Сегодня: 27.09.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 27 сентября 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА


ЗАКОН СУРОВ, НО ЗА...

Мэрия желает и рыбку съесть, и не подавиться

Налоги, согласно последней рекламе УМНС, нельзя платить наполовину. Иначе у вас обязательно зависнет программа. Слоган этот равнозначен тому, что закон нельзя соблюдать  на 50%. Однако объективно это правило писано не для всех. Так, например, администрация города Иркутска, признавая свои ошибки (нарушение закона), отнюдь не торопится  их исправлять. Комиссия, созданная для проведения служебного  расследования фактов, с которыми ИТГ уже знакомила читателей в статье  «Беcтендерные торги», пришла к выводу, что мэрия нарушила  закон. Ответом послужило рабочее совещание при мэре, на  которое был вынесен ряд пространных поручений. Последние  из-за их формулировки можно трактовать как угодно.

БЕССПОРНЫЙ ВОПРОС

Суть конфликта сводится к следующему. Ежегодно город проводил тендер на поставку питания в муниципальные  учреждения Иркутска. Однако в 2002 году администрацией  было решено передать школы трех округов без конкурса  на обслуживание МУП «Комбинат школьного питания».  Соответственно, с этого сегмента рынка были искусственно  вытеснены частные предприятия, занимавшиеся поставками  продуктов в образовательные учреждения на основании  решения тендерной комиссии. 

Вслед за передачей школ уже в 2003 году КШП «отписали»  и детские сады Октябрьского, Правобережного и Свердловского  округов, выставив на общий тендер, в котором, разумеется, комбинат  не участвовал -- речь шла только об учреждениях Ленинского района.  Само собой, частные предприниматели посчитали такую постановку вопроса ущемлением собственных прав и  обратились в антимонопольное ведомство, областную администрацию  и в муниципалитет с просьбами прояснить ситуацию. 

МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ?

Несколько слов о самом «Комбинате питания». Это предприятие торжественно реанимировали еще в  2001 году. Тогда МУП «Комбинат питания» город выделил кредит в размере 6,5 млн. руб. и безвозмездную ссуду в размере 4,5 млн. руб. Материальная  помощь из бюджета была выделена для осуществления  монтажа оборудования, ремонта здания, пополнения  оборотных средств. КШП запустили с большой помпой, широко разрекламировав преимущества муниципального  предприятия перед частниками.

Однако в 2002 году выяснилось, что комбинат не справляется с поставленной задачей. Во-первых, нужно  долг в бюджет возвращать, во-вторых, «кормить» школы,  в-третьих, усовершенствовать свою базу. Но, как докладывали кураторы проекта, реализация возрождения   единой системы школьного питания идет со значительным отставанием. Так, например, стало ясно, что «средств на погашение бюджетного кредита» не остается. В январе 2003 года комбинат должен был вернуть 1 млн. руб., но  чистая прибыль предприятия, по оценкам финансистов, составляла всего 787 тыс. руб. При этом около  600 тыс. руб. было необходимо потратить на ремонт пищеблоков и  оснащение их инвентарем. Вместо закономерного  вопроса -- а куда ушли деньги, если не на ремонт оборудования и налаживание бизнеса? -- мэр говорит, что поможет комбинату, расширит сферу  его деятельности, отдав в руки муниципального предприятия  школы трех округов. Мол, прибыль увеличится, деньги в городскую казну вернутся и школы будут питанием обеспечены. И волки сыты, и овцы целы. 

По сути, администрация города сама себе пыталась  доказать, что выгодно инвестировала средства. Однако обратный результат налицо. Деньги дали, и их теперь не отдают. Тогда мы создаем эффективные условия для должника, чтобы он их все-таки вернул. Какой либерализм! Или оправдание проигрышных вложений. 

Правда, есть некоторая несостыковка. Официально КШП работает отлично, без перебоев. Просто пример для подражания. Одни характеристики от чиновников чего стоят. На самом предприятии тоже усиленно делают вид, что никаких проблем не было и нет. При этом город выставляет школы трех округов  на обслуживание комбинату отнюдь не по причине прекрасной работы, а чтобы помочь встать на ноги.

Представляется, что официально внутри мэрии дела  у КШП плохи только из-за нежелания возвращать  кредит и выбивания для себя привилегированных  условий под благовидным предлогом.  Для жителей города картина работы КШП раскрашена  лучшими красками, чтобы лишний раз не травмировать  родителей, которые, собственно, и платят за питание  своих детей. 

Неофициально же ситуация печальная: комбинат сейчас,  как обычный посредник (правда, не прошедший тендера),  перепродает продукты питания по завышенным ценам в школы  и детсады города, получает прибыль, но делает грустные  глаза для мэрии (мол, денег нет совсем). При  этом на базе комбината, кроме самого производства  и складов, располагается китайский ресторан -- дочернее  предприятие КШП, о котором чиновники вообще предпочитают  не говорить. В этом свете предположить можно все что угодно. Например -- желание участников проекта  «Комбинат питания» скрыть нецелевое использование бюджетного кредита, ради чего сейчас показательно наращивается производственная база и «задираются»  цены. Может, на самом деле КШП -- большой мыльный  пузырь?  

Впрочем, все это вторично. Основная проблема --  создание мэрией искусственной монополии, которая не устраивает ни детские сады, ни «чепэшников».  Единственное, чего требуют другие участники рынка -- это честная конкуренция. Причем их прекрасно понимают в мэрии. И признают, что администрация поступила незаконно, отдав рынок  на откуп единственному игроку. Однако озвучивать  этот факт чиновники не спешат.

ВНУТРЕННЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

Сейчас ситуация такова: чиновники муниципалитета не спешат выносить мусор из избы. Парадоксально, но факт -- первыми, кто признал факт незаконности действий администрации города были ее сотрудники. Однако формально у нас все по-прежнему хорошо.

В ответ на письмо гражданки Антророповой, которая выступала от лица бизнесменов, занимающихся поставками питания в муниципальные учреждения города, в мэрии была создана комиссия для расследования приведенных фактов. Ее выводы любопытны. Члены комиссии установили, что «конкурс на право организации питания школьников в МОУ на период с 1.09.2002 года по  31.07.2003, а также конкурс на право поставки  продуктов питания в дошкольные МОУ в 2003 году, был проведен администрацией г. Иркутска только для учреждений Ленинского округа. Обслуживание остальных... поручено МУП „Комбинат Питания“ без проведения конкурса, что является нарушением ст.ст.71,72 Бюджетного Кодекса РФ, ст.7 Закона  РСФСР „О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, Положения о муниципальном заказе г. Иркутска от 23.03.2002». 

Однако в своем официальном ответе «ИТГ» г-н Третьяков, председатель комитета по потребительскому рынку, ссылаясь на этот же документ, заявил, что «данной комиссией серьезных нарушений в деятельности комбината не выявлено». Возможно, в деятельности комбината нарушений нет (хотя та же комиссия указывает на завышенные цены товара, предлагаемого КШП). Зато есть нарушения (и серьезные) в работе  чиновников, непосредственно связанных с деятельностью  комбината. О них почему-то г-н Третьяков молчит.

Комиссия предложила во избежание получения предписаний от МАПа исправить ошибки и провести открытые торги, где бы комбинат участвовал на равных условиях со всеми. Но для высокопоставленных чиновников это равнозначно публичной порке самих себя. Видимо, поэтому на апрельском рабочем совещании дал совершенно размытое поручение подчиненным: «подготовить заказ (конкурсное задание) на организацию школьного питания в школах города на 2003-2004 учебные годы». Без указания, какие округа выставлять на конкурс,  без пояснения -- что делать с детскими садами.

Если тендер на поставку питания в школы еще впереди, то детские сады на этот год уже «отправили» в комбинат. Однако передача единственному исполнителю заказа   гладко не прошла. Очевидно, что для заключения договора  между МУП «Комбинат Питания» и дошкольными учреждениями  необходимо какое-то основание. Был подготовлен проект  постановления городского главы. Но не прошел: формулировка  «в целях качественного обеспечения продуктами питания»  не вписывается в пункты городского положения «О правилах  закупки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд  г. Иркутска». Оказывается, нельзя передавать муниципальный  заказ одному игроку только потому что он хороший. 

Вопрос с детскими садами завис в воздухе. А решать его надо срочно. Если заключить договор с комбинатом невозможно, то необходимо переигрывать уже прошедший тендер. Пока «белые воротнички» не признают свои ошибки,  кто бы ни работал сейчас по детским садам, будет работать незаконно, а это чревато перебоями с питанием. И все потому, что кое-кто пытается выйти из сложного положения с безупречной репутацией. Хотя по большому счету овчинка выделки не стоит: если «Комбинат питания» настолько хорош, почему бы не доказать ему конкурентоспособность в честной борьбе, если  же плох, то, простите, спасение утопающих -- дело рук самых  утопающих, в том числе и управленцев, решающих личные  проблемы.

PS. «ИТГ» будет следить за ходом событий. Если здравый  смысл не возьмет верх и новый тендер не будет организован  по всем правилам, станет очевидным факт:  наши чиновники боятся принародно «краснеть» и признавать  свои огрехи. Тогда им никакая харизма не поможет.  

Анастасия ЛЫРЧИКОВА


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные