В начале 2005 года российским туристическим фирмам и туроператорам добавится еще одна «головная боль». С 1 января будущего года будут отменено лицензирование на туристическую деятельность. Уже сейчас эту реформу называют не иначе, как «хулиганством» на вполне устаканившемся туристическом рынке страны. Туристические фирмы Москвы и Санкт-Петербурга уже выступили против отмены лицензирования, не довольны и наши региональные туроператоры. Против нововведения выступает и областной Департамент по туризму. Отмена лицензирования туристической деятельности приведет к тому, что на рынке буйным цветом начнут цвести фирмы-однодневки. А это повлечет за собой демпинг, некачественные услуги, общее снижение качества предоставляемого сервиса и прочие неприятности. Сейчас в Иркутской области лицензию имеют 114 турагентств, около 60 туроператоров. Даже в условиях обязательного лицензирования не удается уберечься от некачественной работы. В 2003 году Департамент по туризму приостановил четыре лицензии, одно дело сейчас находится в суде. Что будет, когда лицензирование исчезнет, предполагать трудно, но настроения на туристическом рынке царят нерадостные.

Впрочем, правительство взамен лицензий обещает установить новые виды учета деятельности турфирм. Ожидается, что будет введена учетная регистрация фирм, а также прописаны финансовые гарантии добросовестности деятельности туристических предприятий. Кроме того, планируется ввести систему аккредитации турфирм. Возникает резонный вопрос: а к чему шило на мыло менять? Впрочем, реформаторский зуд федеральных чиновников уже не унять, так что в очередной раз придется привыкать к новым условиям игры. В том числе и в гостиничном бизнесе.

ЭКСПЕРТ ПО «ЗВЕЗДАНУТОСТИ»

Как рассказала на конференции специалист областного Департамента по туризму Агния Шангина, вскоре в Иркутской области может появиться свой собственный государственный эксперт по сертификации гостиничного сервиса. Проще говоря, тот, кто раздает гостиницам «звезды». Сейчас эти пятиконечные значки гостиницам выдают все кому не лень -- самые разные сертификационные агентства. Результат очевиден -- у каждой гостиницы своя эксклюзивная звезда. Отечественного туриста эта проблема не очень тревожит, а вот иностранные туристы сильно волнуются. Никак не могут понять, что грязные полотенца могут быть и в пятизвездочном отеле (если звезды выданы сертификационным агентством деревни Большие Грязи). Эксперты гостиничного бизнеса уже окрестили статус российских отелей как «стопроцентную полушерсть». В конце концов правительство решило положить конец этому звездному многообразию. В 2003 году были выработаны государственные требования к сертификации, основывающиеся на французских и швейцарских стандартах. Отныне каждому заведению, принимающему туристов (от пяти номеров и более) придется сдать экзамен на государственные «звездочки». Сейчас в России насчитываются пока только восемь экспертов, обладающих правом раздавать звезды. В скором времени такой эксперт может появиться и в Иркутской области. Поскольку финансовая сторона аккредитации полностью ложится на плечи гостиницы, желающей получить «звездочку», а возить эксперта из какого- нибудь Екатеринбурга или Владивостока накладно, легче воспитать его в своих рядах. Именно этим и намерен заняться областной Департамент по туризму, который занимается в настоящее время тем, что рассматривает подходящие на эту роль кандидатуры из сферы регионального гостиничного бизнеса.

«Байкалтур» показал, что планы у региональных чиновников и туристических магнатов наполеоновские. Однако пока ситуация напоминает известную басню Крылова: каждый тянет в свою сторону -- чиновники в сторону популизма («Зимниада»), крупные туркомпании -- в сторону монополии, мелкие да шустрые агенты -- по демпинговым углам. А бренд и ныне там. Среди медведей, мерзлоты и тайги. Что делать? Для начала, может быть, перестать делить Байкал на зоны влияния?

-- В последнее время конкуренция на туристическом рынке происходит не между туркомпаниями, а между отдельными регионами, -- говорит Роман Ищенко. -- Потребитель клюет не на качество услуг, а на имя: Алтай, Золотое кольцо, Камчатка. Поэтому сражаться между собой за кусок Байкала или за туриста глупо. Наши туркомпании и власть должны создать команду, которая сделает Священное озеро крупной туристической маркой. Ведь у Байкала мощнейший туристический потенциал.

Александра ТЕРЕНТЬЕВА, Юлия СЕРГЕЕВА, Телеинформ


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные