Сегодня: 21.11.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 21 ноября 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


САМЫЕ ГРОМКИЕ -- САМЫЕ ГРЯЗНЫЕ...

В редакции "Иркутской торговой газеты" решили провести опрос среди журналистов и политологов нашего города, попросив их дать оценку использованию черного пиара в Иркутской области.

"ИТГ": Какие, на ваш взгляд, были самые громкие кампании в Иркутской области, где использовался черный пиар? Помог ли он выиграть эти кампании или же наоборот -- сказался на результатах отрицательно?

Тимур Дугаржапов, "Континент Сибирь":

-- Во время губернаторских выборов 1997 года начальник городского УВД сообщил, что один из кандидатов в губернаторы -- Иван Щадов -- был ранее судим. И эта информация моментально сбила Щадову рейтинг. В результате, этот кандидат с большим отрывом проиграл нынешнему губернатору -- Борису Говорину.

Применялся пиар и на выборах в Законодательное собрание Иркутской области в 2000 году, а также в ходе губернаторских выборов в 2001 году. В период той предвыборной кампании в течение года огромным тиражом выходили газеты, которые буквально объявили войну Борису Говорину и обладминистрации. В результате его рейтинг сильно понизился, и во втором туре он выиграл у Левченко всего лишь с разницей в несколько процентов. Это самые характерные кампании, где черный пиар использовался целенаправленно, в течение длительного времени.

Масштабная информационная война была также направлена против энергетиков, когда менеджеры "Иркутскэнерго" обвинялись во всех грехах, в том числе в том, что хотят отдать эту компанию Анатолию Чубайсу.

Специфический пиар используется и в Усть-Орде. Причем на выборах всех уровней. Там также активно используется и административный ресурс, а соперники окружной администрации подвергаются всяческому очернению.

Владимир Шпикалов, "Аргументы и Факты":

-- Это выборы губернатора Иркутской области 1997 года, когда Ивана Щадова растоптали как политика и как личность. И даже после выборов, по признанию самого Щадова, у него были большие проблемы.

Черный пиар во время всех выборов использовался достаточно активно. И он, несомненно, сыграл свою роль и сказался на результатах.

Андрей Фомин, ТК "Город":

-- Могу назвать выборы губернатора в 1997 году. Много грязи вылили на кандидатов в губернаторы Сергея Левченко и Валентина Межевича в 2001-м году. Однако, как мне кажется, ближайшая "губернаторская" кампания побьет все рекорды...

Евгений Загибалов, "Эхо Москвы":

-- В первую очередь, это губернаторские избирательные кампании, во время которых избирателям бесплатно раздавали газеты с заказными статьями. И это, безусловно, сыграло свою роль.

Александр Верхозин, "Эхо Москвы":

-- Много черного пиара было на прошлых губернаторских выборах. Мощно прессовали Сергея Левченко, и большой скандал был против Бориса Говорина. На мой взгляд, из-за этого народ перестает ходить на выборы.

Анжелика Мешкова, ИРА "Телеинформ":

-- Назвать могу любые кампании, начиная с 1999 года. Расцвет черного пиара был на выборах в Законодательное собрание Иркутской области прошлого созыва. Делался упор на выпуск печатной продукции с заказными статьями. На губернаторских же выборах технологии не были столь отработаны. Использование черного пиара было активное, но если кандидат из-за него терял голоса, то не больше 5%.

Светлана Бурдинская, "МК" в Иркутске":

-- Активно использовался черный пиар во время первой кампании Бориса Говорина. Против его основного соперника Ивана Щадова, возглавлявшего в то время "Востсибуголь", "выкопали" дело об изнасиловании. Прошлые губернаторские выборы были также очень грязные, тиражи "черных" газет доходили до 600 тыс. экземпляров. Всплывали и уголовные дела, печатались обычные поклепы.

Чем крупнее кампания, тем она грязнее. Конечно, это играет определенную роль. Часть доверчивых избирателей, в основном пожилые люди, верят всему прочитанному. Начинают голосовать против какого-то кандидата. А также против всех кандидатов -- что является протестом против грязи вообще.

Михаил Мазур, "Байкальская служба новостей":

-- Несомненно, это губернаторские выборы 97-го и 2001 годов.

Черный пиар -- это чаще негативная информация, которая распространяется о кандидате. Но ведь бывает разный пиар -- где используется и откровенная ложь, а также факты, которые действительно имели место быть. Часто это срабатывает и сильно подмачивает репутацию любого кандидата. Клюют на это многие пенсионеры.

Валерий Почекунин, ТК "АИСТ":

-- Самыми громкими кампаниями, в которых использовался черный пиар, на мой взгляд, были выборы губернатора Иркутской области в 1997 году, депутатов Госдумы в 2003-м, выборы в городскую Думу в Братске и Иркутске в этом году. И везде пиар сыграл значительную роль.

Владимир Саловаров, ТК "АИСТ" :

-- Могу назвать губернаторские выборы 1997 года. Всем помнится история с Иваном Щадовым. И также... все последующие выборы.

В экономике черный пиар используется сплошь и рядом: в борьбе за Усть-Илимский ЛПК, Коршуновский ГОК. Использует черный пиар в своих интересах и компания "Русский алюминий".

Юрий Пронин, "Трибуна":

-- Мощный негатив использовался против Щадова на губернаторских выборах в 1997 году, а также против Левченко в 2003-м на выборах в Госдуму. Против Виталия Шубы на выборах в ГД в 1999 году. Также на выборах 2000 года в ЗС -- против Геннадия Истомина, против Владимира Матиенко. Это конечно же повлияло на их рейтинг.

Екатерина Дементьева, "Аргументы и Факты":

-- На выборах губернатора было много черной информации, когда поливали грязью Сергея Левченко. Ненамного меньше использовался пиар на нынешних выборах в Гордуму.

Наталья Мичурина, "Восточно-сибирская правда":

-- В первую очередь, могу назвать кампании, направленные против Валентина Межевича, а также против Бориса Говорина на губернаторских выборах.

Что касается экономики, то самые грязные и громкие кампании, в которых использовался черный пиар, -- это, в первую очередь, приобретение крупного пакета акций "Иркутскэнерго" компаниями "Русский алюмний" и "СУАЛ"; борьба за Верхнеленское речное пароходство; война компании "Континенталь менеджмент" с "Илим Палп Энтерпрайз"; борьба за власть на Коршуновском ГОКе; а также война "Русского алюминия" против "Алюком- Тайшета".

Леонид Альков, ТК "АС Байкал ТВ":

-- Самая грязная и громкая кампания -- это последние губернаторские выборы.

Ирина Дугина, "Сибирские новости":

-- Это губернаторские выборы, где было чрезвычайно активное использование черного пиара... В бизнесе, на мой взгляд, черный пиар активно использовался в конфликте между "Иркутскэнерго" и угольщиками.

Сергей Берг, "Коммерсант" :

-- Практически все избирательные кампании, начиная с 90-х годов, сопровождаются черным пиаром. Таким образом дискредитировали и Бориса Говорина, и бывшего спикера ЗС Сергея Шишкина, и Сергея Левченко.

Димитрий Еловский, "Коммерсант":

-- Классическая "черная" кампания -- это губернатор и его война с Валентином Межевичем, плюс второй тур губернаторских выборов, где воевали уже Сергей Левченко и Борис Говорин. Выборы в Госдуму также не обходились без черного пиара. Предпринималась также попытка с помощью черного пиара организовать раскол в региональном отделении КПРФ перед госдумскими выборами.

Сергей Кез, "Независимая газета":

-- Могу назвать прошлую губернаторскую кампанию, когда против Левченко, были задействованы газеты-двойники, листовки... В Усть-Ордынском округе в 2003 году при выдвижении Александра Терентьева выпустили поддельную газету "Панорама округа". И вообще до 30% кандидатов на последних этапах применяют незаконные методы ведения борьбы, когда им уже не хватает сил додавить соперника в честном поединке. Иной раз это срабатывает -- среди избирателей есть малообразованные люди, которые не отслеживают политические процессы, верят любой информации.

Элеонора Кез, "Учительская газета":

-- Избирательные кампании 1997 и 2001 годов. Все предвыборные кампании в Госдуму, а также выборы в городскую Думу летом этого года. Появились признаки черного пиара в досрочно стартовавшей кампании в Усть-Орде по выборам главы администрации округа. В последнее время черный пиар используется, как правило, везде.

Евгений Павлов ИГТРК:

-- Практически каждая избирательная кампания использует черный пиар.

Олег Желтовский, "СМ-Номер один":

-- Самая грязная кампания -- прошлые губернаторские выборы, когда "мочили" Межевича. Это било и по всем остальным людям -- все видели, что это ложь, но никто и ничего не предпринимал.

Ирина Леньшина, политолог :

-- В первую очередь, назову прошлые губернаторские выборы, когда технологи так "перестарались" с черным пиаром, что полностью испортили репутацию в регионе одному из претендентов на место губернатора -- Валентину Межевичу, интеллигентному человеку, профессиональному энергетику не только в масштабах региона, но и в масштабах страны. Прошлые выборы в ЗС были не менее грязными, когда бились две команды -- губернаторская и энергетиков.

Классический же пример -- первые выборы губернатора в 97-м году. У Ивана Михайловича Щадова, тогдашнего директора "Востсибугля", были сильные позиции, но в последний день против него выплеснули такую информацию, у него не было возможности оправдаться, и он с треском вылетел.

В бизнесе, когда происходит передел собственности, захват предприятий, частью стратегии является и черный пиар. Чтобы опорочить соперников либо руководство предприятия, используют заказные статьи. Например, не получилось договориться о сотрудничестве "Илим Палпу" и "Русскому алюминию", по принципиальным вопросам не смогли договориться угольщики и энергетики, не могли договориться по поставкам этилена АНХК и Саянскхимпласт. И использование черного пиара в таких ситуациях становится уже привычным делом.

А МОЖНО ЛИ ПО-ЧЕСТНОМУ?

ИТГ: Можно ли обойтись сегодня без черного пиара? Есть ли в Иркутской области примеры ведения честной борьбы?

Тимур Дургажапов:

-- Черный пиар -- наиболее действенная технология, которая направлена на резкое понижение рейтинга соперника. Он всегда использовался, используется и будет использоваться в разных формах, невзирая на подписания всяческих деклараций "о чистых выборах".

Черный пиар -- это злоупотребление демократией. Но, на мой взгляд, иногда просто необходимо вытаскивать на свет божий истину, чтобы в круг политической элиты не попадали люди с криминальным прошлым, чтобы под угрозой разоблачения политические деятели не участвовали в неблаговидных делах. Хотя черный пиар -- это в основном клевета и ложь. Способ борьбы с этим -- создание монолитного образа, который сложно расшатать в течение одной информационной кампании.

Черный пиар выходит на сцену, когда сталкиваются достаточно мощные политические силы, когда возникают неразрешимые противоречия, когда ставки очень велики.

Обойтись без использования черного пиара можно, когда есть консолидация общества по той или иной кандидатуре, когда сильна правоохранительная система, когда существующая власть не заинтересована в раскачивании лодки, потому что такие информационные войны ослабляют общество, расшатывают веру людей во все и вся. Черный пиар разрушает государственный институт и веру избирателей, снижается явка, вырастает протестное голосование. Употребление или неупотребление черного пиара говорит о политической ситуации. Если элита регулирует эти вопросы, не возникает информационных войн.

Владимир Шпикалов:

-- Гайдар Гайдаров же обходится... Значит, и другим можно.

Андрей Фомин:

-- Черный пиар -- понятие неопределенное, если что-то не запрещено, значит -- разрешено. Если сознательно дается ложная информация -- это конечно же чернуха. Обойтись без нее не реально, потому что большинство идущих во власть совести не имеют вовсе.

В бизнесе это одна из неотъемлемых особенностей пропаганды. Нет ни одного конфликта в сфере экономики Иркутской области за последние десять лет, который обошелся бы без использования черного пиара. АНХК с Саянскхимпластом -- с обеих сторон использовались весьма прогрессивные методы ведения пропаганды. "Илим Палп" с Бразом... На Усть- Илимском ЛПК -- похожие же проблемы. Они достаточно специфичные, не ориентированы на большую аудиторию, поэтому немного в стороне от внимания людей и не такие громкие, как в политике.

Евгений Загибалов:

-- Для того чтобы обходиться без черного пиара, надо быть порядочным человеком. Пока, к сожалению, таких примеров нет.

Александр Верхозин:

-- Сейчас без этого не обойдешься, хотя технологии теряют актуальность, используется все больше лживая информация. Больше стало "псевдоаналитики".

Анжелика Мешкова:

-- Нет, я не верю в то, что черный пиар уйдет в прошлое. И если не сам кандидат, так его предвыборный штаб будет использовать черные технологии. Возможно, в будущем, когда поменяется сознание граждан и российский менталитет, тогда к выборам будут относиться более серьезно.

Светлана Бурдинская:

-- Нельзя обойтись без черного пиара. Таких примеров нет.

Михаил Мазур:

-- Нет, не обойтись. Если кандидаты будут себя хвалить и доказывать, кто из них лучше, кампания станет неинтересной.

Валерий Почекунин:

-- Теоретически обойтись можно. Однако у многих кандидатов останется соблазн использовать черный пиар, как один из самых простых приемов. Но иногда "черным пиаром" называют обычную критику в адрес противника. Анонимная ложь -- вот черный пиар!

Владимир Саловаров:

-- Вряд ли можно обойтись, используют черный пиар в любом случае.

Юрий Пронин:

-- Сложный вопрос, у меня неоднозначное отношение к этому. Негативная информация о ком-то нужна в любом случае. Не должно быть клеветы, вот против этого надо бороться.

Екатерина Дементьева:

Теоретически -- да, но соблазн всегда есть.

Наталья Мичурина:

-- Можно обойтись, но... с трудом.

Леонид Альков:

-- Никто не обходится без этого, только вот степень использования у всех разная. Политика -- дело грязное. Кто рвется во власть, не обойдется без черного пиара. "Маски- шоу" очень популярны среди политиков и бизнесменов. В промышленности, где захват производства, везде используется черный пиар -- вокруг Коршуновского ГОКа, например, Падунского мясокомбината...

Ирина Дугина:

-- Черный пиар недейственен при хорошей репутации человека или когда уже столько всего выплеснуто, что новые сливы негативной информации уже не работают.

Сергей Берг:

-- Наверное, нет. Эти методы помогают отвлечь голоса избирателей от какого-то другого кандидата. Ведь проще всего обругать противника. Отрицательная информация лучше запоминается.

Дмитрий Еловский:

-- Нет. Это такой же инструмент борьбы. Формы применения его стали другими, более изощренными -- такие методы, как организация масштабных кампаний, выставление кандидатов- однофамильцев и др. Пока избиратели легко воспринимают черный пиар, без него не смогут обходиться. Он также влияет на рост протестных настроений.

Сергей Кез:

-- Можно обойтись. Кому есть что сказать, кто сам добился чего- то в жизни и готов честно сражаться, тот не будет обращаться к политтехнологам. Выигрывают за счет своего авторитета Гайдар Гайдаров, Юрий Рожков, Валерий Лукин, Гавриил Франтенко.

Элеонора Кез:

-- Выборы -- это инструмент демократии. На мой взгляд, должно быть честное соревнование кандидатов, предлагающих свои программы, чтобы избиратели могли сравнить их. Получается же, что те или иные кандидаты грязными методами стараются обрушить рейтинг других кандидатов и на этом фоне выделиться самим. К сожалению, это уже неотъемлемый признак всех последних кампаний, которые идут в регионе.

Евгений Павлов:

-- Нет, пока без него не обойтись.

Олег Желтовский:

-- Есть возможность обойтись без "чернухи", когда есть силы и уверенность. Чистые выборы были у Межевича, Гайдарова, Рожкова. Политика -- это грязное ремесло, и очень мало тех, кто в белых одеждах. Иногда специально кого-нибудь провоцируют, кто-то не выдерживает и выступает в ответ. Используются и различные скрытые технологии.

Ирина Леньшина:

-- В нашей стране для черного пиара созданы идеальные условия. Нужно, чтобы было гражданское общество, чтобы люди осознавали, кого они выбирают и для чего, контролировали ход выборной кампании. Нужно жесткое законодательство.

Иногда нет необходимости использовать черный пиар -- играют роль авторитет и большой административный ресурс. К числу депутатов, которым не нужен черный пиар, можно отнести Виктора Круглова, Гавриила Франтенко.

Не было необходимости доказывать свое право на мандат депутата ЗС незаконными методами Валерию Лукину, Гайдару Гайдарову, Юрию Рожкову: они имеют огромный авторитет, и, кроме того, на прошлых выборах ситуация для них была почти идеальная -- у них не было сильных соперников. На сегодняшний день нет гарантий, что не они сами, а их команды, чтобы переломить ситуацию, не воспользуются какими-то методами. Это часть выборной технологии.

Опрос провела Людмила Гужева


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные