Сегодня: 22.11.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 22 ноября 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


ИРКУТСКИЕ БИЗНЕСМЕНЫ СКОРО УЗНАЮТ, КАК ЭФФЕКТИВНЕЕ ПРОТИВОСТОЯТЬ КОРРУПЦИИ

Ни в каких книгах или статьях не найти рекомендаций, как и кому давать взятки. Коррупция -- сродни интимным отношениям, которые тщательно скрываются от чужих глаз. Именно поэтому изучать коррупцию и предлагать рекомендации по реальному противодействию ей крайне сложно. В этом уверен заведующий отделом социологии московского Регионального общественного фонда "Информатика для демократии" (ИНДЕМ) Владимир Римский. В течение нескольких лет он занимается изучением проблем коррупции в регионах России. Нынешней весной очередь дошла и до Иркутской области.

В недавно начавшемся социологическом исследовании по проблемам коррупции в Приангарье приняло участие уже около 30 представителей среднего и малого бизнеса региона. Сам процесс исследования проходит в форме интервью и занимает, как правило, около двух часов. Респондентам предлагается не только ответить на вопросы о том, как часто им приходится сталкиваться с коррупцией, но и высказать свои мнения по поводу того, как можно решить эту проблему. Далее, по итогам исследования специалисты Фонда ИНДЕМ и Торгово- промышленной палаты Восточной Сибири (которая координирует антикоррупционную деятельность в регионе) планируют разработать рекомендации по борьбе с этим явлением. С учетом местной специфики.

ВЗЯТКИ: ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ

'В советское время коррупция была одна, в ельцинский период -- другая, а сейчас -- третья, -- начинает разговор Владимир Львович. -- И говорить о каких-то общепризнанных, научно установленных ее закономерностях, по-моему, пока еще не совсем правильно. Тем не менее наиболее яркие стороны этого явления выделить все-таки можно'. Для этого рассмотрим три сферы нашей жизни 'тогда' и 'сейчас': здравоохранение, образование и экономику.

Вспомним, что в здравоохранении советского времени коррупция не была распространенным явлением. Даже сложную операцию могли сделать без каких-либо взяток. Конечно, бывало, что и тогда давали деньги. Но только после хирургического вмешательства и лишь как знак благодарности доктору за спасение чьей-либо жизни. А брать или не брать -- было личным делом врача. Сейчас ситуация другая: эскулап и рад бы сделать операцию бесплатно, но: 'Знаете, больной, у нас не хватает медикаментов, совсем нет перевязочных материалов, да и вот аппарат чего-то барахлит'. В общем -- как оплатите, так и прооперируем. 'Когда вы приобретаете все необходимое для операции, то понимаете, что и врачу надо заплатить, -- рассказал Владимир Римский. -- Причем многие доктора сами назначают цену. А стоимость одной операции может равняться нескольким вашим зарплатам'.

Поступление в вуз также превратилось в последнее время в настоящий клондайк для взяточников. В совдеповские времена в большинство вузов можно было поступить без взяток. Такая форма коррупции, как 'репетиторство с гарантией поступления' встречалась крайне редко. Хотя сегодня, по словам Владимира Римского, ситуация в некоторых московских высших учебных заведениях меняется в лучшую сторону. Вузы заинтересованы в хорошо подготовленных абитуриентах. Ведь поступившие за деньги зачастую не хотят учиться, а значит по окончании обучения не смогут 'подтвердить' свой диплом качественно выполняемой работой. В итоге все это отражается на престиже вуза и неизбежно приводит к тому, что абитуриенты выбирают другое учебное заведение. Заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ уверен, что быть или не быть коррупции в том или ином вузе, во многом зависит от позиции ректора. Если руководитель учебного заведения осознает, что легкие деньги от безразмерного увеличения платных мест все равно рано или поздно выйдут ему 'боком', а зарабатывать можно на престиже вуза, и если он начинает увольнять самых злостных взяточников, коррупции в его вузе становится меньше.

В СССР САЖАЛИ ЗА БЕЗОБИДНЫЕ ПО НЫНЕШНИМ МЕРКАМ ВЕЩИ

В советские времена коррупцией в сфере экономики считались совершенно безобидные с современной точки зрения вещи. К примеру, спекуляция. 'Ну и что тут такого, если дефицит? -- рассуждает Владимир Римский. -- Купил, привез, продал -- все довольны, за исключением государства, которое считает это незаконным и может привлечь к уголовной ответственности'. Совсем другое дело -- коррупция в государственных органах. Ведь в советские времена ресурсы на производственном и потребительском рынке распределялись с помощью взяток и связей в Госплане, Госснабе, в городских, областных или республиканских администрациях.

Сейчас распределение ресурсов контролируется чиновниками, к примеру, с помощью выдачи различных разрешений и согласований. И как свидетельствует статистика, многие бизнесмены даже и не считают коррупцией отношения по схеме 'заплати -- разрешу'. Большинство уверено, что именно так и должно быть и что коррупционные отношения с чиновниками помогают развивать бизнес. Владимир Римский уверен, что государство создало, к примеру, институт лицензирования в первую очередь для выживания министерств, ведомств, агентств в условиях недостатка бюджетных средств.

По идее государство должно отвечать за качество товаров или услуг, на которые оно выдало лицензию, но где это видано, чтобы за качество ответил какой-либо чиновник? Зачем чиновникам брать на себя какие-то лишние, с их точки зрения, функции? Вот и получается, что на наших прилавках оказываются некачественные, но успешно прошедшие лицензирование товары. 'Сможет ли потребитель, который приобрел такой товар, высказать какие-то претензии чиновнику, выдавшему лицензию той или иной фирме? -- рассуждает Римский. -- Вряд ли. Именно поэтому я считаю коррупцией такие отношения между властью и бизнесом, которые скрыты за 'цивилизованным' институтом лицензирования'.

КОРРУПЦИЯ: УБИВАЕТ МЕДЛЕННО

Опасность состоит в том, что коррупция пустила на самотек многие экономические процессы. В период распада СССР, в условиях дикого капитализма было принято концептуальное решение о том, что рынок должен самостоятельно формировать все сферы существования общества, в том числе здравоохранение. Однако государство с каждым годом сокращает объемы финансирования медицины. Медикам не хватает денег, поэтому они вынуждены прибегать к взяткам. Именно коррупция поддерживает сегодняшнюю медицину, но она никогда не сможет решить проблему, а только на время отсрочит распад отрасли. Куда в таком случае население будет вкладывать свои кровные деньги? Явно не в процветание своего региона, не в товары или услуги, а на поправку своего здоровья. В результате распад медицины будет косвенно препятствовать развитию внутреннего рынка, а ведь это один из важнейших факторов экономического роста и решения социальных проблем.

ИРКУТСКИЕ БИЗНЕСМЕНЫ ЧАЩЕ ВСЕГО СТРАДАЮТ ОТ ПРОВЕРОК

О каких же примерах коррупции рассказали в ходе исследования иркутские бизнесмены? По словам Владимира Римского, респонденты отметили, что власти Иркутской области спокойно относятся к тому, что многие принятые ими же законы в сфере предпринимательства не исполняются. И принятие того или иного закона далеко не всегда является решением проблемы. В итоге и власти, и бизнес мало ориентируются на нормы существующего законодательства и зачастую стараются строить свои отношения 'неформально', что нередко оказывается выгоднее ожидания, пока государство исполнит свои обязательства перед бизнесом.

Например, два бизнесмена заключили официальный договор о том, что один поставляет другому товар на такую-то сумму, а получатель взял на себя обязательства по оплате заказа до определенного срока. И вот наступил срок уплаты, но денег получатель не перечислил. Поставщик товара не будь дураком подал иск в арбитражный суд Иркутской области. Суд в свою очередь вынес решение о том, что получатель товара должен расплатиться с истцом. Ответчик заявил, что денег у него нет, поэтому расплачиваться он не намерен. По идее государство в лице судебных приставов должно было добиваться выполнения контракта второй стороной. Но в реальности этого не произошло. Что думает потерпевший? 'Ага, государство своих обязательств не выполнило, а надо ли мне в следующий раз заключать официальный контракт? Уж лучше я как-нибудь так, неофициально. И мороки меньше. Зато уж если что -- ребята мои разберутся'. Получается, что 'черные' схемы даже эффективнее 'белых'. Вот так и развивается в регионе теневая экономика.

Или еще такой пример. Одно из иркутских рекламных агентств просит клиентов помимо суммы по официальному договору оплатить еще столько же 'черным налом'. Мотивируется это тем, что 'контракт нам нужен потому, что мы -- контора приличная. А без второй части денег просто ничего не будет'. Получается этакая 'серая' схема: и контракт есть, и деньги 'левые' надо платить. Зато услуга была предоставлена качественно и в срок.

Рассказывали иркутские бизнесмены и о ситуациях с 'посредниками'. Сейчас появились добрые дяди и тети, которые помогут вам зарегистрировать ваше СМИ в Министерстве по культуре и массовым коммуникациям. Естественно, за плату. Конечно, не разобравшись в чем дело, вы можете гордо отказаться от их услуг. Но пробегав полтора месяца по различным инстанциям, вы придете к выводу, что без посредников вам никуда. Только эти дяди и тети знают нужные ходы и нужных вам людей. И только с их помощью вы сможете зарегистрировать наконец свое многострадальное СМИ. Владимир Римский уверен, что посредники часто не просто связаны с лицензирующим органом, а еще и 'организованы' им. Получается, что государство не просто требует средства за то или иное разрешение, но и создает систему, в которой без посредников бизнесу просто невозможно обойтись.

Но чаще всего представители малых и средних предприятий рассказывали о проверках пожарных. Причем действуют люди в касках часто по одной и той же схеме. 'Уважаемый, у вас тут склад не правильно оборудован: не отвечает технике безопасности. Платите штраф!' -- 'Но я только арендую это помещение. По поводу штрафа обратитесь, пожалуйста, к собственнику'. Но пожарные продолжают настаивать: 'Не хотите штраф платить? Тогда освобождайте помещение!'. Предприниматель уходит и, как правило, претензий к новому арендатору у пожарников не возникает.

...И ПОКА НЕ ГОТОВЫ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ С НКО

Исследование, проведенное в Иркутской области, показало, что предприниматели не знают, как в регионе можно бороться с коррупцией. Во всем мире борьба с нею ведется в партнерстве бизнеса и общественных, некоммерческих организаций (НКО). Но в Приангарье предприниматели пока не готовы объединяться с общественниками. Ведь бизнесмены привыкли отстаивать интересы бизнеса.

Но и сами бизнесмены не смогли в ходе интервью предложить какие-то реальные меры противодействия коррупции, кроме личного ее неприятия и по возможности избегания ситуаций, которые можно назвать коррупционными. Кстати, некоторые из бизнесменов вообще не могли представить себе, как можно было бы решать проблемы с властью без неформальных отношений с чиновниками. По крайней мере, подарки чиновникам к праздникам передают все без исключения бизнесмены.

Что же делать? По мнению Владимира Римского, в Иркутской области необходимо создать широкую антикоррупционную коалицию. Причем она не должна состоять только из представителей некоммерческих организаций или предпринимателей. Первым шагом их коалиции должна стать разработка антикоррупционной программы. Необходимо будет выделить отрасли, в которых можно будет обойтись без коррупции, регистрация того или иного типа должна иметь уведомительный, а не разрешительный характер.

Кстати, в Иркутской области уже создана антикоррупционная коалиция. Пока в ее состав входят в основном общественные организации. Бизнесмены, желающие принять участие в работе коалиции, могут уже сегодня обратиться в Торгово-промышленную палату Восточной Сибири.

Второй шаг -- реализация антикоррупционной программы в диалоге с властью. Ни одно важное решение в сфере экономики или социальной политике не должно приниматься единолично чиновниками, потому что они всегда будут делать это в своих интересах: расширения возможностей контроля бизнеса, распределения ресурсов, увеличения бюджетных ассигнований, расширения штатов органов управления и т.п. 'За рубежом варианты того или иного решения обсуждаются в экспертном сообществе, -- рассказывает Владимир Римский. -- Результаты этого обсуждения становятся известны широкой публике. В мировой практике по важным вопросам проводят референдумы'.

Чиновники должны объяснять гражданам мотивы своих решений. Но как показывает опыт, меньше всего чиновники любят отчитываться перед гражданами по поводу своих решений. Прозрачность же власти неизбежно приводит к снижению коррупции. 'Я не идеалист и отдаю себе отчет в том, что в нарисованной мною картине много того, что кажется нереальным, -- рассказывает Владимир Римский. - Тем не менее уже сейчас мы можем формировать общественное мнение относительно коррупции'.

ПОЭТОМУ ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ К НАМ НЕ СПЕШИТ

Сейчас американцы и немцы не спешат строить свой бизнес в России. Говорят, слишком большой у нас уровень коррупции, бизнес непрозрачный, мол, чуть ли не консультантов приходится нанимать для того, чтобы знать, кому и сколько нужно дать.

Дело однако не в том, что в Америке или Германии не дают взяток. Дают. Но там есть сферы жизни, в которых абсолютно исключены взятки. А если вы их все-таки даете или берете, вас рано или поздно найдут. Пример с 'Пармалатом' в Италии. Его руководитель сделал то же, что почти на каждом шагу делают в России -- перевел часть своих активов за рубеж, да так перевел, что никто и не знает до сих пор -- куда. Вспомните, какой резонанс это вызвало в мировом сообществе. Россияне ничего особенного в этой ситуации не видят. В наших-то масштабах, это мизер какой-то. 'Нельзя говорить, что надо стремиться к какому-то определенному уровню коррупции, -- считает Владимир Римский. -- Но надо стремиться к такому к ней отношению в обществе, бизнесе, государстве, чтобы коррупция считалась недопустимой, неэтичной. Нужно добиваться, чтобы проблемы постепенно можно было решать без коррупции, руководствуясь только нормами закона'. Более конкретные и обоснованные рекомендации Фонд ИНДЕМ планирует разработать к концу года после проведения исследования еще в нескольких регионах. Эти рекомендации не могут быть окончательными решениями проблемы. Они скорее будут показывать путь, по которому следует двигаться, чтобы постепенно снижать ее уровень в регионе.

 

21/04/2004

Елена ЛИСОВСКАЯ


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные