Сегодня: 23.02.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 23 февраля 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА


МОСКВИЧИ И ИРКУТЯНЕ ШТУРМУЮТ УЛАН-УДЭ

А бурятские производители пытаются вернуть себе рынок при помощи властей

'На сегодняшний день бурятский рынок заполнен местными товарами лишь на 14%', -- такие данные привела министр экономического развития республики Татьяна Думнова на недавнем брифинге для журналистов. Правительство Бурятии предпринимает различные меры, чтобы повысить показатель, который, по расчетам чиновников, может составлять 45-50%. Однако серьезно изменить ситуацию пока не удалось.

С таким понятием, как конкуренция, бурятские производители и продавцы товаров и услуг до недавнего времени сталкивались крайне редко. Борьба за рынок носила локальный характер, причем местные производители сталкивались преимущественно между собой. Однако с недавних пор ситуация круто изменилась: сегодня иногородние и иностранные производители и продавцы товаров, не стесняясь, выдавливают с рынков местных бизнесменов. Причем количество таких примеров растет постоянно.

Первыми пострадали продавцы бытовой техники, когда в прошлом году на бурятский рынок зашла компания 'Эльдорадо' . Итогом агрессивной маркетинговой политики известной столичной сети магазинов стало резкое ужесточение конкуренции, сопровождавшееся, в том числе, и полным вытеснением ряда мелких игроков. Правда, покупатель только выиграл -- цены на бытовую технику за 2003 год возросли только на 1% и то без учета уровня инфляции.

Затем обострение конкуренции и падение цен началось на рынке продаж оргтехники, которую спровоцировала иркутская компания 'Комтек', открывшая первый в городе супермаркет компьютерной техники в самом центре Улан-Удэ.

Подобная ситуация складывается сегодня практически во всех секторах рынка. В крупных супермаркетах передовые позиции занимают продукты питания любых других производителей -- Иркутска, Ангарска, Новосибирска и т.д., но только не местных предприятий. Исключение составляет, пожалуй, только рынок макаронных изделий, где безусловным лидером является ОАО 'Макбур,' и рынки скоропортящихся продуктов питания, таких как хлебобулочные изделия.

Причин сложившейся ситуации очень много. Во-первых, большинство местных производителей априори не могут конкурировать с иногородними, и тем более иностранными производителями по размерам рекламных бюджетов и затрат на продвижение своих брендов. Кроме того, для успешного выживания необходимо закупать современное оборудование -- сделать это могут далеко не все предприятия. Но даже вооружившись им, бурятские предприниматели зачастую не могут выйти на безубыточность, поскольку чисто психологически замкнуты на определенный ограниченный рынок. Хотя в силу крайне удачного транспортного расположения, им выгодно работать от Красноярска до Владивостока (включая рынок Монголии). Примером успешного продвижения своих товаров в другие регионы являются опять же компания 'Макбур' и предприятие 'Эльф' по производству детской одежды. Последнее, благодаря современным методам организации производства и мотивации персонала, даже на отнюдь не новом оборудовании успешно конкурирует с китайскими производителями.

Современные методы организации производства наряду с производительностью труда, кстати, также являются одной из бед бурятских производителей. 'В этом плане иркутские предприятия серьезно опережают нас, - говорит независимый аналитик, директор центра поддержки предприятий 'Макон' Алдар Бадмаев. -- Мы же в этом плане отстаем по большинству отраслей'.

Большинство бурятских производителей совершенно не уделяют внимания методам реализации своей продукции в торговых точках . В этом отношении среди предпринимателей бытует миф, что 'мы местные, нас и так все знают', в то время как большинство крупных иногородних компаний придает большое значение расположению своей продукции на витринах, материально поощряя продавцов, умеющих преподнести товар.

По данным республиканских чиновников, на сегодняшний день бурятский рынок наполнен местными товарами лишь на 14%. Естественно, правительство Бурятии крайне заинтересовано в увеличении этого показателя, поскольку рост реализации товаров и услуг местного производства означает и рост налоговых отчислений в бюджет, создание новых рабочих мест и прочие блага для социальной сферы региона.

Известно, что для защиты товаропроизводителей местные власти не могут принимать прямых мер административного давления, но для этого есть масса косвенных приемов. Правда, в Бурятии среди них преобладают шумные акции, которые следуют одна за другой. Данные об их эффективности пока отсутствуют.

В прошлом году в республике проходила акция 'Производите и покупайте товары Бурятии'. В ее рамках в 10 торговых точках Улан-Удэ проводилась покупательская конференция, целью которой было заинтересовать население республики в приобретении и производстве товаров местного производства. Кроме этого, выявлялось, каким факторам при покупке товаров придают значение покупатели и какую долю в общем объеме реализации продукции составляют товары местного производства. Конечной целью акции должна была стать выработка механизма стимулирования предприятий розничной торговли в продвижении товаров местного производства на рынке республики. Какой эффект принесла эта акция местным производителям, пока неизвестно.

Другим направлением деятельности чиновников стала попытка разработать товарный знак, символизирующий продукцию и услуги товаропроизводителей Бурятии . По замыслу инициаторов создания такого знака -- Минэкономразвития РБ, он должен способствовать продвижению местных товаров и услуг на территории других регионов России и за рубежом, являться гарантом качества продукции, а также защитой бурятских товаропроизводителей от фальсификации и подделки лучших образцов продукции. Предоставление права использования брэнда 'Бурятия' будет осуществляться специальным межведомственным советом по качеству продукции. Товарный знак обещали разработать уже в январе этого года, однако о его судьбе также ничего неизвестно.

В республике постоянно проводятся конкурсы 'Лидер экономики Республики Бурятия' и '10 лучших товаров Бурятии', в которых из года в год принимают участие практически одни и те же предприятия.

Целый комплекс мероприятий Министерства экономического развития направлен на поддержание предприятий малого бизнеса. Этот год в Бурятии президентом Леонидом Потаповым даже объявлен годом малого предпринимательства. В своем указе глава республики распорядился упростить порядок получения предпринимателями разрешения на открытие своего дела. После этого в помощь бизнесменам будет предложена сеть инкубаторов, которые помогут взять в аренду или приобрести в собственность подходящее помещение. Послабления малому бизнесу гарантируются в части налогов и финансовой поддержки. В частности, президент в своем указе поставил задачи: упростить для предпринимателей схемы уплаты региональных налогов, разработать механизм предоставления банковских кредитов и ссуд. Насколько эти меры окажутся эффективными и какой будет практический эффект, покажет время. По мнению Алдара Бадмаева, некоторые из этих мер могут иметь реальный эффект, главное, чтобы они не проводились только с целью поставить чиновникам очередную галочку.

Пока правительство Бурятии думает, как облегчить жизнь местных предпринимателей, процесс противодействия иногородним производителям пошел 'снизу'. Четыре местных производителя пива, доля которых на бурятском рынке составляет всего 5%, объявили об объединении в ассоциацию с целью противодействия транснациональным производителям. Пивовары считают, что иначе им просто не выжить. Ведь в результате агрессивной маркетинговой политики иногородних конкурентов местное пиво все реже стало размещаться в барах и кафе города, а бутилированное пиво не хотят брать на реализацию магазины. При том, что цена местного пива ниже привозного, а его качество лучше.

Местные эксперты полагают, что объединение в добровольные ассоциации, когда предприниматели фактически образуют картельные союзы и вырабатывают единую политику, направленную на борьбу с 'варягами', одним из наиболее эффективных путей защиты. Таким объединениям намного легче взаимодействовать и с местной властью. Тенденция к объединениям в подобные ассоциации сейчас наблюдается и в других сферах, например, в туристической отрасли Бурятии.

28/04/2004

Андрей ДУМЛЕР, специально для "ИТГ" из Бурятии


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные