Сегодня: 20.06.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:
Старт продаж у застройщика. Жилой комплекс Современник - компания Эвелин.

Сегодня 20 июня 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА


ПИВНАЯ БОРЬБА

или кое-что о пивном рынке

Всем известно, что в условиях низкой конкуренции растут цены и страдает качество. С уплотнением конкурентной среды цены начитают падать, а качество соответственно расти. Потребителю, как разборчивой невесте, конечно выгодно, когда за него борются, -- мол, вы там между собой разберитесь, а я уж тогда выберу, где подешевле, да получше. Но кто позаботится о самих предприятиях, вынужденных ежедневно добиваться благосклонности клиента, кто обеспечит благоприятную среду для их деятельности? О том, как живется компаниям в условиях жесткой конкуренции, корреспонденту 'Иркутской торговой газеты' рассказали генеральный директор группы компаний 'ПИВКо' Александр Паньков и менеджер по продажам Евгений Конников.

СТРАТЕГИИ ПИВОВАРОВ

Пивной рынок в Иркутской области и в целом в России -- один из самых конкурентных. По итогам 2003 года Россия заняла пятое место в мире по объему рынка. Но расти рынок пива начал, как это ни странно, после того, как в 1998 году рубль свалился в глубоком обмороке. По словам Евгения Конникова, это было вызвано тем, что до дефолта пивной рынок был заполнен импортной продукцией. После черного августа ввозить пиво из-за границы стало невыгодно, что и подхлестнуло отечественного производителя начать наращивать объемы производства. Пиковое увеличение производственных показателей пришлось на 1999 год и составило 32%. Не всякая отрасль может похвастаться такими темпами роста. Естественно, после 1999 года показатели начали постепенно падать. В 2003 году пивной рынок увеличился, по разным оценкам, на 5-7%. Такой же прогноз аналитики делают и на 2004 год.

Евгений Конников считает, что сокращение темпов роста стало результатом насыщения рынка в стратегически важных для пивных компаний регионах, т.е. в столицах и крупных городах России. Это подтверждают и данные Союза российских пивоваров и журнала 'Финанс'. В Москве и области потребление пива на душу населения равно 90,5 л в год. Во всех остальных регионах потребление пива на душу населения значительно ниже. Так, на Северо-Западе этот показатель составляет 65,2 л в год, на Урале -- 49,7 л, в центральных регионах России -- 45,1 л, в Поволжье -- 42,2 л, на юге России -- 40,3 л, в Сибири -- 38,5 л. Меньше всего пива, как оказалось, пьют на Дальнем Востоке -- 28 л в год. Евгений Конников и Александр Паньков, гендиректор группы компаний 'ПИВКо' напрямую связывают уровень потребления пива с уровнем доходов населения. 'Чем больше люди зарабатывают, тем чаще они выбирают пиво', -- говорит Александр Паньков.

Соответственно, изменяется и уровень потребляемого пива. Дешевое пиво становится все менее популярным.

Всего в России действует более 300 пивоваренных предприятий, из которых семь являются крупнейшими: 'Балтика', Heineken, 'Очаково', 'Пивоварня Москва-Эфес', 'Трансмарк', 'Красный восток', Sun Interbrew. Именно на эту 'великолепную семерку' и приходится 75% пивного рынка России. Подобная ситуация вынуждает более мелкие компании объединяться, чтобы противостоять наступлению монстров. Обслуживая менее 10% рынка, компания не выдерживает конкуренции. Евгений Конников предполагает, что в скором времени на рынке останется пять -- шесть игроков, которые будут иметь от 10 до 20% рынка. Вероятнее всего, в схватке выживут 'Балтика', Sun Iterbrew, Heineken, 'Очаково', 'Красный Восток' и, возможно, 'ПИТ'.

Именно угроза перепроизводства стала толчком для выхода крупнейших пивных компаний в регионы. Так, 'Балтика' построила заводы в Самаре и Хабаровске, получив тем самым возможность наступать на потребителя по всей территории России практически одновременно. Московский пивобезалкогольный комбинат 'Очаково', один из немногих национальных бизнесов на пивном рынке, имеет производственный филиал в Краснодаре, строит завод в Пензе и заглядывается на Тюмень. Компания 'Красный Восток' имеет свое производство в Новосибирске. Естественно, в первую очередь это выгодно потребителю, потому что цена 'Балтики', доставленной из Санкт-Петербурга и из Хабаровска, будет отличаться в разы.

ПИВНАЯ КУЛЬТУРА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

По уровню потребления пива Иркутская область отличается от своих соседей. Евгений Конников говорит, что в среднем житель Приангарья выпивает 40 л пива в год. Притом что в Бурятии и Читинской области этот показатель равен 30 л в год. Исключение составляет лишь Красноярский край, где уровень потребления пива весьма близок к иркутскому. В 'ПИВКо' связывают это, во-первых, с уровнем доходов населения, который в Иркутской области значительно выше, чем в Бурятии и Читинской области. Вторая причина заключается в том, что в области очень сильны позиции пивоваренных заводов: Иркутспищепрома, Усть-Илимского и Братского заводов. Поэтому отношение к пиву в Приангарье a prior лояльнее, чем в соседних регионах.

Лет десять назад продукция Иркутскпищепрома занимала 90% пивного рынка Иркутской области. С приходом общероссийских и международных торговых марок на рынок Приангарья Иркутскпищепром значительно сдал свои позиции. До сих пор успешно продаются марки 'Жигулевское', 'Адмирал Колчак'. Тем не менее на сегодняшний день Иркутскпищепром занимает уже 27% иркутского рынка. На пятки ему наступает 'Балтика' -- 23%. 10,08% рынка закреплено за продукцией питерского завода 'БРАВО', который в марте 2003 года был продан концерну Heineken. Пивоварня Хейнекен производит пиво 'Бочкарев', 'Охота', Lowenbrau, Bear Beer, Heineken. Остальные производители занимают менее 10% рынка. По словам Евгения Конникова, в последнее время значительно усилились позиции Усть-Илимского пивзавода, но весьма ослаб Братский завод.

Пивной ассортимент на иркутских прилавках зависит от качества работы дистрибьюторов. Сегодня в Иркутской области работают восемь дистрибьюторских компаний: 'ПИВКо', 'Сервико', 'Пивной рай', 'Пивное дело', 'Ваделите', 'Веремеенко', 'Шелт' и 'А.К.'. Столь большое число дистрибьюторов -- плод исключительно неудовлетворенного спроса. 'Любой неудовлетворенный спрос моментально рождает предложение', -- говорит Александр Паньков. Свято место пусто не бывает. Если кто-либо из дистрибьюторов зазевается, то контракт уйдет к другому игроку на рынке. Однако сегодня между дистрибьюторами помимо жесткой конкуренции существует и сотрудничество. Если у кого-либо из участников нет контракта с кем-либо из производителей, эту же продукцию он может купить у своего конкурента.

Генеральный директор группы компаний 'ПИВКо' Александр Паньков оценивает рынок дистрибьюторских услуг области как высококонкурентный. Хотя, по его словам, до здоровых взаимоотношений в этой сфере бизнеса Иркутской области далеко. 'Если бы все дистрибьюторы работали честно, доходы всех компаний увеличились бы в разы', -- уверен Александр.

Борьба за клиентов ведется по двум основным позициям: качество и ассортимент предлагаемых услуг. Имеет значение все: от сроков поставки товаров до внешнего вида торгового представителя. Александр Паньков рассказал один случай, произошедший в их компании. Один из клиентов едва не отказался от контракта из-за того, что ему привезли товар не в фирменной машине с логотипом 'ПИВКа'.

По словам специалистов, главным критерием отбора в высококонкурентной среде является качество предоставляемых услуг: 'Компанию должны знать только с хорошей стороны. Однако даже создав самый прекрасный образ, доброго имени можно лишиться за неделю, если оно не подтвердится конкретными делами. Слухи -- как злые старухи'.

По оценкам менеджеров 'ПИВКа', года через два конкурентная среда на дистрибьюторском рынке Иркутской области должна стать менее жесткой, поскольку произойдет естественная гибель слабых компаний и укрепление позиций сильных. Посмотрим, кто окажется в авангарде, а кто выйдет из игры совсем.

28/04/2004

Александра ТЕРЕНТЬЕВА


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные