Сегодня: 21.11.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 21 ноября 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


СТРАСТИ ВОКРУГ ТРУБЫ: СТАНУТ ЛИ ИРКУТСКИЙ ЭКОЛОГИ "НОЧНЫМ ДОЗОРОМ" ДЛЯ "ТРАНСНЕФТИ" ?

В недалеком будущем начнется строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь -- Тихий океан". Несмотря на такое поэтичное название, маршрут трубы по плану проходит по "экологически и геологически опасным" участкам. В частности, кусок нефтепровода планируется построить в водосборном бассейне озера Байкал. Это значит,что в случае аварии нефть неизбежно попадет в озеро, которое внесено в Список природного наследия.

"Иркутская торговая газета" попросила известного биолога, представителя экологической общественной организации "Байкальская экологическая волна" Виктора Кузнецова рассказать о сути претензий, которые предъявляют экологи к разработчикам трубопровода.

Для справки:

Разработчиком проекта нефтепровода "Восточная Сибирь -- Тихий океан (Тайшет -- бухта Перевозная)" выступает ОАО "Гипротрубопровод". Заказчик -- ОАО "АК "Транснефть". Трасса проектируемого нефтепровода проходит по территориям семи субъектов Российской Федерации: Иркутской, Читинской и Амурской областей, Республики Бурятия, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краев. Протяженность проектируемой системы -- 4130 км. 577 из них труба будет идти над землей. Разработчики проекта сказали, что учли проблему с сезонной миграцией животных, и прокладка трубы не нарушит биологическое равновесие.

Трасса характеризуется сложными геологическими, гидрологическими и сейсмическими условиями. На основном ее протяжении предусматривается подземная прокладка трубопровода. Нужно преодолеть свыше 435 км болот, более 1 тыс. км скальных и полускальных грунтов, зоны вечной мерзлоты, селевые и оползневые участки, косогоры со значительными уклонами. На пути имеется около 50 больших и малых рек, десятки автомобильных и железнодорожных дорог.

Нефтепровод будет построен, прежде всего, для стран Азиатско-Тихоокеанского региона -- это наиболее динамично развивающийся сегмент мирового рынка сырой нефти и нефтепродуктов. В 2002 г. объем потребления нефти и нефтепродуктов в АТР составил 992 млн. тонн, или 28% общемирового потребления. Наиболее крупные потребители Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Индонезия, Австралия. Согласно прогнозам, потребление нефти в регионе к 2030 году возрастет до 2205 млн. тонн. Ориентировочный объем требуемых инвестиций -- порядка 14-15 млрд. долларов.

Существует два варианта строительства нефтепровода. Первый вариант предусматривает за 3 года строительство системы производительностью 89 млн. тонн нефти в год и затем ввод этого объекта в эксплуатацию. По второму варианту строительство нефтепровода будет проводиться поэтапно: нефтепровод будет прокладываться от участка к участку. Расстояние от последней возведенной НПС до станции Перевозная нефть будет пересекать в железнодорожных составах. Этот вариант строительства займет около 6 лет.

На всей протяженности нефтепровода существует 1007 водотоков, 174 из них классифицируются как полноценные реки. Для преодоления водных преград разработана специальная технология, по которой труба будет размещаться не менее 10 метров ниже дна реки. Это практически исключает разрушение трубопровода от воздействия воды.

-- Виктор Алексеевич, какова главная проблема, которая тревожит сейчас экологов при реализации нынешнего проекта "ВС-ТО"?

-- Основную головную боль экологам доставляет вероятное прохождение трассы нефтепровода через водосборный бассейн озера Байкал. Наибольшую опасность представляет участок к северу от Байкала, где землетрясения достигают порой 10 баллов. Мы видим единственный выход для разработчиков нефтепровода в переносе трубы на север до Киренска, а затем до реки Витим. Хотя и там имеются сложные условия для прокладки трубы: вечная мерзлота, оползни, линейная эрозия почв, но катастрофической ситуации можно будет избежать. Несомненные плюсы такого варианта -- труба еще более приближается к тамошним месторождениям (Верхнечонскому и Юрубчено-Тохомскому). Кроме того, нефтепровод огибает с севера сложный Северомуйский хребет, где очень низкие температуры и большие перепады высот. При температуре -40 градусов по Цельсию нефть становится вязкой, а ведь ее еще нужно протолкнуть по трубе на хребет.

-- 19 июля в Иркутске состоялись общественные слушания по проекту строительства нефтепровода "Тайшет -- Перевозная". Это мероприятие вызвало неоднозначную реакцию среди общественности. В частности, экологи признали слушания незаконными. Почему?

-- Я напомню, что по действующему законодательству компания "Транснефть" и разработчик проекта строительства трубопровода обязаны проводить общественные слушания в каждом регионе, по территории которых планируется провести трубопровод, дабы учесть все пожелания и недовольства жителей. Это право людей закреплено в Положении об ОВОС (оценке воздействия на окружающую среду) от 4 июля 2002 года. В законе также прописано, что сообщение о проведении слушаний по ОВОС должно быть опубликовано не позднее, чем за 30 дней до начала слушаний (п. 4.8 Положения об ОВОС).

Слушания в Иркутской области прошли 19 июля. Однако здесь кроется серьезное нарушение со стороны организаторов слушаний. Первое сообщение с указанием места и времени проведения слушаний по ОВОС в прессе появилось 10 июля в "Восточно-Сибирской правде", затем 14 июля в газете "Аргументы и факты в Восточной Сибири". Мы считаем, что были грубо нарушены права граждан на своевременное получение информации. Материалы проекта были практически недоступны для общественности либо доступны на очень короткий срок и, таким образом, представители общественности не имели возможности проанализировать эти материалы и высказать свое мнение на слушаниях. Конечно, для жителей Иркутска было вполне достаточно времени, чтобы ознакомиться с материалами проекта -- общественная приемная находится под боком -- в БайкалБизнесЦентре.

Но в случае с жителями тех районов, через которые физически проходит труба, остается непонятным -- каким образом они, меньше чем за неделю, могли примчаться в областной центр на общественные слушания? Да еще в спешке изучить несколько объемистых томов "Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы "ВС-ТО". Ведь организаторы слушаний запланировали представить свой проект на рассмотрение в Иркутской области только единожды. На наш взгляд, необходимо было провести отдельные слушания во всех заинтересованных районах: Тайшетском, Чунском, Нижнеилимском, Усть-Кутском и Казачинско- Ленском.

Вторая причина, по которой мы имеем право считать общественные слушания незаконными, -- это неполный комплект документов, которые представили на слушаниях организаторы. Об этом еще задолго до ОВОС заявляли и экологи, и ученые. В частности, из всех 10 томов, содержащих проектную документацию, организаторы не предоставили общественности том 1 "Общая пояснительная записка", а также том 6 "Эффективность инвестиций". То бишь где содержатся сами объяснения: "зачем все это надо" и не менее важный вопрос: "какова польза всем от строительства". В некоторых томах отсутствовали целые книги, отдельные главы, в некоторых местах мы недосчитались сотен страниц. Это касается, в первую очередь, седьмого тома, где нет сведений об оценке радиационной ситуации в Иркутской области, Бурятии, Читинской области, также прогноза воздействия нефтепровода на санитарно- эпидемиологическую обстановку в регионе.

Кстати, подобная ситуация наблюдалась и в Бурятии, где слушания прошли 22 июля 2004 года. Главные споры разгорелись вокруг итогового протокола слушаний. Представители компании "Транснефть" и проектного института "Гипротрубопровод" настаивали, чтобы протокол состоял из двух пунктов: "представленные материалы ОВОС принять за основу" и "рекомендовать при разработке технико- экономического обоснования проекта учесть замечания, высказанные на общественных слушаниях". Однако представители нескольких общественных организаций высказали свое категорическое несогласие с предложенным вариантом. После многочасового обсуждения общественники добились включения в протокол еще одного пункта -- о предмете разногласий, выявленных в ходе общественных обсуждений. В предмете разногласий, в частности, указано, что представленные на обсуждение общественности материалы ОВОС не могут быть приняты за основу ввиду некомплектности, поэтому сделать объективный вывод о воздействии проекта на окружающую среду невозможно.Компании "Транснефть" было рекомендовано дополнить ОВОС несколькими томами проекта, которые не были представлены общественности, а затем провести повторные слушания в Улан-Удэ и районах прохождения трассы.

-- Почему иркутские экологи не подписали итоговый протокол общественных слушаний в Иркутске, хотя все претензии "Байкальской экологической волны" были указаны?

-- Иркутским экологическим организациям в составлении итогового протокола повезло меньше. "Байкальская экологическая волна" подготовила пакет замечаний, которые огласила на общественных слушаниях представитель организации Марина Рихванова. Она добилась, чтобы ее включили в состав комиссии, которая должна подготовить текст протокола. В него мы надеялись внести все претензии, высказанные в процессе проведения слушаний.

В конце концов, в администрацию Иркутской области нефтяники предоставили протокол, где претензии общественности Иркутска и "БЭВ" были оформлены в виде простого приложения. Исходя из Положения об ОВОС, все предложения общественности оформляются документально, в протоколе четко регистрируются основные вопросы обсуждения и предмет разногласий с организаторами. Итоговый документ оформляется как приложение к окончательному варианту материалов ОВОС. Грубо говоря, организаторы слушаний сделали все наоборот. В итоговый протокол было внесено всего лишь два пункта: 1. "Представленные материалы считать за основу". 2. "Рекомендовать организаторам ОВОС проанализировать претензии, внести требуемые коррективы".

Поэтому, Марина Рихванова отказалась поставить свою подпись под протоколом. Сейчас мы направили официальную просьбу губернатору Иркутской области Борису Говорину предоставить копию протокола. Я не исключаю, что в дальнейшем мы можем обратиться в суд, в связи с нарушениями законности во время проведения общественных слушаний 19 июля.

-- Какую выгоду несет в себе строительство нефтепровода для жителей Иркутской области?

-- В ходе общественных слушаний 19 июля представители компании "Транснефть" рассказали, что на строительстве нефтепровода в Иркутской области будет задействовано 5400 специалистов. Обслуживать трубу после сдачи в эксплуатацию будут 1980 человек. Сюрприз в том, что, скорее всего, большая часть этих работников будет привлекаться из других регионов России. Заместитель генерального директора ОАО "Гипротрубопровод" пояснил, что это связано с отсутствием в данный момент в Иркутской области специалистов по обслуживанию таких сложных объектов, как нефтепроводы. Следовательно, местным жителям нечего надеяться на получение работы. Владимир Суханов также отметил, что на Дальнем Востоке быстро проявили находчивость и открыли в своих вузах подобные специальности.

-- Где сейчас можно ознакомиться с материалами "Обоснования инвестиций в строительство нефтепровода"? -- Некоторое недоумение у нас вызвало молчание телефонов общественной приемной ОАО "АК "Транснефть" в Иркутске, которая, по закону, в течение целого месяца после слушаний, обязана знакомить жителей города и области с материалами строительства нефтепровода и принимать замечания по проекту. Однако телефоны 259-448, 259-449 всю прошедшую неделю либо были заняты, либо слышались длинные гудки.

P.S. Корреспондент "ИТГ" решил наведаться в общественную приемную. Офис на втором этаже в БайкалБизнесЦентре оказался запертым, охранник в холле бизнес-центра продемонстрировал лежащий ключ от приемной. Мы попытались позвонить в московский офис "Транснефти". Начальник отдела стратегического развития компании Александр Лобынцев опроверг вышесказанное, добавив, что работа общественной приемной проекта продолжается, и она будет работать до 22 августа в обычном режиме, в соответствии с российским законодательством.

Однако сотрудник отдела по работе с клиентами БайкалБизнесЦентра рассказал корреспонденту "ИТГ",что представители общественной приемной арендовали офис до 22 августа и больше там не появлялись.

Вадим Белкин


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные