Сегодня: 22.11.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 22 ноября 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


ИНСПЕКТОР НЕ ПРИХОДИТ ПРОСТО ТАК

О типичности мышления

Появление торгового инспектора с сакраментальной фразой "Контрольный закуп" обезоруживает. Взгляд в пол, нелепые объяснения и горячие убеждения исправиться... В сложных рыночных отношениях с большим количеством всевозможных участников Государственная торговая инспекция призвана исполнять роль совести предпринимателей. И отношение к ней соответствующее: кто прислушается, а кто и рукой махнет: "все равно оштрафуете!".

Но выпиской штрафа общение между Госторгинспекцией и представителями сферы торговли отнюдь не ограничивается. Как-никак обе стороны работают на потребителя (во всяком случае, так заявляют), и главная цель, которую они преследуют -- довольный вид последнего. "ИТГ" решила придать этому общению открытый характер и озвучить наиболее частые и наболевшие вопросы предпринимателей, обращенные к блюстителям порядка в иркутской торговле.

С ними мы обратились к начальнику Управления Торгинспекции по Иркутской области Наталье Егоровой.

-- Наталья Борисовна, начну с самого банального, но тем не менее до сих пор неясного. Многим предпринимателям непонятен сам принцип проведения проверок. Типичная реакция на удостоверение инспектора: "Ну, вот опять..!" Регулируется ли каким-либо образом количество проверок, которые проводит Госторгинспекция?

-- Согласна, любая проверка -- это стресс для предпринимателя. Он заранее настроен агрессивно. Но ведь мы не преследуем цели покарать бизнесмена. Если предприниматель получал лицензию, значит, должен быть ознакомлен с существующими правилами продажи. Мы лишь проверяем их исполнение. И не просто -- пришел, увидел, оштрафовал, как это может показаться со стороны. Устраняя допущенные нарушения правил торговли, обе стороны работают на перспективу. Ведь в следующий раз на проверенном когда-то предприятии уже не будет слабых мест.

Поймите, инспектор не приходит просто так. Есть закон, который ограничивает количество проверок. Фирма может быть подвергнута плановой проверке не чаще, чем раз в два года. И каждая проверка обязательно должна быть отмечена в книге учета.

К сожалению, о том, каким образом должны проводиться проверки, знают сегодня единицы. В обязательном порядке предпринимателю должны предоставить распоряжение, в котором обозначена цель проверки и где есть подпись должностного лица. И не надо бояться проверяющих.

А в основании для проведения проверки должна быть ссылка на соответствующий закон. Конечно, если статья закона вам ни о чем не говорит, ваше право спросить, на каком основании проводится проверка. По итогам проверки, если есть нарушения, составляется протокол, Госторгинспекция выдает предписание об их устранении и строго следит за его выполнением.

В целом, имеется 14 статей Кодекса об административных правонарушениях, в соответствии с которыми мы сегодня действуем. И, как показывает практика, абсолютно "чистых" предприятий -- единицы. Только с начала нынешнего года по итогам проверок нами было выдано более 800 предписаний.

И все-таки стоит отметить, что предприниматель в последнее время стал грамотнее. Сегодня он понимает свою выгоду от наших визитов. Ведь, если предприятие работает стабильно, без нареканий, значит оно нацелено на перспективу, на свое дальнейшее развитие.

-- Выходит, предпринимателям лишь кажется, что их проверяют часто?

-- По крайней мере, проверки от Госторгинспекции проводятся не без причины -- по распоряжению вышестоящей инстанции или по жалобе потребителя.

Однажды, приехав по одной из жалоб, мы провели проверку предприятия, составили акт нарушений. Но, как оказалось, проверяли мы не то предприятие: настоящий виновник уже сменил адрес. И предприниматель, подвергнувшийся нежданной проверке, оказался "неподсуден": привлечь его к ответственности за допущенные нарушения мы не смогли.

-- Но, если действительно проверяют раз за разом, и ни случайностью, ни планами, ни жалобами этого не объяснить, что вы посоветуете делать?

-- Если предпринимателя проверяют неоднократно и он чувствует прессинг со стороны контролирующих органов, не следует молчать. Если он считает, что незаконно подвергся проверке, может идти в суд.

-- Наталья Борисовна, какие наиболее типичные нарушения встречаются при проверках?

-- Наибольшее количество нарушений выявляются по ст.14.4. Кодекса административных нарушений -- торговля без сертификата соответствия товара, без удостоверения его качества, с нарушением санитарных норм и правил торговли. Это прежде всего -- отсутствие информации о предприятии, о режиме работы. Самое распространенное нарушение -- непредставление информации потребителю об изготовителе товара, поставщике. Покупатель ведь имеет право знать, что он приобретает.

В целом структура правонарушений за первое полугодие 2004 года выглядит следующим образом:

-- 44% составляют нарушения правил торговли;

-- 32,7% -- это продажа продукции, не соответствующей требованиям нормативной документации, без документов, подтверждающих их безопасность;

-- 7,6% -- обман потребителей (обсчет, продажа испорченного товара);

-- 6,8% -- продажа товаров без информации для потребителя, либо без применения ККТ.

-- То есть предприниматели из года в год наступают на одни и те же грабли?

--Получается, что так.

--Чем же это объяснить? Может, соблюдение всех законов невозможно в полной мере?

-- У нас хорошие законы, четко отработанные, однако, мы их не исполняем так, как надо. Зачастую предприниматель трактует законодательство, как ему самому угодно. Но раз он вышел на рынок, надо работать по тем правилам, которые государство установило. А итоги проверок могут ему подсказать, на что обратить внимание в своей работе.

Если рынок стихийный, то он направлен на получение разовой прибыли. Один хочет продать подороже, другой -- купить подешевле. И тут уж -- кто кого обманет. Цивилизованная же торговля основана прежде всего на взаимоуважении обеих сторон.

-- На службе у государства нередко встречаются подкупы должностных лиц...

-- С 1992 года, как я здесь работаю, взяток ни мне, ни нашим сотрудникам никто не предлагал. Мы не располагаем к этому. Со стороны предпринимателя я не вижу смысла подкупа. Штраф не самоцель для инспектора. Суть наших проверок в контроле над работой торговых предприятий. Допустим, сотруднику была дана взятка, но ведь у него есть постановление о результатах проверки, и от этого никуда не денешься. Нарушения останутся, и другая проверяющая инстанция обязательно на них обратит внимание. Давать взятки нелогично.

-- Если в начале года шла "чистка" точек продаж аудио- и видеопродукции, то сегодня особое внимание обращено в сторону торговли табачными изделиями. Есть ли у вас данные о нарушениях в этой сфере?

-- Сегодня в этой области есть типичные нарушения, которые характерны не только для Иркутска, но и для всей страны. На пачках сигарет уже не пишут, где сделан товар. Дело в том, что сигаретные упаковки были заказаны заблаговременно, и многие затарились ими примерно на два года вперед. Россия, как и страны ЕС, требует теперь, чтобы предупреждающая надпись о вреде курения занимала не менее трети упаковки. Но вы где- нибудь видели такие пачки? Их нет, потому что производители будут использовать старые пачки до тех пор, пока они не закончатся, тем самым нарушая закон. Ведь замена упаковки денег стоит.

Еще пример. По действующему законодательству, запрещена продажа сигарет несовершеннолетним лицам, а также продажа сигарет поштучно. Проводимые проверки выявили много фактов первого вида нарушения, но фактов поштучной продажи не обнаружили. Однако мы знаем, что таковые нарушения есть.

-- Кто же все-таки диктует сегодня правила работы на рынке -- потребитель или предприниматель?

-- На потребительском рынке товаров и услуг потребитель -- главное действующее лицо. Именно он обладает суверенитетом, то есть он независим в своем решении: купить или не купить товар.

Согласитесь, если потребитель не купит товар, то он ничего не потеряет, а продавец, как и производитель, может остаться при убытках. При этом суверенитет потребителя должен обеспечивать уважительное отношение к нему со стороны предприятий торговли.

В жизни потребительский суверенитет ограничивают несколько факторов. Во-первых, дефицит на товар: не найдя нужного, мы покупаем то, что доступно. Во-вторых, недобросовестная реклама, то есть такая, где информация не соответствует действительному качеству товара. И главное -- потребитель не является специалистом в торговле. Он не может знать характеристику всех товаров и выбрать себе действительно нужный. Поэтому-то продавец может навязать товар, который хочет продать, скрыть дефекты, подсунуть некачественный, занизить гарантийный срок.

-- В таком случае недовольный потребитель обращается к вам. Как много жалоб, заявлений сегодня поступает в Торговую инспекцию?

-- 96% из 156 поступивших от потребителей за I квартал текущего года жалоб подтвердились, то есть были установлены нарушения. Однако на основании этого нельзя делать обобщающих и поспешных выводов о ситуации на рынке. Нельзя утверждать, что все обвешивают или же продают некачественный товар.

Мы, конечно, не обязаны по первому звонку жалобщика бежать на фирму и проверять. У нас инспекторов не так много. Не поверите -- на всю область у нас работают 20 инспекторов. А со стороны кажется, что нас, вездесущих, целая армия.

Жалобы по "скоропорту", например, проверяем сразу, так как срок годности этой группы товаров составляет от 72 часов до 5-6 суток. По итогам проверок потребителю либо возвращаются деньги, либо заменяется товар. Причем расходы в этом случае несет не всегда предприниматель: свою вину признает иногда и поставщик.

Субъективная сторона имеется: продавец косо посмотрел, покупатель был не в духе. А кто-то просто не может жить, если не пожалуется. Такие жалобы мы все равно вынуждены принять, но нужно упомянуть и о таком явлении, как потребительский экстремизм. Это относится к тем, кто, скажем, покупает 44-й размер одежды, когда носит 50-й. Здесь закон выступает на стороне предпринимателя. Никто не скажет, что он не прав. Предприниматели часто страдают от таких предприимчивых покупателей.

Нельзя относиться к предпринимателю с позиции: ты мне обязан, потому что я тебе плачу. Он зарабатывает как может. Если не виноват, то закон на его стороне. Если в этом случае предприниматель обращается в суд, то мы, в свою очередь, обязательно его поддержим.

-- Пытаются ли вас использовать в конкурентной борьбе?

-- Думаю, это вопрос прошлого. Раньше жалобы на соседа поступали регулярно. В настоящее время работа в Управлении поставлена более профессионально, сами проверки стали прозрачнее. В результатах акта проверки ни мы, ни потребители, ни продавцы лично не заинтересованы. Когда к нам обращаются за помощью о проверке конкурентов, мы просим предоставить доказательства о нарушениях.

-- Один непонятный момент. Большинство товаров на иркутском рынке получено от поставщиков. Но в случае установления нарушения к административной ответственности привлекают владельца организации. Справедливо ли это?

-- Мы стараемся отследить всю цепочку движения товара. Проверив розничное предприятие, можем отправиться на оптовую базу.

Самый большой объем некачественных товаров завозится из Польши, Таиланда, Китая и Турции. Как правило, это "серый" товар, без сертификата качества. Система сертификации -- дорогая вещь. И часто предпринимателям выгоднее заплатить штраф, если попадутся, чем сертифицировать товар. Здесь действительно имеется вина предпринимателя -- ведь он заведомо знает, какой товар он берет на реализацию. Другое дело, если предпринимателя подвел поставщик, производитель. Тогда штраф выплачивает последний.

В основном товар нашими предпринимателями приобретается на крупнооптовых рынках Москвы, Новосибирска и местном Шанхае. Но только в Москве имеется около 500 тысяч посреднических организаций между производителями и предпринимателями.

Ведь ПБОЮЛ не может закупать товар крупными партиями, которые он не в состоянии продать. Крупные оптовики не уделяют достаточно внимания мелким клиентам. Вот и покупают там, где удастся: без документов, сертификатов и т.д. А за это мы штрафуем. То есть ПБОЮЛ зажат с обеих сторон. Считаю, что этот факт заставляет рынок самоорганизовываться: создавать оптовое звено с большим ассортиментом товаров для малого бизнеса. Весь Запад на этом стоит, и мы к этому придем, что, в свою очередь, позволит изготовителю продукции увеличить сбыт, торговым предприятиям -- получить прибыль, а покупателю -- приобрести товар по более низкой цене.

--Хорошо, а как быть, если тебя подводит продавец. Обсчитал, продал лежалый товар... Учитываете ли вы это как-нибудь?

-- Административную ответственность несет владелец торгового предприятия. Это тоже вполне логично. Почему-то считается, что торговлей могут заниматься все. С появлением в 1992 году торговли "на обочине" (на что государство было вынуждено пойти, чтобы устранить дефицит товаров) в отрасль пришли люди посторонние. Отсюда и такой высокий процент нарушений.

Часто слышу, что дипломированные торговые специалисты не нужны. А чем чреват непрофессионализм? Любой, даже качественный товар, можно испортить за сутки.

Если вы наняли продавца, то должны быть уверены, что он знает правила торговли, обслуживания, хранения товара. Потребитель не должен знать всех тонкостей, объяснить их -- прямая обязанность продавца.

-- И еще один вопрос. К нам в редакцию поступали звонки от предпринимателей, возмущающихся недавним появлением постановления об обязательном наличии прибора для проверки качества яиц -- овоскопа. Говорят, он обязателен для всех точек, где продаются яйца. Многие не могут найти его в магазинах, другие говорят, что он стоит бешеных денег. Что же теперь -- без него торговля яйцами запрещена?

--Ваш вопрос отражает типичное предпринимательское мышление, якобы речь идет об очередном ограничении на торговлю и грозящих проверках. Введение в обязательное использование овоскопа для организаций, торгующих яйцами, произошло не вчера, а полгода назад. И в местных магазинах вы его действительно не купите, даже за бешеные деньги. Потому что он настолько примитивен, что сделать его самому не составит труда. Прозрачная трубка или банка с узким горлышком накрывается с одной стороны картонкой с прорезью, на которой помещается яйцо для проверки. Снизу подставляется лампа. На просвет содержимое яйца покажет, свежее оно или нет: яйцо должно быть полностью прозрачным. Это нехитрое изобретение и называется овоскопом. Лучше бы предприниматели, торгующие яйцами, озаботились более важным моментом: торговлей яиц на улице. Вот это действительно запрещено.

14/07/04

Анна ДОЛЖЕНКОВА


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные