Сегодня: 19.06.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 19 июня 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

ВЛАСТЬ


КАША ИЗ ТОПОРА

В этом году будут расти цены на пшено, горох и гречку

Крупы входят в перечень продуктов питания первой необходимости,  доступных всем слоям населения. До недавнего времени большинство  россиян использовало в качестве гарнира к блюдам картофель.  Однако в 2000-2001 гг. цены на него значительно выросли и  приблизились к стоимости риса и гречки. В связи с этим  покупательские предпочтения изменились в сторону последних. 

ТИХИЙ ВЗРЫВ

За прошлый год гречневая крупа подорожала как ни один другой продукт  питания -- в три раза. Если бы это произошло с хлебом, пивом или  водкой, рынок бы моментально рухнул. С крупами -- самым дешевым  продуктом -- это исключено: потребитель в силу привычки и  отсутствия альтернативы будет покупать их по любой цене. 

По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) в 2002 г.  урожай гречихи (из которой производят гречневую крупу) упал  до 15-летнего минимума. В 1998 г. в России было собрано 466000 т  гречихи (из которой произведено 233000 т гречи), в 1999 г. --  579000 т (181000 т), в 2000 г. -- 998000 т (223000 т),  в 2001 г. -- 574000 т (278000 т) и в 2002 г. -- 304000 т  (175000 т). Несовпадение динамики объемов производства гречихи  и выработанной из нее крупы аналитики ИКАР объясняют тем, что часть ее производится на небольших крупорушках, которые не стремятся  раскрывать данные для официальной статистики.   В прошлом году гречневая крупа подорожала в три раза,  но на объемах продаж это никак не сказалось. Гречка является  основным продуктом питания и поэтому ее берут по любой цене.  Рынок потребления  круп отличает еще и то, что потребителем является наиболее стабильная в  предпочтениях группа -- пенсионеры и люди с небольшим достатком.  Игроки крупяного рынка и аналитики сходятся только в одном:  цены на гречку еще не достигли своего потолка, и прогнозы на  2003 год еще более неблагоприятные. 

Китай является самым крупным производителем гречихи в мире.  Из 2,577 млн. т гречихи, собранной в 2001 г., на Китай  пришлось 1,25 млн. т. Это больше, чем у России, Казахстана и  Украины -- стран, где гречка является привычным продуктом питания.  В Западной Европе и США от этого продукта отказались из-за  непривычного для потребителя вкуса, хотя США и пытались запустить  программу по производству гречихи. Небольшое количество гречихи  в США производится и сейчас, но только для того, чтобы перемолоть  ее в муку, используемую для производства детского питания. 

Пробные партии дешевой китайской гречихи уже начали перерабатывать  на Алтае, и цены на гречку сразу же снизились на 50 коп. Но это пока  только пробные партии. Эксперт Института конъюнктуры аграрного  рынка Евгений Иванов считает, что чисто китайскую гречку продавать  в России не получится: она белого цвета и не попадает под  российский ГОСТ. 

-- В лучшем случае будут завозить китайскую гречиху, чтобы ее  переработать на наших крупорушках и смешать с российской, --  говорит Иванов. 

ПРОИЗВОДСТВО КРУП

Производство круп в России за период январь-июнь 2002 г.  снизилось по отношению к аналогичному периоду 2001 г. на 6%. Стабильно увеличивают производственные объемы только  Сибирский и Северо-Западный округа. Снижение  произошло в основном за счет основных видов  круп -- риса, гречки, пшена.

Лидирует по производству круп Южный федеральный округ, доля которого  составляет 36%. 25% занимает Сибирский округ. Этому  способствуют климатические условия,  которые благоприятны для произрастания большинства «крупяных» культур, и состав почвенного слоя. 

В общем объеме российского производства круп за период  январь-июнь 2002 года рис занимал 23%, гречка -- 20%.  Емкость российского  рынка рисовой крупы оценивается в 600-700 тыс. тонн ежегодно.  Потребление риса, по данным участников рынка, колеблется  от 3,2 до 3,7 кг в год на душу населения. 

Производство гречки за  период январь-июнь 2002 года снизилось по отношению к соответствующему  периоду 2001 г. на 25%. По объемам производства лидирует  Сибирский федеральный округ -- 31% от общероссийского  объема производства.

Основным регионом-производителем гречневой крупы является  Алтайский край, доля которого в 1 полугодии 2002 г.  составляла в общероссийском производстве гречневой крупы 30%. Также гречку производят в республике Башкортостан -- 9%,  Ростовской обл. -- 8%, Брянской обл. -- 7%, Воронежской обл. -- 7%,  Оренбургской обл. -- 7%, Тульской обл. -- 6,5%.

ПОТРЕБИТЕЛЬ ПРЕДПОЧИТАЕТ АЛТАЙ

В Иркутской области больше 90% круп привозные.  В 1997-98 гг. на нашем рынке была представлена продукция  15 производителей круп из Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Алтая и Украины. Но постепенно всех их вытеснил Алтай. 

Сегодня 90% круп в Иркутскую область поставляется с Алтая.  Также к нам завозят рис из Вьетнама и Китая,  все виды круп из г. Любека (фасовано PASSIM, Новосибирск),  крупы иностранного производства (фасовано ANGSTREM, Санкт-Петербург). На рынке присутствуют российские бренды «Мария-ра» (Барнаул), «Роллтон»,  «Санчо Панса» (Новосибирск). 

Главными поставщиками круп являются «Алейскзернопродукт» и  «Мельник». Также крупами занимаются «Кентавр-сиб», ЧП Макарова и ряд предпринимателей (порядка десяти), базирующихся на  «Народном рынке» и «Бакалее». Основная масса продукции распространяется через оптовые рынки. Розница составляет  80-90 точек -- это довольно низкий показатель.

ИРКУТСКИЕ ФАСОВЩИКИ

В Иркутске крупу фасуют два предприятия -- ООО «Синко» и  «Радоль».    Сейчас ассортимент «Синко» состоит из девяти видов фасовки круп. Скоро появится новая, большего веса. Другая будущая новинка -- ламинат. Он позволяет фасовать манную крупу. Ламинат -- это двойная пленка. Между двумя слоями  полиэтилена в 40-60 микрон наносится цветная печать. Такая упаковка  снижает вероятность повреждения крупы при транспортировке и хранении, а самое главное -- позволяет фасовать мелкий материал, например, манку.

«Синко» работает с алтайским сырьем, поскольку на него цены  ниже, чем на новосибирское. Да и конечный  потребитель предпочитает именно алтайскую крупу. У «Синко» есть продувательный аппарат, с помощью которого  очищается некачественное сырье и повышается сорт продукции. За последние два месяца необходимость воспользоваться им  возникала только два раза. Алтайская крупа отвечает всем  требованиям ГОСТа, а ее качество давно известно на рынке.   «Радоль» -- предприятие, специализирующееся на  зерновой муке. У него в ассортименте есть гречневая, овсяная, рисовая,  кукурузная, ячменная, гороховая, ржаная и пшенная. Кроме  этого, на предприятии производится ягодная мука, а также  фасуются гречка и горох. Объем переработки -- 250 тонн крупы  в год. Заказы на продукцию поступают из Байкальска, Ангарска,  Шелехова. Сырье закупается в районах Усть-Ордынского  округа: Осинском, Боханском, Аларском, Нукутском,  Ихирит-Булагатском. Число поставщиков раньше доходило до 52.  Сейчас работают с несколькими хорошо зарекомендовавшими себя  хозяйствами, которые сеют гречиху каждый год и имеют пасеки. Известно, что для получения нормального урожая  гречихи, необходимо иметь минимум три улья на гектар.

В 1997-1998 гг. «Радоль» выходила на ГУСХ с  предложениями по расширению крупяного  производства в Иркутске. Фирма просила льготный возвратный  кредит на несколько лет. ГУСХ обещало поддержку, но  сделка не состоялась по неизвестным «Радоль» причинам. 

НЕ РАСТЕТ

В 80-х годах в Иркутской области выращивали ячмень и сортовую пшеницу, из которых несколько предприятий производили крупы. Например, Иркутский мелькомбинат, который сейчас  выпускает только муку и отруби. Тогда в его ассортименте были  разные пшеничные крупы (манка, «Артек», «Полтавская»), ячменные  крупы и перловка. 

Сейчас крупяные культуры у нас не выращивают. Причина --  упадок культуры земледелия. Одно дело -- произвести фуражное зерно,  необходимое для корма скота. И совсем другое -- вырастить сортовую пшеницу, которая соответствовала бы  ГОСТам для крупяных изделий. 

В Иркутской области нет программы поддержки предприятий,  производящих зерно для крупяных изделий и выпускающих  различные виды круп. У нас приоритетными являются  мясная, масложировая, хлебопекарная,  маслосыромолочная и пивоваренная отрасли. А производство муки  и крупы занимает последнее место в рейтинге. Со стороны ГУСХ и Областной администрации не было  попыток организовать в Иркутске серьезное крупяное  производство. Поэтому структуры, обеспечивающие нашу область крупами, инвестируют заработанные здесь деньги  в другие регионы.

Вследствие невнимания властей производство крупы значительно сократилось  за последние десять лет: с 60169 тонн в 1990 г. до 99 тонн  в 2001 г. В 2001 г. было произведено гречки 89 тонн, гороха 6 тонн,  манки 4 тонны и очень мало перловки, ячки, пшенки, овсянки. 

РИСКОВАННЫЙ БИЗНЕС  

Производство круп довольно рискованно. Это можно увидеть на примере  гречки. Цены на рис растут вместе с курсом доллара, а на гречку -- нет. В 2000-2001 гг. производство ее было убыточно. Цена была необоснованно  низкой из-за перенасыщения рынка. Особенно тяжело производителям пришлось в 2001 г. Резкий рост цен начался только осенью 2002 г. 

Но сегодня крупами интересно заниматься хотя бы  потому, что на этом рынке пока практически нет конкуренции. Рынок  только развивается и еще можно успеть занять «место под солнцем». Правда, для этого необходимы вложения --  серьезные деньги «на крупе» делают крупные поставщики. 

Периодическое (в 1997-1998 и 2001-2002 гг.) появление на рынке  большого количества разных видов фасовки круп обусловлено  несколькими причинами. Во-первых, по отношению к себестоимости  продукта стоимость упаковки постепенно снижается. Например,  у гречки сегодня упаковка в среднем занимает 5% от цены. Во-вторых,  покупатель получает возможность остановить свой выбор на каком-то  конкретном производителе и его качестве. Именно за это -- за своего  покупателя -- борются сейчас все производители крупы в упаковке.

Объем продаж круп растет за счет расширения рынка сбыта. Каждый  день появляются новые торговые точки. Сейчас самое трудное для фирмы --  это продвижение торговой марки. Нужно заработать репутацию  производителя качественной и недорогой продукции. Основное средство  конкурентной борьбы местных производителей с привозной продукцией --  демпинг. Например, фирма «Радоль» меняет расценки в  зависимости от цен «Мельника» и «Алейскзернопродукт».  Ее тактика заключается в том, чтобы иметь цены ниже, чем у конкурентов.  

Качественные характеристики круп определяются по внешнему  виду. У каждой должен быть свой естественный цвет, недопустим затхлый запах. В магазине покупатель обращает внимание на цвет и упаковку.  Крупа -- продукт достаточно нежный. Она должна храниться в сухом месте.  Если влажность повышенная -- она начинает портиться. Восстановить качество крупы практически невозможно, поэтому поставщик должен иметь хорошие склады и иметь гарантию соблюдения условий хранения  при транспортировке.

Рынок сбыта крупяных изделий подвержен сезонным изменениям. Например,  весной, когда картофель поднимается в цене, люди начинают употреблять больше круп. А осенью, когда идет сбор урожая овощей, наоборот,  спрос на них падает. Летом, в июле, наступает пик продаж круп,  который длится до момента появления молодого картофеля. 

ПРОГНОЗ

По прогнозам специалистов, в этом году будет расти цена на  пшено, гречку и горох. Предполагается рост посевных площадей под «крупяные» культуры,  увеличение доли фермерских хозяйств-производителей  риса и гречки, что повлечет за собой рост производства.  На рынке риса возможно постепенное замещение импортной  продукции на отечественную.

Светлана ЯСКИНА, Лариса БЕРЕЖНОВА


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные