Сегодня: 25.04.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 25 апреля 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

PDF-ВЫПУСКИ


СТРАСТИ ВОКРУГ ТРУБЫ

Проект нефтепроводной системы "Восточная Сибирь -- Тихий океан", представленный ОАО "АК Транснефть" на общественных слушаниях в Республике Бурятия, вызвал жесткую реакцию со стороны байкальских экологических организаций.

Компания Транснефть, 100% голосующих акций которой находится в федеральном управлении, входит в десятку самых эффективных в стране и является крупнейшей в мире по транспортировке нефти.

Общая протяженность трубопроводной системы Транснефти составляет 48 610 км. Эта система связывает основные нефтедобывающие регионы России (Восточную и Западную Сибирь, Тимано-Печорский нефтегазоносный бассейн, Поволжье и Южный Урал) с потребителями в Западной и Восточной Европе. Сегодня основными экспортными нефтепроводами компании являются Балтийская трубопроводная система (Кириши-Приморск, пропускная способность 30 млн. тонн в год), нефтепроводы из Ярославля в балтийские порты Бутинге и Вентспилс (12 и 16 млн. тонн соответственно), трубопровод "Дружба", северная ветка которого уходит в Польшу, а южная -- в Словакию (60 млн. тонн) и черноморские трубопроводы Самара-Одесса (12 млн. тонн) и Самара- Новороссийск (43 млн. тонн).

Ежегодные затраты Транснефти на реконструкцию и модернизацию оборудования составляют более 1 млрд долларов.

СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Экспорт нефти из России в 2003 году составил 209,8 млн. тонн, что на 12% выше аналогичного показателя 2002 года. В текущем году прогнозируется повышение экспорта до 240 млн. тонн. Дальнейшее повышение объемов экспорта -- а к 2010 году планируется увеличение до 278 млн. тонн -- требует строительства новых трубопроводов.

Одним из них является проект трубопровода Тайшет-Перевозная, который продолжит нефтепроводную систему Восточной Сибири в направлении Дальнего Востока.

Длина нефтяной трубы составит 4 188 км. На протяжении этого пути нефть пройдет через 44 перекачивающие станции. Специально для обеспечения их работы, а также для электроснабжения систем трубопровода дополнительно будет построено 3 600 км высоковольтных линий. На Дальний Восток будет транспортироваться около 80 млн. тонн нефти в год. Общая сумма затрат на реализацию проекта планируется в пределах 15 млрд. долларов. По словам заместителя генерального директора проектного института ОАО "Гипротрубопровод" Владимира Суханова, "участие в этом проекте российских частных инвесторов исключено".

Что же касается зарубежных инвестиций, то в последнее время в прессе все чаще появляются сообщения о готовности Японской национальной нефтяной компании и Министерства торговли и промышленности Японии внести свою посильную лепту в создание нефтепровода Тайшет-Перевозная. Японская сторона озвучила намерение направить около 5 млрд. долларов на это строительство.

-- Для России, в которой объем добычи нефти ежегодно повышается на 11% и через несколько лет достигнет 500 млн. тонн, актуальна проблема доставки такого количества сырья потребителям, -- говорит начальник отдела стратегического развития ОАО "Транснефть" Александр Лобынцев. -- Наш трубопровод поможет решить задачу по транспортированию нефти в страны Азиатско- Тихоокеанского региона: Японию, Китай, Индию, Индонезию и Австралию. Это даст России два преимущества: усиление позиций страны на Дальнем Востоке и развитие Восточно-Сибирского региона, сдерживающим фактором которого является отсутствие инфраструктуры.

ЭКОЛОГИ НЕДОВОЛЬНЫ

Более 100 км трассы приходится на территорию водосборного бассейна озера Байкал. А оно, как известно, признано Организацией Объединенных Наций (ООН) "мировым наследием". Несколько лет назад ООН даже приняла отдельную резолюцию по признанию Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей "Байкальской целевой территорией устойчивого развития всемирного значения". Есть отдельный федеральный закон по охране Байкала и в России. Все это налагает на Транснефть обязанность как можно более тщательно подойти к разработке оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта, поскольку деятельность компании может оказать это самое воздействие.

По закону необходимой частью экологической экспертизы являются слушания, которые позволяют выяснить мнение общественности. Слушания в Республике Бурятия по проекту "Обоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь -- Тихий океан" вылились в непримиримое противостояние экологов и нефтяников.

-- Безусловно, трасса трубопровода сложна по прохождению, -- говорит Владимир Суханов. -- На пути -- болота, скалы, сейсмоопасные участки, так что многие нормативы были разработаны нашим институтом специально для этой трассы. Нефтепровод пересечет 1 007 водотоков и 198 рек, причем 24 реки будут пройдены под дном методом наклонного бурения, что позволит снизить гидрологическое воздействие. Обезопасит окружающую среду и то, что большая часть нефтепровода -- 3 611 км -- пройдет под землей. Трубопровод будет также оборудован накладными расходомерами для контроля за возможными утечками.

Несмотря на это, экологи Бурятского регионального объединения по Байкалу считают ОВОС проекта несостоятельной, поскольку предлагаемый проект не в полной мере учитывает возможное воздействие сооружения на природную среду. Впрочем, все, даже вред, причиненный природе, можно измерить деньгами. Но расчета компенсационных выплат регионам в случае предполагаемых аварийных разливов нефти в проекте обоснования инвестиций опять-таки нет. Это еще один его минус, на который указывают экологи.

ВЫГОДНА ЛИ ТРУБА РЕГИОНУ?

По словам Владимира Суханова, при эксплуатации нефтепровода только налоговые отчисления в республиканский бюджет Бурятии от компании Транснефть составят около 160 млн. долларов в год. Не следует упускать из виду и то, что трубопровод создаст новые рабочие места: для его строительства будет привлечено 4 245 рабочих, а для эксплуатации -- 1 002 человека, проживающих на территории Республики Бурятия.

Однако некоторым ученым внушает опасение рентабельность проекта. Дело в том, что запасы разведанных месторождений нефти в Восточной Сибири суммарно составляют около 890 млн. тонн. Нефтепроводу Тайшет-Перевозная этого количества хватит ровно на 11 лет полной загрузки, если не вкладывать деньги в разведку новых месторождений. (По разным оценкам, нефтяные запасы Восточной Сибири могут составлять около 8 млрд. тонн.)

Сами нефтяники не разделяют опасений о нехватке нефти для новой трубы. По их мнению, трубопровод всегда можно загрузить сырьем из Западной Сибири, где суммарные разведанные запасы нефти составляют более 12 млрд. тонн. Что же касается Восточной Сибири, то инвестировать в глубокую разведку нефтяных запасов здесь готова все та же Япония. На эти цели японские инвесторы предполагают выделить 7 млрд. долларов.

Маленькая Бурятия -- всего лишь один из семи регионов, по территории которых должен пройти восточный нефтепровод. На примере республики можно словно в увеличительное стекло разглядеть все проблемы предлагаемого проекта. В Амурской области неясна судьба заказника "Имангра", на Дальнем Востоке экологи обеспокоены воздействием будущего строительства на природу заказника "Барсовый" (местообитание последней популяции дальневосточного леопарда) и заповедника "Кедровая падь". В районе бухты Перевозная опасаются разливов нефти -- ведь здесь нагуливаются лососевые рыбы перед заходом на нерест и расположены марикультурные плантации по разведению рыб, моллюсков, ракообразных и выращиванию водорослей. Нефтяники торопятся: начало строительства намечено на 2005 год, а уже в 2008-м бухта Перевозная должна отгрузить первую нефть. Региональные власти поддерживают их в этом стремлении, поскольку приход на их территорию трубопровода сулит хоть какие- то доходы в нищие бюджеты. Экологи же и общественные организации занимают резко отрицательную позицию. Они видят выход в учете нефтяниками всех экологических рисков и предлагают Транснефти подумать над разработкой альтернативного -- четвертого по счету -- варианта прохождения восточной трассы нефтепровода.

Несмотря на жаркие баталии экологов и нефтяников ясно, что нефтепроводу на Дальний Восток быть. Слишком большие стратегические задачи российского государства он призван решить. Именно потому и ломают экологи копья, что чувствуют: пока еще реально обязать нефтяников выплатить хоть какие-то суммы за возможный ущерб природе.

*****

В БУРЯТИИ ТОЖЕ НЕ В ВОСТОРГЕ

Говорить об экономическом интересе и Республики Бурятия, и России в создании данного нефтепровода не приходится. Сегодня Россия добывает чуть больше 400 млн. тонн нефти в год. Но является ли это избыточным количеством для страны и нужно ли непременно наращивать объемы продажи нефти? Чем больше мы будем ее продавать, тем ниже будет цена на мировом рынке, так что мы сами себе выроем яму. Кроме того, я глубоко убежден, что чем больше нашей нефти будет идти на экспорт, тем выше станут внутренние цены на бензин. Это процесс взаимосвязанный. Так что строительством нового трубопровода мы гарантируем другим странам поставки нашего дешевого топлива и подрываем экономику собственной страны.

Почему мы не консервируем месторождения нефти, как делают это, например, американцы? О чем думает наше правительство? Ведь сырьевая экономика -- это барьер для наукоемких технологий, рынок просто не заинтересован в их появлении.

Помимо экономических аргументов против строительства нефтепровода есть и технические. Согласно проекту, нефтепровод должен пройти по сейсмоопасным зонам, где есть вероятность 9-10- балльных землетрясений. По прогнозам ученых, основанным на цикличности сейсмической активности, в Муйском районе Бурятии уже очень скоро возможно крупное землетрясение. Это означает неизбежные разливы нефти, которая через 40 часов будет в Байкале.

Транснефть -- государственная компания, ее деньги -- это наши налоги, и мы имеем право задать вопрос, нужно ли их тратить таким образом. Мы должны отнестись к проекту нефтепровода с особым вниманием. Пока я вижу, что он подготовлен крайне непрофессионально.

Арнольд ТУЛОХОНОВ, директор Байкальского института природопользования СО РАН, член-корреспондент РАН

Андрей Цунский


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные