Сегодня: 20.04.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 20 апреля 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


КЛЕПТОМАНИЯ ПО-ИРКУТСКИ

Как бороться с магазинными воришками

Любой иркутский владелец магазина, павильона не раз сталкивался с воровством покупателей. Ходят, смотрят, советуются, а потом прут, несут, тырят, тащат. И взять что- нибудь с собой «на память» хотят даже вполне приличные с виду клиенты. Крикни: Вор! -- и обернутся все.

Обойдя двадцать магазинов, корреспондент «Иркутской торговой газеты» был удивлен, узнав, что даже в престижных иркутских бутиках, не говоря уже о лотках на улице, случаются кражи. Так, продавец одного из магазинов в ТЦ «Вояж» рассказала в приватной беседе, что в их магазине воровство распространено наравне с магазинами недорогих товаров. Ведь одеваться «от кутюр» хочется всем.

-- Стоимость вещей у нас выше, а значит и размер убытков существенней. Заходят, например, две дамы и, презрительно осматривая товар, подобно герою одного известного фильма, просят такой же, но с перламутровыми пуговицами.

В то время как продавец, чтобы угодить привередливым покупателям, ищет для них подходящий размер, цвет и т.д., одна из «покупательниц» незаметно снимает с вешалки вещицу за 6 тысяч рублей и прячет в сумочку или под шубку. Затем постояв еще минут пять, так сказать, для блезиру, обе с невозмутимым видом уходят. Если не заметить пропажу сразу, товар вернуть уже нет никакой возможности.

Здесь срабатывает стереотипное мышление наших продавцов. Мол, хорошо одетые клиенты ни за что не возьмутся воровать. И продавцы теряют бдительность. На деле же, хоть раз, но воровали из магазинов не только воры-профессионалы, но и почтенные матроны, нежные леди, представительные бизнесмены, да и просто «милые люди».

Конечно, в бутиках есть охрана, прямыми обязанностями которой является предотвращение подобных случаев. Только вот исполняются ли они -- другой вопрос. На должность охранника обычно подбирают по внешним данным, не спрашивая о их навыках работы и ничему не обучая. И сидит себе этакий детина перед телевизором или на худой конец с кроссвордами и ждет, когда рабочий день закончится. Спрашивать с них за кражи -- что об стенку горох. Важно еще и то, что профессиональная охрана стоит дорого, а денег на нее, как всегда, нет. Парадокс: экономия приводит к убыткам.

Обычно в небольшом магазине в торговых центрах работает один продавец. И уследить за всеми сразу невозможно физически. Вера, продавец в ТЦ «Сезон» рассказывает, что кражи случаются в основном по выходным или праздничным дням:

-- У меня на этих выходных в разгар торговли украли пять товарных единиц. Уследить за потоком приходящих и уходящих покупателей практически невозможно. Со всех сторон просят показать, поискать... Если стараться не упускать каждого из виду, то вообще ничего не продашь. Товар прошлого сезона, который идет со скидкой, обычно складывается в одну коробку и ставится у входа. Если вход загорожен покупателями -- коробка медленно пустеет.

Это самый распространенный способ. Пока продавец занят, желание воспользоваться случаем и захватить с собой хоть что-то, сильнее страха попасться.

Хорошую возможность для кражи предоставляют примерочные кабинки . Если мерить идут не одну и не две вещи, а сразу целый ворох, следует пересчитать взятый товар. Иначе часть может оказаться уже в чей-то сумке, а что-то уже одето «на себя». Это касается даже нижнего белья, украсть которое проще простого. Дубленки, шубки могут незаметно передать спутнице или спутнику, который ожидает неподалеку, а тому остается спокойно выйти из магазина с невозмутимым видом.

И если уж одежду украсть так легко, то унести какой-либо мелкий товар профессиональному клептоману почти не составляет труда.

-- Выкладывая на прилавок с десяток товаров -- будь то часы, заколки или сувениры, нет-нет да и прозеваешь что-нибудь. Поэтому я обслуживаю по одному клиенту по принципу: показал -- и сразу убрал, -- делится продавец И. в отделе галантереи в «Торговом комплексе».

Однако там, где за час появляется лишь один покупатель, и при этом его обслуживают сразу два продавца, используется другая тактика -- «один купи, один укради». Например, покупатель оплачивает недорогой товар, который тут же упаковывают в сумку этого же магазина. Уже на выходе покупатель или, скорее всего, покупательница якобы вспоминает, что забыла приобрести еще кое-что и возвращается к вешалкам с одеждой уже с сумкой. В этом момент в магазин заходят ее сообщники и отвлекают продавца. Так как первый покупатель уже оплатил покупку, то на него перестают обращать внимание. Полностью переключаясь на новых клиентов они ослабляют бдительность, а у покупателя появляется возможность похитить дорогую вещь.

Обычно супермаркеты, крупные магазины не заинтересованы в огласке фактов воровства. Если же гражданин попался, то его просто могут заставить заплатить за взятый товар. А он в следующий раз станет умнее и сделает все, чтобы не попасться.

И краж от этого не становится меньше. Здесь простор для воров- любителей широк чрезвычайно. Покупатель, который берет много товара, может заплатить лишь за его часть, который он выкладывает из тележки, тем самым отведя подозрения. А что уже лежит в его карманах, никого не интересует. Даже под наблюдением персонала и видеокамер взять товар сложно, но можно.

Владельцу магазина возместить нанесенный ему ущерб за счет прозевавшего продавца проблематично. Практически все магазины заключают с продавцами договор материальной ответственности, то есть продавцы «кошельком» отвечают за исчезнувший с полок товар. Однако этот метод эффективен лишь в магазинах, в которых покупатель не имеет доступа к товару. В супермаркетах, например, сложно определить, кто взял товар: продавец или покупатель, ведь охрана задерживает далеко не всех воров. Поэтому обычно некоторые руководители супермаркетов не требуют с продавцов денег за украденный товар, если убытки от воровства не превышают 0,5% от оборота.

Красть ради кражи

Сегодня 90% розничной торговли -- это магазины самообслуживания, включающие в себя обширные торговые площади, и большое количество посетителей. С помощью различных приспособлений воры умудряются снимать с одежды маркировку и даже выносить тяжелые и крупногабаритные вещи. Любители воруют очень просто: «взял -- вынес», «скушал в углу», «отодрал метку».

И крадут по большому счету «случайно», не задаваясь целью поживиться . Если видят, что где-то что-то плохо лежит -- мимо уже вряд ли пройдут. Лишь немногие воруют для того чтобы получить тот товар, на который у них просто не хватает денег. Для остальных это способ самовыражения, или захватывающий спорт.

Воры-любители крадут в основном мелкие предметы, оставленные без присмотра персонала магазинов: кондитерские изделия, сладости, сигареты. На продуктовых рынках крадут все, что лежит с краю и недоступно глазу продавца. Исключения составляют лишь дни накануне всеобщих праздников, когда воруют «на подарок». В такие дни обычно воруют либо косметику и бритвенные принадлежности, либо спиртные напитки.

Не отходя от кассы

На выгодном посту кассира возможностей воспользоваться служебным положением открывается предостаточно. Например, кассир не пробивает товар в сговоре с покупателем, фальсифицирует код (например, вместо штрих-кода с бутылки коньяка считывает штрих-код с бутылки воды. Кассир может также пробить товар и проделать операцию Lотмена., но товар все равно отдать. Пользуясь тем, что иногда штрих-код не считывается сканером, кассир пробивает код товара вручную (через клавиатуру). Кассир может набрать любой код, не соответствующий реально покупаемому товару. Как правило, кассир пробивает код более дешевого товара в сговоре с покупателем. Причем частенько от действий кассиров страдает не только магазин, но и покупатели. Например, если покупатель использует кредитную карту для оплаты покупок в магазине, кассир может запомнить номер карты, либо подпись покупателя и сделать двойной слип. После ухода покупателя кассир пробьет на его карту другую покупку, а затем заберет товар себе, якобы оплаченный этой картой. Если покупатель приобретает большое количество единиц товара, то кассир может пробить один и тот же товар дважды . После ухода покупателя кассир сделает чек на отмену пробитых дважды позиций и заберет деньги себе.

Воровство в процессе товародвижения также имеет место быть. Например, при приеме товаров (смена владельца с поставщика на магазин), переоценке, списании, возврате поставщику, возврате товара от покупателя и т.д. Таких моментов по цепочке «от ворот до кассы» очень много. При приемке товаров возможна недопоставка товаров -- произошел сговор поставщика и кладовщика. Например, надо было привезти два ящика, а привезли лишь один. А если каждый отдел ведет собственный учет, воровство возможно при переброске товаров в торговый зал, выездную торговлю, секцию.

Довольными в таком случае остаются и покупатели, и продавцы. Все кроме владельца магазина.

Последние к воровству относятся, как это ни парадоксально звучит, с пониманием. И списывают на «естественную убыль» определенный процент (от 1 до 3%) убытков. В советской торговле закладывалось 0,25% такой убыли, но ведь и магазины были другими. Сегодня практически невозможно отследить каждого мальчишку, выносящего в кармане куртки пачку жевательной резинки или съевшего шоколадку прямо в торговом зале.

Однако если воруют более 0,5-1,5% от оборота -- это значит, что у вас возникли серьезные проблемы с безопасностью . Успех, стабильность и процветание торгового центра зависит от сокращения потерь. Вкладывая деньги в создание бизнеса, необходимо вложенные в него средства уметь сохранить и приумножать.

Что ж тут делать? Закрывать доступ к товарам, терять покупателя? Метод штрафов действенен, но лишь на первых порах. Расплачиваться из своего кармана за постоянные кражи продавец вряд ли согласится.

Если невозможно переделать природу человека, остается попытаться при помощи техники и бдительности свести ущерб от дурных человеческих качеств к минимуму. Системы видеонаблюдения установлены лишь в специализированных крупных магазинах. В магазинах средних по цене товаров устанавливаются на входе защитные ворота, а к товару крепятся ярлыки. Поэтому при попытке протащить товар срабатывает сигнал. Так что уже само наличие этих «дверей» поможет мнимому покупателю избавиться от соблазна стянуть что-нибудь.

Однако на дорогостоящую технику безопасности у владельцев небольших павильонов может и не хватить средств. Но ряд предосторожностей все же следует запомнить.

-- Встречайте каждого покупателя у входа и не забывайте предложить ему помощь в выборе товара.

-- Найдите в магазине такое место, с которого было бы видно всех покупателей.

-- Будьте приветливы и смотрите клиенту в глаза.

-- Внимательно наблюдайте за покупателями в мешковатой, объемной одежде.

-- Товары, по каким-то причинам лежащие не там, где они были первоначально уложены, следует немедленно возвращать на место.

-- Располагайте товар так, чтобы можно было понять, какое его количество взял клиент.

-- Не стоит выставлять рядом с выходом магазина дорогостоящие и легкопереносимые товары.

-- Будьте готовы к тому, что возможно кто-нибудь попытается отвлечь ваше внимание.

-- Пользуйтесь такими ценниками, которые нельзя легко отделить от одного вида товара и незаметно прикрепить к другому.

-- Будьте особенно внимательны, если в магазин заходит группа покупателей.

-- Не отходите от кассы, не забрав денежный ящик из нее. Не оставляйте кассу без присмотра.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Директор магазина «Лукоморье» Наталья Царегородцева:

Мы стараемся не создавать прецедентов воровства. До недавнего времени, когда у нас в магазине не было охраны, случаев краж было гораздо больше, ведь магазин работает круглосуточно, вход открыт для всех. Охрана отслеживает процесс покупки, предотвращает воровство. Если человек подозрительного вида долго стоит возле прилавка, ничего не покупая, его попросту вежливо «попросят».

Когда же кража уже произошла, то каждый случай рассматривается в отдельности. Например, если инцидент произошел возле прилавка, и продавец просто не уследил, -- виноватым признается он. Впрочем, если дело в том, что холодильники с товарами стоят далеко от прилавка или на них сломан замок, ответственность ложится на руководство. В целом в первую очередь за кражи спрашивают с продавцов, а во вторую -- с охраны.

Анна ДОЛЖЕНКОВА


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные