Сегодня: 22.11.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 22 ноября 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


ЦЕНТР ДЛЯ НЕДОРАЗВИТЫХ

Власти предложили новый проект поддержки малого бизнеса

60% малых предпринимателей Иркутской области живут и не знают, в чем проявляется забота областных и местных чиновников об их благополучии. А те, кто знает, убеждены -- служба поддержки предпринимателей и опасна, и трудна, но вот что-то не выходит ни рожна... Приведенная статистика -- данные опроса 197 предпринимателей 26 территорий Иркутской области, проведенного в 2004 году областными чиновниками и озвученного 19 августа на заседании президиума Некоммерческого партнерства товаропроизводителей и предпринимателей области.

Результаты опроса, мягко сказать, огорошили специалистов департамента по поддержке среднего и малого бизнеса администрации Иркутской области. Ведь в прошлом году на деятельность 13 центров по поддержке малого предпринимательства Иркутской области из областной казны было затрачено 2,5 млн. рублей, в нынешнем выделено 4 млн. А сами предприниматели -- ни слухом, ни духом о том, что чиновники изо всех сих стараются им помочь. Очевиден один ответ: если центры не работают, значит, государство помогает не тем и не так. Решение этой проблемы в создании таких форм работы, в которых малый бизнес сам мог бы заявить, что ему необходимо. Одна из таких моделей и была представлена на очередном заседании президиума НПТиП -- проект областного "Центра предпринимательских возможностей".

МОЯ ТВОЯ НЕ ПОНИМАЙ

"Все на свете функционально, а особенно то, что решительно ничему не служит" -- эти слова вспоминаются, когда перебираешь в памяти попытки региональных властей, бизнеса и ученых сформировать программы поддержки малого предпринимательства.

Пожалуй, самый известный проект -- так называемые "бизнес- инкубаторы" середины 90-х годов. Во времена, когда выжить было тяжело не только малому, но и самому крупному бизнесу, считалось хорошим тоном оказывать малым предпринимателям государственную поддержку в виде предоставления исключительных условий для развития: льгот по уплате налогов, предоставлении контрактов, кредитов. Выращенный в таких условиях бизнес позже отпускался на вольные хлеба. Однако, как констатирует заместитель главы администрации Иркутской области Лариса Забродская, "ананас из теплицы рос только в теплице". Данный вид работы с малым бизнесом себя не оправдал. Выпущенные на волю предприниматели были вскоре аппетитно скушаны их дикими, но более приспособленными к рынку собратьями.

Неудовлетворительной показалась чиновникам и работа так называемых территориальных центров поддержки малого бизнеса. Именно они "съедают" все деньги, которые ежегодно выделяются в областном бюджете на поддержку малого бизнеса.

-- На мой взгляд, эти средства были потрачены не всегда эффективно. На некоторые агентства я сам лично готов уже сейчас повесить большой амбарный замок, чтобы они своей деятельностью не мешали предпринимателям, -- отметил начальник департамента предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации Иркутской области Алексей Альмухамедов.

Винить какую-то конкретную службу в неэффективности программ бизнес-поддержки -- глупо. Во-первых, и малые предприниматели, и власть только-только присматриваются друг к другу, пробуют разные способы работы. Во-вторых, малый бизнес пока очень даже настороженно относится к любым проектам чиновников и зачастую просто игнорирует попытки наладить отношения (себе дороже с бюрократами связываться!), а крупный бизнес предпочитает "царить над схваткой". В-третьих, надо же было накопить хоть какой-то багаж ошибок, чтобы работать дальше.

Плюсом позиции областных властей можно считать то, что чиновники не собираются отказываться от ранее начатых проектов в угоду новым, не выжав из прежних ничего толкового. Скорее всего, бизнес-инкубаторы будут работать как форма адресной помощи предпринимателям, совместно с создающимися на базе высших учебных заведений технопарками. А территориальные агентства поддержки малого предпринимательства подвергнутся модернизации.

-- Сейчас мы намерены существенно пересмотреть деятельность своих подразделений. Основная ставка будет сделана на консалтинг, анализ потребностей рынка, сбор информации о предпринимателях. Некоторые из агентств уже начали работать по новой схеме, и надеюсь, что вскоре мы получим обновленную сеть поддержки предпринимательства, -- заявил Алексей Альмухамедов.

ИГРУШКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Представляя участникам НПТиП проект "Центра предпринимательских возможностей", Лариса Забродская отметила, что данное начинание существенно отличается и от агентств по поддержке малого бизнеса, и от бизнес-инкубаторов. Хотя бы количеством (и качеством!) структур, участвовавших в создании проекта. Он был разработан при участии Торгово- промышленной палаты Восточной Сибири, Некоммерческого партнерства товаропроизводителей и предпринимателей, НП "Малые предприятия Иркутской области", центральной компании ВС ФПГ, Ассоциации выпускников Президентской программы "Альтернатива", представителей академической и вузовской науки (Иркутский научный центр СО РАН, БГУЭиП, ИрГТУ, МЦДО "Байкал- Линк") и финансовых учреждений (Байкальский банк СБ РФ, Радиан-банк, Востсибтранскомбанк).

-- Мы намерены занять активную позицию в поддержке малого и среднего бизнеса, -- отметила Лариса Иннокентьевна. -- Это означает, что администрация больше не намерена следовать за ситуацией, подхватывая то, что бизнесом уже отработано. В регионе должно начаться формирование новых рынков, кластерных и межотраслевых и межпроизводственных связей, освоение ранее не задействованных ресурсных полей. И во всем этом и власти, и бизнес должны участвовать на паритетных началах.

По словам Забродской, проект предполагает создание в Иркутской области инфраструктуры, предоставляющей комплекс возможностей для предпринимателей по созданию новых бизнесов. Если говорить проще -- чиновники предлагают бизнесу поиграть в глобальный конструктор. Одни кубики этого конструктора -- административные структуры, другие -- бизнес, третьи -- наука. Пока в регионе ситуация следующая: каждая из сторон сидит со своими любимыми игрушками и никак не хочет делиться. Администрация -- с законами, бизнес -- с производственными мощностями, наука -- с инновационными проектами. Когда кто-то пытается соединить эти кубики вместе -- они разваливаются в никчемную кучу. Потому что нет только одного -- сцепляющего вещества, которое позволит построить дом. Этой сцепкой, по мнению авторов проекта, и должен стать Центр поддержки предпринимательства.

ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО -- ДЕВЕЛОПМЕНТ

Основным блоком-фундаментом в Центре должна стать так называемая "Фабрика бизнес-идей". Главная ставка -- на продвижение инновационных проектов. В настоящий момент ожидания региональных ученых, предлагающих научные проекты, и запросы предпринимателей, нуждающихся в новациях, не совпадают. Ученые справедливо требуют, чтобы их не превращали в сферу услуг для бизнеса, некий конвейер по производству универсальных идей для промышленных нужд. Предприниматели отказываются платить за длительные, а также и "чистые" исследования, не обеспеченные финансовыми гарантиями и краткосрочной окупаемостью.

Очевидно, что ученый, который изобрел уникальную зубную щетку, не должен заботиться о том, чтобы эту щетку выгодно продать. Как не должен и предприниматель ходить по институтам и спрашивать: "А не сделал ли тут кто-нибудь уникальную зубную щетку?". Очевидно, что между учеными и предпринимателями пропущено важное звено. Без него эти два кубика попросту не стыкуются. Авторы проекта Центра предлагают называть это звено "институт девелоперов", то есть специалистов, которые буквально "развивают" или доводят интересный инновационный проект до коммерчески выгодного предложения.

Шаг дальше -- создание инновационного маркетингового центра, на площадке которого будут встречаться ученые, предприниматели и чиновники. Таким образом, инновационный проект будет отсматриваться сразу с нескольких сторон: с точки зрения научной, коммерческой и социальной выгоды. Чиновники преследуют тут свои цели: им бы хотелось получить от ученых и предпринимателей базу стандартных бизнес-проектов, которые при минимальных затратах можно было бы трансформировать под нужды конкретного муниципалитета. То есть набор дешевых кубиков, которые можно дать в руки малого предпринимательства на местах, готового исполнять проект, но не имеющего средств для покупки самой идеи.

СУБКОНТРАКТЫ И ВЕНЧУР

Проект предполагает и своеобразный "симбиоз" крупного и малого бизнеса. В настоящее время происходит реструктуризация многих региональных промышленных предприятий. В результате -- часть мощностей простаивает, освобождаются рабочие руки. В рамках Центра предполагается создать программу освоения этих мощностей на основе субконтрактных заказов. Причем формы работы могут быть разными: в одном случае заказы малому бизнесу на производство дает крупное предприятие, или представители малого бизнеса приходят на простаивающие мощности со своими предложениями. Выгода очевидна -- предприятие решает производственные и социальные проблемы, связанные с реструктуризацией, малые фирмы не вкладываются в производственные мощности.

Кроме того, в рамках Центра рассматривается возможность создания областного венчурного фонда. Как сообщил Алексей Альмухамедов, в июне нынешнего года на Сибирском инвестиционном форуме руководство департамента провело переговоры с представителями Российской ассоциации венчурных инвестиций (РАВИ). Специалисты РАВИ готовы вложить в создание венчурного фонда Иркутской области от 10% до 35%.

Сейчас в России реализовано три крупных проекта с участием венчурного инвестирования -- в Санкт-Петербурге (аэрокосмические технологии), Ростове (биотехнологии) и Татарстане (агропромышленный комплекс). Доходность венчурных проектов, созданных в различных регионах России, по данным РАВИ, колеблется от 45 до 60%. Для участия в финансировании венчурных проектов предполагается привлечение региональных частных и корпоративных инвесторов. Поскольку венчурное инвестирование предполагает использование средств в наукоемких проектах, этот блок будет сопряжен с "фундаментом" Центра -- фабрикой бизнес-идей.

Обязательным условием создания Центра является пластичность. Все блоки должны быть сопряжены между собой, однако относительно автономны. Если, к примеру, проект с венчурным фондом не состоится, на первый план выйдет субконтрактация, или наоборот. Выпадение одного из блоков может сказаться на работе системы, однако не уничтожит ее. В разных экономических ситуациях Центр будет действовать как трансформер -- инновационный фундамент может при иных условиях стать лишь участком, а база будет создана на основе административно-социальных проектов, или же чисто коммерческих заказов бизнеса. Необходимую мобильность должен обеспечить Информационный центр, который будет служить своеобразным "каналом" обратной связи с предпринимателями.

Несмотря на всю грандиозность проекта, он вызвал многочисленные вопросы со стороны членов Некоммерческого партнерства. Главная претензия к создателям -- схематичность и абстрактность предлагаемой системы. Предприниматели настаивают на том, чтобы за каждым из блоков было конкретное обоснование на примере одного из региональных предприятий. Участники НПТиП рекомендовали разработчикам провести оценку реализации подобных проектов за пределами области (финансовое обоснование, поэтапная разработка). НПТ и П настаивает и на том, чтобы данный Центр был создан только на коммерческой основе, так как в структуре государственных органов он, по мнению предпринимателей, станет еще одной номинальной единицей. По разработке данного проекта при НПТ и П будет создана рабочая группа, которая вместе с чиновниками областной администрации займется дальнейшей разработкой проекта.

Замечено, что Иркутская область неоднократно становилась одним из российских лидеров среди законодательных и бизнес- идей: новаторский закон о рынках (разработан и отменен), программа социально-экономического развития области (пациент скорее мертв, чем жив), первый в стране закон об инновационной деятельности (громко принят и с тех пор -- ни слова). А что если и Центр предпринимательских возможностей ждет такая же судьба? И этот проект будут доводить "до ума" уже где-то за пределами области? А мы останемся "почетными донорами" -- леса, газа, нефти. И еще идей?

Иван Григорьев


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные