Сегодня: 21.08.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 21 августа 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА


ВЗРОСЛЫЕ ИГРЫ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Участники конкурса "PRO-актив" открыли новый арбитражный суд

Любой конкурс — это прежде всего игра. Играя, человек моделирует определенную жизненную ситуацию и свое поведение в аналогичных условиях. Заключительный этап двух прошедших конкурсов "PRO-актив" состоял из нескольких игр. В них участники имели возможность максимально раскрыться перед экспертами. О том, что скрывается по ту сторону игры, корреспонденту "Иркутской торговой газеты" рассказала игротехник конкурсов "PRO-актив" ИГУ-2004" и "Золотой список ИрГТУ-2004" Ксения Чабаненко.

— Ксения, расскажите, пожалуйста, какую цель преследовал "PRO-актив" ИГУ-2004"?

— Сначала несколько слов об истории и технологии. Впервые подобный конкурс "Золотой кадровый резерв XXI века" прошел в России в 1999 году с подачи Сергея Кириенко. Это был управленческий конкурс, его целью было выявление молодых людей с задатками управленцев: участник должен был показать, что он может "снять" заданную сложную игровую ситуацию, проанализировать ее, поставить по отношению к ней свои личные цели и действовать, т.е. управлять не только другими участниками, но и всей игрой в целом.

Технология "PRO-актива" и похожа и не похожа на технологию тех конкурсов. С одной стороны, у нас была другая цель — ведь участниками были студенты, основная задача которых сегодня — поиск работы, а с другой стороны, мы хорошо понимаем, что найти здесь и сейчас хорошую работу мало для того, чтобы добиться чего-то по- настоящему стоящего. Поэтому, несмотря на то что многим участникам были предложены стажировки и практика в предприятиях-партнерах конкурсов, мы пытались донести, что хорошая работа — это только ступень к полноценному саморазвитию.

Что касается способностей участников, то они, в частности, проявляются, когда конкурсант пытается трансформировать под себя правила игр, в которые он играет наравне с другими. Когда кто-либо из участников игры понимает, что изменить ход игры можно, начинается самое интересное.

На "PRO-активе" в ролевой игре "Хозяйственная деятельность на строительном рынке" конкурсанты пытались сделать это. Например, один из участников провел перепись населения (таким образом, он обосновал потребность города не только в домах, которые можно было строить по правилам игры, но и в развлекательных центрах), организовал строительство кинотеатров. А т.к. правилами игры не была зафиксирована прибыль от кинотеатров, он стал монополистом и смог назначать ту цену, которую счел необходимой. Согласитесь, что так же происходит и в жизни: если нашим законодательством, например, не прописаны какие-то вещи, то этим пользуются предприимчивые люди и извлекают выгоду.

Другой интересный ход сделал победитель конкурса "Золотой список ИрГТУ-2004" Евгений Потанин. В игре "по лесопереработке" он выдвинул иск против своего оппонента в арбитражный суд. Арбитражного суда на плацдарме игры не было, его необходимо было ввести как новый игровой предмет.

Обе эти идеи интересны тем, что участники придумали, каким образом они могут расширить плацдарм игры, на котором им становится тесно. И чем больше новых правил они задают, тем интереснее становится игра.

— То есть человек должен обладать определенными профессиональными навыками, чтобы понять, что так можно делать?

— Отнюдь. Профессиональные навыки и опыт только мешают. Как вы думаете, почему такие конкурсы проводятся среди молодежи? После 25-28 лет человек становится зашоренным, загоняет себя в какие-то рамки, ему становится все сложнее придумывать новые ходы. Опыт, на самом деле, тоже нужно подвергать сомнению. Если человек поступает определенным образом только потому, что ранее в подобной ситуации он вел себя так же и это было более или менее удачно, а не исходя из детального анализа ситуации, то это не дает никакого положительного эффекта хотя бы потому, что не бывает абсолютно идентичных ситуаций, и вы обманываете себя, когда считаете, что ничего не изменилось. Но давать подобные выводы участникам совершенно бесполезно — это нужно понять самому, прочувствовав, что поступать бездумно значит заранее проиграть.

Чтобы дать конкурсантам возможность сделать подобные выводы самостоятельно, мы использовали ролевые игры, в которых на участников накладывалась определенная роль, и они действовали, исходя из полученных установок и собственных целей на игру. Это были роли, которые есть в нашем обществе: роль губернатора, роль руководителя градообразующего предприятия. Часто люди действуют в какой-либо ситуации так, словно играют кого-то. Действуют, подчиняясь стереотипу. Это очень мешает ставить свои собственные цели и добиваться их. Это поначалу происходило и с конкурсантами: "губернатор" развивал регион, директор зарабатывал "прибыль".

Первой задачей нашей игры стало принципиальное разделение роли и позиции человека. Роль дается человеку в игре, а позиция формируется ко всей ситуации в целом: ко всем участникам, ко всем ролям в игре. Научиться разделять эти вещи очень важно. Участник конкурса должен был понять, что для достижения поставленной личной цели нужно использовать те возможности, которые предоставляет роль. Роль может быть любой, а личностная позиция формируется к данной ситуации персонально, своя собственная и уникальная. Ее иметь очень важно, иначе не получится выстроить стратегию.

Поэтому мы старались сделать игру наиболее близкой к реальности. Если бы мы сказали: вы зайчики, а вы волки, одни убегают, а другие догоняют — то эта игра не заключала бы в себе никакой конфликтной ситуации, которая была нам нужна для раскрытия участников. Наши игры должны были выявить организационно-деятельностные качества участников.

— Расскажите, что подтолкнуло участников конкурса к осознанию того, что нужно действовать по-другому?

— Здесь нужно отметить особое значение проблематизации. Человек должен попасть в такую ситуацию, когда необходимо совершить ряд действий для достижения простого психологического комфорта. Чтобы в условиях конкурса человек вышел на уровень проблематизации, нужно было, чтобы участникам было трудно. Ведь нас развивают только трудности, потому что мы начинаем искать какой-то выход. Включается осознанная рефлексия, и наступает озарение. Это достаточно сложно.

У участников "PRO-актива" проблематизация возникла на имитационной игре "Внутрифирменная деятельность", несмотря на то что игра состояла из четырех элементарных бизнес-шагов: зарегистрировать фирму, открыть счет в банке, получить кредит, купить партию товара и продать партию товара. Прибыль в этом случае оценивалась как выигрыш. Все очень просто. Ребята, студенты третьих-пятых курсов, понимали, что это элементарно, однако они тут же наткнулись на ряд непреодолимых препятствий, что заставило их задуматься: может быть, вначале нужно было все узнать, а потом принимать решения.

Показателен такой пример: после установки на игру "Внутрифирменная деятельность" был объявлен обед. Обедали, естественно, вместе, и мы, игротехники, слышали, как одна из групп планировала игру. Вначале они собирались создать холдинг, который будет торговать только лесом и только с Китаем. Это приносит сверхприбыль и выигрыш в кармане. Причем во внимание совершенно не принималось то, что в игре нет китайского партнера, нет холдинга: об этом просто забыли. Вместо того чтобы как можно быстрее освоиться в заданной ситуации, они начинали строить замки из песка, хотя в игре было гораздо важнее, кто первым займет очередь. В итоге у ребят на регистрацию ушло 1,5 часа, а за остальные полчаса (игра длилась в течение 2 часов) они пытались провернуть сделку. Чтобы сделать первый шаг, нужно оценить ситуацию: понять, с кем ты играешь, во что ты играешь и для чего ты это делаешь.

Многие на уровень проблематизации выходили очень сложно. Одна из конкурсанток после очередной игры (на "PRO-активе ИГУ") подошла ко мне и спросила: почему Вы ко мне предвзято относитесь? Объяснять ей, что она выходит на уровень проблематизации и что в данный момент для нее очень важно осознать, что именно нужно сделать, чтобы изменить ситуацию, т.е. выйти на уровень сознательной рефлексии, было бесполезно. В тот момент она бы меня просто не поняла: подойти и сказать, что я, мол, такая несчастная, вы меня не любите — это само простое. Тот, кто умеет бороться с такими настроениями, кто умеет анализировать ситуацию, — тот обычно и выигрывает.

— На Ваш взгляд, что конкурсанты приобрели на "PRO-активе"?

— Думаю, что они вынесут еще много полезного, если будут мысленно возвращаться к этим двум дням и вспоминать, когда именно у них случился этот щелчок, когда они поняли, что нужно делать совсем не так.

— Скажите, Ксения, применяются ли подобные игровые технологии в бизнесе — ведь именно бизнесменам важнее всего уметь просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед?

— Да, в бизнесе подобные технологии используются, но очень немногие о них знают. Например, есть определенного уровня качества и сложности проблема на предприятии, в коммерческой структуре, причину которой необходимо выяснить. Для такого выяснения очень удобно проводить моделирующие игры, т.е. игры, которые воспроизводят всю ситуацию, исчерпывают ее. Работники фирмы в таком случае отыгрывают свои должности, воспроизводят свою деятельность. Им задаются максимально приближенные к реальности условия, но это — игра. Таким образом складывается своеобразное поле, в котором можно проиграть два, три, четыре года жизни организации и выявить проблемы, в которые организация постоянно упирается. Это могут быть структурные недоработки, какие-то межличностные недоразумения: например, когда руководители двух подразделений не могут выстроить информационный канал между отделами. Из-за такой нехватки коммуникации в каком- нибудь другом отделе происходят "необъяснимые" негативные события: например, почему-то неожиданно уходят старые клиенты.

В Группе компаний "Новая реальность" такого рода технологии используются в проведении сессий стратегического планирования для бизнесов. Это мероприятие более высокого уровня, вырабатывающее цели и долгосрочные стратегии развития. Это уже мало похоже на игру. В подобных сессиях принимают участие руководители и менеджеры высшего звена. Разрабатывается план сессии, в ходе реализации которого участники группы ставят цели предприятия и вырабатывают стратегии достижения этих целей.

Кроме собственно результата, на который нацелены подобные игры, конкурсы и бизнес-тренинги, они работают еще и как командообразующие. Часто люди после таких мероприятий начинают смотреть друг на друга по-другому.

Конкурс — это ситуация кризисная, участники в определенный момент становятся такими, какие они есть на самом деле, без тех ограничений, которые накладываются на них обществом, без предрассудков и стереотипов. Человек становится объемным, видным со всех сторон.

02/06/2004


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные