Сегодня: 25.11.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 25 ноября 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


"МИСТЕРИ ШОППИНГ" ПО-ИРКУТСКИ

Об эффективных технологиях, кадровых "заморочках" и о том, и как бороться с магазинными воришками

3 сентября в "БайкалБизнесЦентре" прошла Международная конференция "Эффективные технологии торговли". Оганизаторами мероприятия выступили администрации Иркутска и Независимая торговая ассоциация России. Для участия в конференции приехали гости из Москвы и Санкт-Петербурга. За время трех рабочих сессий было заслушано 12 докладов.

"В последние годы мы стали свидетелями значительного прогресса во многих сферах жизни, включая политику, экономику и благосостояние населения. Но потребительский рынок -- это особая сфера. От результатов ее работы зависит многое: работоспособность, настроение человека, а нередко -- его здоровье. А также весомые поступления в городской бюджет, возможность получения достойной, хорошо оплачиваемой работы для жителей города. Именно поэтому администрация чрезвычайно заинтересована в динамичном развитии этого сектора," -- сказал в своем приветственном слове председатель комитета по потребительскому рынку г. Иркутска Александр Третьяков.

Торговля и общественное питание являются крупнейшими отраслями городского хозяйства. Здесь занято более 100 тыс. человек. Шестая часть городского бюджета формируется за счет поступлений от предприятий потребительского рынка.

По словам Александра Третьякова, потребительский рынок города Иркутска продолжает активно развиваться. И на сегодня обеспеченность торговыми площадями в целом по городу превышает установленную норму и составляет 141% по продовольственным товарам (при нормативе 85 м2 на 1000 жителей) и 166% по непродовольственным (при нормативе 120 м2 на 1000 жителей).

Еще несколько цифр. Оборот розничной торговли, включая общественное питание, в 2003 году составил 31 397,1 млн. рублей или 103,2% в сопоставимых ценах. Объем товарооборота на одного иркутянина составляет около 51 тыс. рублей, общественного питания -- 2,1 тыс. рублей (более, чем в три раза больше данного показателя по области). Ежедневно в городе продается товаров на сумму 86 млн. рублей.

"В I полугодии 2004 года темпы роста оборота розничной торговли превысили 107%, достигнув 16 476,4 млн. рублей, что составляет 44,4% от товарооборота Иркутской области (5,6% оборота розничной торговли Сибирского федерального округа)", -- подчеркнул Александр Третьяков, -- "Оборот общественного питания составил 606,8 млн. рублей (это одна двадцатая часть оборота общественного питания Сибирского Федерального округа)".

По словам А. Третьякова, в настоящее время на потребительском рынке города функционирует 960 предприятий розничной торговли, в т.ч. 490 продовольственных и 470 непродовольственных; 1396 киосков и павильонов; 30 торговых центров; 6 оптовых рынков; 44 торговые площадки, 793 предприятия общественного питания; из них: 41 ресторан, 190 кафе, 139 баров, 118 закусочных, 191 столовая и прочая сеть предприятий общественного питания. В 2003 году в городе было введено в эксплуатацию 18 новых крупных объектов торговли (супермаркеты, торговые центры) площадью более 45000 м2, открыто более 30 новых магазинов.

И в этом году, как утверждают специалисты, тенденция к увеличению торговых площадей и рабочих мест на потребительском рынке города сохраняется.

В целом, торговля сегодня, как считают участники конференции, -- это динамично развивающийся рынок с большими возможностями и перспективами. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере одна из наиболее высоких. Так, в 2003 году объем инвестиций, вложенных в строительство и реконструкцию предприятий торговли составил около 190 млн. рублей. Это 1/4 часть финансовых вложений, осуществленных предприятиями и организациями частного сектора экономики города Иркутска в 2003 году. С расширением торговой сети и сети общественного питания расширяется и спектр, предоставляемых предприятиями услуг: во многих магазинах организуется торговля по заказам, в кредит, осуществляется доставка покупок, применяются дисконтные карты, предоставляются дополнительные услуги.

БУДУЩЕЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Прогнозы также благоприятные. Планируется, что к концу 2004 года прирост торговых площадей составит еще около 45000 м2 с созданием 1700 новых рабочих мест.

"В Иркутске продолжается усиление позиций организованного рынка", -- считает Александр Третьяков, -- "Формированию рациональной инфраструктуры способствует открытие предприятий, применяющих более совершенные формы обслуживания. Продолжает активно развиваться сеть супермаркетов. Иркутянам хорошо известны сети супермаркетов ООО "Слата", ООО "Легион", ООО ПКФ "Сибатом". Товары непродовольственной группы реализуют супермаркеты сети "Эльдорадо", "Василиса", "Электрик Сити", "СибАльянс", положительно зарекомендовала себя сеть книжных магазинов "ПродаЛитъ".

Эксперты рынка считают также, что магазины сегодняшнего дня отличает эффективная эксплуатация торговой площади и установленного оборудования. А стремление получить большую отдачу от предприятия приводит к выбору нестандартных планировочных решений и к установке наиболее функционального, современного, качественного и надежного оборудования.

Используются также новые идеи организации торгового пространства, позволяющие значительно увеличить объемы продаж и привлечь большее количество клиентов.

Самообслуживание становится в иркутских магазинах с каждым годом все более популярным. Главная причина -- возросшая конкуренция между местными сетевыми и несетевыми компаниями, ожидание прихода на местный рынок столичных сетей. Приоритетом, как говорят эксперты рынка, становится борьба за покупателя. При самообслуживании более рационально используются торговые площади, уменьшается время, затрачиваемое покупателем в магазине. Покупатель имеет возможность вблизи изучить характеристики товара, его состав, более тщательно оценить внешний вид. Кроме того, самообслуживание позволяет реализовать множество маркетинговых приемов, побуждающих сделать покупку, при этом оставляющих у покупателя ощущение самостоятельного выбора.

Магазины самообслуживания сегодня стали общедоступными в нашем городе. Часть из них являются элитными (яркий пример -- винный супермаркет "Александровы погреба"), значительная часть супермаркетов ориентирована на покупателя со средним достатком. На сегодняшний день около 70% жителей города пользуются услугами магазинов самообслуживания хотя бы время от времени. Опыт работы супермаркетов показывает, что у покупателей постепенно меняется отношение к новым форматам, люди видят их преимущества.

Александр Третьяков считает, что для города привлекательной является и предлагаемая супермаркетами ценовая политика: цены в таких магазинах на уровне, а зачастую ниже сложившихся на оптовых рынках города. "Социальная значимость заключается в том, что горожане со средним и ниже среднего уровня достатком имеют возможность осуществлять покупки на приемлемых условиях".

Достаточно динамично развивается сеть предприятий общественного питания. Среди основных тенденций развития отрасли следует отметить интенсивное развитие общедоступной сети. Особенно быстро развивается сеть предприятий быстрого питания. Заслуженной популярностью пользуются предприятия типа "бистрo", применяющие передовые европейские технологии в приготовлении блюд и обслуживании посетителей. Развивается сеть передвижных точек быстрого питания. В настоящее время в местах интенсивных людских потоков (рынки, торговые центры, остановки транспорта, больницы) установлено 23 автоприцепа типа "Купава", предлагающих достаточно широкий ассортимент продукции -- куры-гриль, пицца, блины, разнообразные кондитерские изделия, напитки. Среди предприятий, наиболее активно внедряющих данную форму обслуживания в г. Иркутске, следует отметить ООО "Интегро-групп", ООО "Каравай".

Еще один важный вопрос -- кадровый в сфере потребительского рынка. На данном этапе эта проблема особенно актуальна и предприятия постепенно начинают осознавать это. В конечном счете, успех работы предприятия обеспечивают высококвалифицированные кадры.

"Я обращаюсь к руководителям предприятий и предлагаю создавать свои внутрикорпоративные центры обучения сотрудников, вырабатывать системный подход к подготовке кадров на всех уровнях управления", -- сказал в заключение Александр Третьяков.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ -- ПУТЬ К СПАСЕНИЮ

По прогнозам специалистов, в последующие пять лет наметятся определенные тенденции развития рыночной торговли: во-первых, замедление темпа роста доллара на 2-4% ежегодно, во-вторых, усиление конкуренции между сетевыми предприятиями различного формата. Об этом рассказал на конференции эксперт компании "Астор ВЦ" Алексей ЧУЛКОВ.

По его словам, специалисты прогнозируют расширение географии покрытия регионов и переход сетевых операторов от регионального статуса к многонациональному. Иными словами, у регионов есть все предпосылки для того, чтобы конкурировать с москвичами.

Компания "Астор ВЦ" основана в 2000 году. Работает на рынке новых технологий систем управления. На сегодняшний день в компании работает более 150 человек, осуществлено более 4 тыс. проектов по внедрению комплексных систем автоматизации отработанной технологии на предприятиях различного масштаба и деятельности: розничной и оптовой торговли, индустрии развлечения, общественного питания и других отраслей. Системы управления бизнесом компании "Астор ВЦ" используют более 1200 магазинов и 120 розничных сетей, более 500 ресторанов России и стран СНГ. Также они достаточно известны и на рынке Иркутска: здесь они представлены такими системами управления бизнесом, как "Астор: Торговый Дом", и "Астор: Торговая Сеть".

"На данный момент ситуация на российском рынке конкурентно острая. Присутствуют как западные, так и российские сети различного масштаба. Чем крупнее сеть, тем больше предприятие, его влияние и воздействие", -- утверждает Алексей Чулков.

И он же озвучил еще один неутешительный прогноз для отечественного рынка: со временем российские операторы будут занимать не более 25% розничной торговли России. Все оставшееся место займут иностранные сетевые компании. Как сделать так, чтобы увеличить этот процент или попасть в эти 25%? Рецепт, как оказалось, банальный. Для этого необходимо развивать конкурентные преимущества своего предприятия.

"Конкурентные преимущества в работе с покупателями достигаются разными способами. Мы ориентируемся на основные четыре. Это расположение, доступность магазина, уровень сервиса, уровень его ассортимента и цена", -- объяснил Алексей Чулков, -- "Развитие этих факторов определяет развитие всех видов деятельности предприятий. Хорошее расположение, присутствие в регионе, высокий уровень сервиса, ассортимент и низкая стоимость ведут к оптимизации всех процессов, которые существуют на предприятии. Уровень цен и ассортимент приводят к оптимизации работы с поставщиками. Разработка этих основных факторов -- первоочередная задача предприятия, которое хочет развиваться.

Если говорить об управлении работой с покупателями, нужно смотреть, прежде всего, на работу самого торгового зала. Для этого существуют личные отчеты и другие способы. Основные критерии работы во взаимоотношениях с поставщиками -- это анализ по объему и по графику поставок, а также анализ по выполнению обязательств поставок. И в конце -- анализ сервиса поставщика на основе всех вышеперечисленных факторов.

Однако, по словам эксперта, нельзя рассматривать систему управления как панацею от всех бед, это лишь инструмент для осуществления управленческих решений. На основании продаж за определенный период можно прийти к выводу, тот ли товар вы продаете, с нужной прибылью или нет, провести анализ ассортиментного минимума и объема продаж. На основе этого можно получить рекомендации по замене этого товара с указанием его прибыльности и окупаемости. Это очень интересно для магазинов. Непосредственно выполняя анализ таких параметров, можно создавать матрицы, по которым видно, какой товар пользуется наибольшим спросом и приносит наибольшую прибыль. После этого можно составлять ассортимент товаров более обдуманно. В любом случае, всегда можно исключить из ассортимента матрицы товары "С" класса, то есть, наименее продаваемые и прибыльные.

Алексей Чулков утверждает, что на основании этих же анализов на следующий период времени можно сделать оптимальный заказ на товар поставщику, с тем, чтобы он увидел, что вы и есть его клиент.

Система управления заказами, прежде всего, сокращает время на формирование самого заказа, повышает эффективность работы с заказами и оптимизирует систему работы поставок. В условиях конкурентного напряжения можно всегда бороться за покупателя. Для этого вводятся различные виды скидок и их систем. Самое важное -- это после введения подобных скидок проанализировать, как они подействовали. Скидка -- это всегда неполученные деньги, но за счет привлечения дополнительных покупателей и увеличения количества покупок, вы можете получать прибыль. С помощью систем управления можно выяснить, когда более выгодно вводить в действие скидку.

Покупатель предъявляет одинаковые требования к различным предприятиям, как небольшим, так и к торговым сетям. Поэтому даже в небольших магазинах должны быть такие же высокотехнологические системы, как и в гипермаркетах.

"В настоящий момент покупателям нужен не только внешний вид обслуживающего персонала, но и качественный сервис. Вы занимаетесь бизнесом, мы стараемся в этом помочь. В сетевом рынке важна скорость обслуживания, доступные конкурентные цены и все это можно превратить в конкурентные преимущества, которые можно развить с помощью информационной системы, если правильно ею пользоваться", -- сказал Алексей Чулков.

БЕЗОПАСНОСТЬ -- ЭТО РАБОТА

Фирма ООО "Джи Ту Технолоджи" была создана в 1999 году с целью продвижения на рынок России и стран СНГ передовых технологий и комплексных решений в области безопасности и предотвращения потерь на торговых предприятиях. Сферой деятельности фирмы является консалтинг по вопросам безопасности и организации комплекса защиты от краж покупателями и персоналом, поиск оптимального решения на основе анализа основных источников потерь, разработка концепции безопасности и проекта, поставка и монтаж оборудования. Генеральный директор фирмы Михаил Кржижевский в своем докладе "Бизнес-процессы торговой безопасности" рассказал о некоторых важных моментах обеспечения безопасности в магазинах.

-- Кражи -- источник потерь владельца магазина. Эта тезис является основой подхода к созданию правильной системы предотвращения потерь в магазине. Согласно европейской статистике средний процент потерь из-за краж в магазинах в 2003 году составил 1,44% от оборота магазина. Эта статистика применима и к России. Хотя у нас не существует точных данных о потере в этой области.

Вообще, статистические данные свидетельствуют о том, что по количеству магазинных краж в мире лидирует Англия. Количество задержаний в 2003 году составило около 600 тысяч. Это удивительно, поскольку Англия находится на первом месте по уровню обеспечения безопасности. Россия же по уровню краж находится приблизительно на уровне Испании, Италии (100 тыс. задержаний за 2003 год).

Основными же источниками потерь в магазинах, традиционно считаются: персонал (от 50 до 70%), покупатели (30-60%) и, так называемые административные потери, которые составляют в среднем 10%. Собственно, почему важен выбор технического или же альтернативного решения обеспечения безопасности?

-- Если мы возьмем продовольственный магазин, то возникает ситуация, в которой потери от своего внутреннего персонала значительно превышают потери от магазинных воров, -- считает эксперт по безопасности, -- Если вы знаете, что в вашем супермаркете процент потерь, связанных с персоналом, составляет, допустим, 80%, то средства безопасности следует ориентировать, в первую очередь, на это.

Исследования показали, что люди в магазинах воруют по разным причинам. Одна из причин -- это стремление компенсировать свои траты. То есть покупатель считает, что он имеет право на подарок или скидку от магазина, в котором он потратил значительную сумму. И наиболее правильным в таком случае является такое решение проблемы, при котором покупатель, уличенный в краже, не уйдет обиженным, но воровать больше не станет.

Статистика также показывает, что наибольший ущерб магазину приносят профессиональные воры. Поэтому системы безопасности должны быть ориентированы, в первую очередь, на профессиональных воров, а не на клептоманов или тех, кто ворует совершенно ненужные вещи ради острых ощущений. Вообще, магазинные воры делятся на несколько групп: импульсные воры -- 50%, профессионалы -- 13%, богатые покупатели и наркоманы -- 10% и клептоманы -- 5%.

-- Разрабатывая новый проект системы безопасности, необходимо учитывать, что слишком жесткий контроль приведет не только к снижению потерь, но и к уменьшению оборота, поэтому важно "не перегнуть палку", -- заключает Михаил Кржижевский.

КОРОЛЯ ИГРАЕТ СВИТА

Хочется уйти от традиционных штампов о том, что кадры решают все. Потому что по нашему наблюдению бизнесмены Иркутска уже сами благополучно пришли к таким выводам. Это мнение маркетолога кадрового агентства "Артэкс" Ольги Крицкой.

-- Работа нашей компании свидетельствует о том, что 80% людей, которые обращаются к нам за услугой по подбору персонала -- это "розница". Примерно 50%, которые обращаются к нам за услугой обучения персонала -- опять-таки являются представителями розничной торговли. Кроме того, хочется отметить, что в нашем городе можно наблюдать отличные результаты работы отдельных компаний. Хочется отметить такие компании, как "Слата", "Комтек", "12 месяцев", отличающиеся особо технологичной и правильно построенной в отношении работы персонала сетью. Основной сложностью в работе с торговым персоналом является его привлечение и удержание. Привлечь персонал в сферу розничной торговли становится все сложнее, квалифицированных продавцов не хватает. Можно сказать, что рынок розничного персонала "перегрет". Он насыщен мальчиками и девочками, только что вышедшими из стен университета и желающими работать большими начальниками. Начинать же свою карьеру с работы продавцом или администратором они не хотят.

Крупные торовые фирмы с развитыми службами персонала, с хорошей системой обучения и корпоративной культурой в Иркутске все же имеются. Это "Амик", "Слата", которые, по мнению специалистов, эффективно решают проблему привлечения персонала, даже не обращаясь в агентства. Мелкие и средние предприятия розницы, во-первых, стоят на очереди в кадровых агентствах, а во- вторых, вынуждены "брать то, что есть" и доучивать персонал на свои деньги. То есть, издержки на привлечение персонала у таких компаний сильно завышены.

Также существует проблема элементарного непрофессионализма торгового персонала. Консультанты-продавцы часто просто не знают, что делать с клиентом. Отсюда -- необходимость регламентации работы торгового персонала, которая достигается очень просто: разрабатываются определенные документы, положения о работе с клиентами. И каждый соотрудник компании соответственно должен соблюдать их. Примером для подражания здесь может служить сеть аптек "Авиценна". Четкая регламентация деятельности персонала позволит сэкономить, снизить издержки на управление, вероятность ошибок.

Несмотря на дефицит торгового персонала, его необходимо регулярно оценивать, проводить четкую связь между результатами этой оценки и уровнем оплаты труда, а также продвижением по службе, считает эксперт. В технологии оценки персонал неприемлемы субъективные подходы. Необходимо учитывать четыре базовые составляющие: профессиональные навыки, личностные качества, способность соблюдать должностные инструкции и достижения в работе. Такая оценка персонала должна проводиться более или менее регулярно.

-- Для организации более эффективной работы с персоналом наша фирма советует прибегать к такому полезному и недорогому инструменту работы с персоналом, как "Мистери шоппинг". Если оценка персонала -- это открытая регулярная процедура проверки всех основных качеств соотрудников предприятия, то "Мистери шоппинг" -- это скрытая неожиданная проверка персонала, имитация покупок или сделок специально подготовленными агентами. И здесь можно точно говорить, что если простую оценку еще можно сделать собственными руками, то для проведения качественного "Мистери шоппинг" надо или содержать громоздкий отдел внутреннего контроля, либо обращаться к внешним профессионалам. В Иркутске "Мистери шоппинг" давно уже перестал быть московской диковинкой, сейчас это нормальный рабочий инструмент управления персоналом.

Кроме того, важнейшим аспектом адекватной работы персонала магазинов, заведений общественного питания и сферы обслуживания является мотивация к высоким результатам и качественной работе. Самый простой пример -- проведение различных конкурсов на лучшего продавца, экспедитора, кассира, бухгалтера.

МНЕНИЕ

По окончании конференции корреспонденты "Иркутской торговой газеты" поинтересовались у участников об их впечатлениях от услашанного.

Вячеслав ФЕДОРОВ, генеральный директор рекламно-полиграфической фирмы "Ситалл" (Иркутск):

-- Я считаю, что любая учеба всегда полезна, так что смысл, безусловно, есть. Только вот на этой конференции, как мне показалось, был явный недостаток организации. В будущем, по моему мнению, стоит проводить опросы участников с тем, чтобы очертить круг наиболее интересных тем. В этот же раз не участники выбирали темы, а темы -- участников. Что же касается практической пользы от конференции, то странно бы было ожидать каких-то результатов уже на следующий день. Необходимо некоторое время для того, чтобы адекватно оценить результат конкретно для нашей компании.

Ольга КРИЦКАЯ, маркетолог агентства "Артэкс" (Иркутск):

-- Такие конференции нужны, потому что, во-первых, это высокая деловая коцентрация, очень много возможностей для контактов, а во- вторых, здесь озвучивается действительно полезная информация. Гости из Москвы делятся своим опытом с иркутскими бизнесменами, и региональные предприниматели обмениваются массой полезной информации.

Евгения Подугольникова, Александр Рожанский


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные