Сегодня: 21.11.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 21 ноября 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


НЕ ХОЧЕШЬ -- ЗАСТАВИМ

Правительство решило всерьез взяться за жилищную проблему

Поскольку жилищная проблема не решается (скорее, усугубляется) "снизу", то в ближайшее время начнется ее решение "сверху". Во всяком случае, разработчики пакета из 27 законопроектов (которые были приняты Госдумой в первом чтении в прошлый четверг), по уверениям правительства, сделают жилье доступным для россиян. Однако, как утверждают специалисты, в данном случае речь не идет о прямом административном вмешательстве, а лишь о разработке ряда экономических механизмов для решения такой архисложной экономической задачи, которая называется "доступная квартира".

В последнее время в России несколько раз пытались решить жилищную проблему административными методами, но поставленной цели ни разу не удалось достичь. Особенности нового подхода к формированию рынка доступного жилья заключаются в том, что используются рыночные механизмы экономики, но самое главное в подготовленных законопроектах -- это комплексное решение проблем.

Накануне заседания Госдумы, 8 июня в Иркутске прошла селекторная пресс-конференция руководителя рабочей группы "Формирование рынка доступного жилья" Центра стратегических разработок, президента фонда "Институт экономики города" Надежды Косаревой (организатором пресс-конференции выступил Клуб региональной журналистики), которая рассказала иркутским журналистам о том, какие цели преследуют разработчики законопроектов.

-- Главная задача нашей рабочей группы заключается в том, чтобы граждане могли удовлетворять свои жилищные потребности благодаря увеличению своих доходов, заработков, в соответствии со своими возможностями. Во всяком случае, именно эта задача была поставлена администрацией Президента и комиссией под руководством Игоря Шувалова. Осенью 2003 года задача была включена в число национальных проектов социально-экономического развития, -- сказала Надежда Косарева.

По ее словам, подготовленные к рассмотрению Государственной Думой законопроекты поделены на пять блоков.

Первый включает в себя проект нового Жилищного кодекса: "Он чрезвычайно важен, потому что определяет новые направления государственной жилищной политики. Ведь действующий ранее кодекс отражал старый подход к решению проблемы. Поэтому необходимо отрегулировать жилищные права в соответствии с принципами Конституции, которая предполагает, что социальное жилье должно предоставляться муниципалитетами только малоимущим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Для остальных групп населения должны быть созданы такие условия, которые позволили бы им приобретать жилье на рынке, строить его или арендовать с помощью кредитных механизмов либо накопительных программ. В том числе, с помощью возможной бюджетной поддержки в различных формах: субсидирование первого взноса на приобретение жилья, процентных ставок и других форм бюджетной поддержки на этом рынке", - рассказала Надежда Косарева.

Второй блок законопроектов направлен на развитие платежеспособного спроса граждан через формирование доступных кредитов и накопительных ресурсов. Очевидно, что в настоящее время за счет текущих доходов семья со средним достатком не в состоянии приобрести жилье. Кредитные инструменты позволят приобретать жилье за счет будущих доходов, но при этом уже сегодня взять его в собственность.

Кроме того, второй блок предполагает усиление залоговых прав кредиторов, привлечение долгосрочных ресурсов в эту сферу через развитие рынка ипотечных ценных бумаг, формирование новых обслуживающих инфраструктур, кредитных бюро, системы страхования ипотечных рисков. В общем, всей той инфраструктуры, которая, по замыслу разработчиков, позволит гражданам приобретать жилье в кредит и накапливать средства для покупки квартир.

"Так устроена система во всех странах мира. Это нормальная экономическая модель, которая должна заработать и в России", -- уверена Надежда Косарева.

Однако расширение платежеспособного спроса, не подкрепленное значительным увеличением объемов строительства, приведет лишь к стремительному росту цен на "квадраты". Посему третий блок законов, имеющий, по мнению разработчиков, ключевое значение, направлен на то, чтобы стимулировать увеличение объемов жилищного строительства.

"По опросам населения, которые мы провели, потребность в жилье составляет около 50% от существующего жилищного фонда. Именно поэтому необходимо к 2010 году удвоить объемы строительства жилья до более чем 70 млн. кв. метров в год", -- подчеркнула Надежда Косарева.

Известно, что одна из базовых причин малых объемов строительства заключается в том, что сегодня чрезвычайно усложнен доступ к основному строительному ресурсу -- к земле. Она находится в государственной собственности, следовательно, государство в лице муниципального чиновника имеет возможность регулировать доступ к ней, выстраивая административные барьеры: вводить различные процедуры согласования, экспертизы, а в результате на рынке оказывается очень мало застройщиков. Они-то зачастую и формируют ценовую политику на рынке, полностью монополизировав его. По словам Надежды Косаревой, новый проект Градостроительного кодекса направлен именно на решение этих проблем, а также на решение вопросов обеспечения земельных участков и коммунальной инфраструктуры.

Далее, четвертый блок законопроектов направлен на то, чтобы снизить затраты на заключение сделок на рынке жилья, благодаря совершенствованию системы прав регистрации на недвижимость и на усиление прав граждан на жилье на этом рынке.

И наконец, последний -- пятый блок -- налоговый -- предполагает изменения в налоговой системе, которые бы стимулировали развитие рынка жилья, а главное -- позволили бы использовать стратегические эффективные институты на этом рынке.

Надежда Косарева подчеркнула, что если законодательные предложения, созданные рабочей группой, будут приняты в комплексе, то это позволит, по прогнозам разработчиков, к 2010 году увеличить долю семей, которые смогут улучшить свои жилищные условия за счет кредитных средств с 10% до 30%.

Об этом же заявил в четверг и министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. По его словам, уже к 2010 году число тех, кто сможет купить квартиру, вырастет до 25-30%, а к 2015-му -- до 60%. На деле это означает, что законопроекты начнут работать не раньше чем через десять лет. Причем сами квартиры, вопреки обещаниям авторов законопроектов, в цене не упадут.

16/06/2004

Илья ЩЕГОЛИХИН


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные