Сегодня: 26.04.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 26 апреля 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА


"ИМПОРТНЫЙ" БИЗНЕС ПО-РУССКИ, ИЛИ ИРКУТСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ "MADE IN ОТТУДА"

Бизнес -- дело хозяйское, и испытать себя в условиях рыночной экономики может каждый, независимо от его происхождения, национальности, вероисповедания, привычек и особенностей характера. Правда, рынок рынком, но национальных разновидностей бизнес тоже имеет немало: есть добротно построенный и отлаженный западный бизнес, есть витиеватый восточный, а еще -- бизнес "по-русски".

Национальных особенностей у российского бизнеса -- хоть отбавляй. "Умом Россию не понять" и в этой стихии. Тут вам и целина непаханая, и перспективы, и экстрим с адреналином, и факторы неожиданности попадаются на каждом шагу. В общем, простора для бизнес-творчества хватает. Наверное, поэтому находятся энтузиасты, которые оставляют отлаженный механизм бизнеса на Западе и пытаются реализовать свои проекты на бескрайних российских просторах. О трех таких романтиках- предпринимателях, которые на свой страх и риск решили открыть собственное дело в Сибири, мы вам и расскажем сегодня.

НЕМЕЦКИЙ ПЕДАНТ

Мартин Хофман, уроженец и гражданин Германии, а ныне исполнительный директор иркутской турфирмы "АМА", впервые посетил Россию в 1978 году, приехав из Саксонии в Ульяновск по туристической путевке. В то время он жил в ГДР и работал технологом на железнодорожном транспорте. В теперешней его профессии эти знания очень пригодились -- Мартин сам разрабатывает и внедряет новые транспортные технологии на туристических маршрутах. Еще работая на железной дороге, он стал руководителем туристического клуба в тогдашнем Карл- Маркс-Штадте -- нынешнем Кемнице, а с 1982 г. профессионально занялся туризмом.

В то время молодежным туризмом в ГДР заправлял "Югендтурист" -- немецкий партнер и аналог советского турагентства "Спутник". Конкурирующих фирм, как известно, при социализме не было и быть не могло, поэтому ГДР и СССР осуществляли обмен молодежью через эти агентства.

В конце 80-х годов, после воссоединения Германии, "Югендтурист" купили западные немцы, а затем вообще закрыли его. Тогда Мартин в 1990 году решил открыть в Германии свою фирму. В середине 90-х годов, в связи с подъемом спроса на туры на Восток, он искал новые направления для туристических маршрутов. Именно тогда ему в голову и пришла идея организации туров в страны Среднего, Северного и Дальнего Востока.

Однако ему не удалось найти партнеров в Иркутске для работы с Китаем и Монголией, хотя в Германии к тому времени был уже немалый спрос на поездки в эти страны и, конечно, в Сибирь. "Интурист" тогда работал так же, как и при Союзе, и для организации новых маршрутов и туров не подходил. Поэтому в 1996 г. Мартин решил переехать в Иркутск, где вместе с женой иркутянкой, с которой познакомился еще в 1989 году, они открыли собственную турфирму "АМА".

Профессионалов по приему западных туристов здесь не было, начального капитала у Мартина Хофмана было не так много, поэтому сначала они занимались исключительно выездом туристов, который не требует столь высоких затрат, как прием. Работали со школьными клубами. Школьников возили в Санкт- Петербург, Москву и другие города. Обычные туристы также через "АМУ"> ездили за рубеж -- в Италию и Испанию на пляжный отдых, во Францию и на Карибы. Мартину пришлось самому разрабатывать транспортные технологии. Параллельно шла подготовка к приему туристов. Это очень сложный и важный момент, требующий создания определенной базы. Для приема гостей, и особенно иностранцев, необходимо было обеспечить все условия размещения, знать схемы маршрутов, транспорт и еще 1000 мелочей. Мартину были хорошо знакомы ожидания и требования западноевропейского туриста, которые требовалось выполнять. Поэтому ему пришлось самому объехать все окрестности Иркутска, осмотреть красоты и места возможных остановок туристов на Байкале и составить подробные маршруты. С 1997 года "АМА" понемногу начала принимать небольшие группы туристов -- это было своего рода "тестирование", проверка и доводка на практике собственных технологий и условий приема.

В 1999 году Мартин составил каталог маршрутов. Сначала работали с русскими туристами (с 2000 г.), поскольку условий для приема интуристов не было никаких. Люди в местах остановок на маршрутах были абсолютно не готовы к приему иностранцев. Иностранцы чувствовали себя вынужденными, а порой и незваными гостями -- не зная языка, они пытались предъявить свои претензии через переводчика, и это становилось проблемой, т.к. переводчики весьма неточно, а часто и с искажениями передавали их требования.

Кроме того, необходима была профессиональная подготовка специалистов, обучение предпринимателей и персонала в гостиницах. Раньше озеро Байкал (кроме Листвянки) было закрытой зоной для иностранцев. Поэтому местные жители вообще не знали интуристов и их потребностей. А ведь туризм -- это на 90% психология, работа с людьми. Принимающая сторона должна знать, какие условия требуются туристу, обеспечивать достойный сервис и, кроме того хотя бы немного учитывать экономику. Всех сотрудников своей фирмы и персонал партнеров по бизнесу Мартину пришлось обучать самому, поскольку наши учебные заведения должного минимума знаний в сфере туризма не дают. Процесс такого обучения и стал интеллектуальным и технологическим капиталом, который г-н Хофман вкладывал в развитие своего бизнеса.

В России, говорит Мартин, и в Иркутске, в частности, бытует ошибочное мнение, что на туризме можно сразу заработать большие деньги. Так не бывает. Сначала надо инвестировать. И много. А окупается это далеко не сразу. Инвестиции в туристическом бизнесе направляются либо в организацию инфраструктуры, либо в технологии. На Байкале нужно развивать и то, и другое, поскольку здесь пока что нет практически ничего, сейчас только-только начинают что-то строить и создавать. Поэтому, как туроператор, Мартин инвестирует внедрение и развитие своих эксклюзивных технологий, полностью обеспечивая все технологические цепочки и связи с момента приезда гостей и до их возвращения в родные пенаты. Он организует всю логистику, помогает партнерам в осуществлении реконструкции или строительства объектов для приема туристов (в частности, он помог должным образом реконструировать домики на т/б "Байкал" в Утулике). Работает с автотранспортниками и речниками, на практике обучая их своим технологиям, которые разрабатывает сам, базирует на них свою предпринимательскую деятельность и дает всем участникам прибыль.

У клиентуры "АМЫ" очень широкий спектр интересов. Фирма адресует свои услуги туристам среднего класса по уровню их доходов. Но при этом "АМА" ориентируется на тех, кто интересуется красотами природы (любители), и тех, кто предпочитает активный туризм. Туры "АМЫ" длятся от недели до трех, в то время как в других фирмах -- лишь 3-4 дня. А практикой доказано, что длительные туры более выгодны и для бюджета, экономики региона, и для доходов фирмы, поскольку туристы за это время оставляют почти все свои деньги здесь, а не уезжают тратить их, к примеру, в Монголию или Китай. Как это делается -- уже коммерческая тайна Мартина. В течение всего тура партнеры "АМЫ" своевременно выполняют свои обязательства, а Мартин осуществляет бесперебойную стыковку и взаимодействие всех звеньев технологической цепочки. Особо обученные партнеры стабильны и в большинстве своем работают только с ним.

География более чем 15 маршрутов "АМЫ" обширна и разнообразна -- от Байкала до Бурятии, по суше и по воде. Действуют несколько зимних туров.

Среди основных проблем развития туризма нашего региона и своего бизнеса Мартин называет отсутствие понимания со стороны местных властей и владельцев гостиниц о необходимости создания должных условий для приема туристов. Мешает также непонимание того, что все участники цепочек турбизнеса прежде всего должны исходить из интересов и потребностей гостей, а не своих собственных. Мешают помехи законодательства и бюрократические препоны на местах. В федеральном законодательстве существует множество противоречий, которые создают дополнительные сложности. Непонятно, говорит Мартин, зачем опять объединили спорт, туризм и социальную сферу, т.е. доходную и затратную сферы. По мнению Мартина, туризм должен быть исключительно в доходной части сферы экономики (как, например, в Германии и США) или вообще отдельным министерством, как в странах, где туризм имеет очень большое значение (Тунис, Египет, Таиланд). А в России сферу туризма логичнее было оставить при министерстве экономики, как ее доходную часть.

Туризм требует развитой инфраструктуры, а значит, и больших инвестиций. Это поняли в республике Алтай и стали вкладывать в развитие туризма большие средства. Сейчас результаты этого уже видны налицо. Много вложили и получать, соответственно, тоже стали больше. Так же поступают Москва и Санкт- Петербург, Сочи и Красноярск. В Иркутске же в туризм вложены копейки. Необходимо развивать имидж региона, его инфраструктуру. Это касается не только финансовой поддержки, но и властной -- очень мешает бюрократия и коррупция. Стоит привести в порядок дороги, обеспечить нормальный уровень качества обслуживания, решить проблему с переправой на Ольхон -- из-за этого на острове, к примеру, не заполняются турбазы, и местный бюджет прилично теряет в своей доходной части. Красоты природы на Кругобайкальской дороге, столь привлекательные для иностранных туристов, они, к сожалению, пока могут наблюдать лишь из окна поезда, поскольку условий для размещения и питания на станциях просто нет.

Предпринимателям, при их огромном энтузиазме, часто элементарно не хватает денег на реализацию очень интересных и перспективных идей и проектов. Поэтому необходима реальная административная и финансовая поддержка малого и среднего бизнеса. К примеру, говорит Мартин, можно было бы создать фонд поддержки проектов такого бизнеса. А о тех возможностях поддержки, которые уже существуют, предприниматели часто вообще не знают -- налицо недостаток информации, может быть, стоит больше использовать возможности СМИ для информирования начинающих бизнесменов.

Кроме того, в заключение Мартин сказал: "Критика существующих недостатков должна помогать развитию экономики региона, как один из рычагов прогресса, а ее зачастую, увы, воспринимают недоверчиво, как претензии, даже в том случае, когда предлагаешь конкретные меры по исправлению ситуации. Причем, чаще всего это касается мелочей и не требует особых денежных затрат, а только лишь пересмотра принципов организационной структуры и принципов власти.

БИЗНЕСГЕШТАЛЬТЕРАПИЯ

В 1995 г. улыбчивый зеленоглазый уроженец немецкого города Эссен (земля Северный Рейн -- Вестфалия) Иоахим Хайнц впервые оказался в Иркутске. В наш город его, буквально по "турпутевке", привел интерес к Сибири, Иркутску и, разумеется, Байкалу. Больше всего Иоахима привлекли и покорили люди и природа наших мест. Здесь же состоялось его знакомство с женой Еленой. В общем, Иоахиму настолько понравилось пребывание на берегах Ангары, что он решил попробовать здесь пожить, чтобы "поглубже почувствовать ситуацию".

Поэтому вскоре, в 1996 г., вместе с двумя сыновьями, он вернулся в Иркутск и какое-то время жил между двумя странами. Уже тогда он начал активно помогать развитию культурных связей между байкальским регионом и Германией, став соучредителем Международного фонда "Дом Европы", организатором и участником различных международных культурных событий -- например, Международного форума "Вода", летних международных театральных школ, выставок и т.д.

А к 2000 г. решил переехать в Иркутск окончательно. Его деятельность первоначально была связана с обучением специалистов по работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Вообще у Иоахима 3 профессии, три высших образования: психолог и гештальтерапевт, специалист по философии и германистике, а также движению и пластике (он получил специальное академическое образование по искусству эвритмии). Эвритмия, в частности, привела его к сотрудничеству с режиссером и педагогом Вячеславом Кокориным -- Иоахим проводил на его курсе в театральном училище специальные занятия по пластике и движению, участвовал в постановке спектаклей.

Таким образом, профессии Иоахима синтезируются в особую профессиональную базу, делая его своего рода "человеком- оркестром".

В Германии господин Хайнц работал как независимый психолог- эвритмист, в том числе с менеджерами разного уровня. Поскольку в процессе работы любого менеджера возникает большое число проблем, за этим следует неизбежный стресс, отсюда возникает необходимость обучаться специальным методам и приемам, дабы его избегать и снимать. Кроме того, Иоахим решал вопросы, связанные с распределением должностных обязанностей и организацией труда в различных корпорациях, осуществлял коучинг (коуч -- это личный "бизнес- тренер" руководителя) -- ведь любому руководителю очень важно работать прежде всего именно с самим собой.

Живя в Иркутске, Иоахим Хайнц постепенно пришел к бизнес- консультированию различных компаний по организационным вопросам, а именно: разработка стратегий развития и маркетинга, брендинг, организационная структура и распределение функций внутри компании, подбор, оценка и развитие персонала, работа с руководителями высшего уровня по вопросам мотивации сотрудников, принятия решений, практике лидерства и т.д.

В 2002 году была создана консалтинговая фирма "Хайнц- Консалтинг". В своей работе консультанты ориентируются на организацию эффективного бизнеса через оптимальное использование и развитие человеческого потенциала компаний- клиентов. "Хайнц-Консалтинг" исходит из того, что любая компания подобна целостному живому организму, а значит такие вещи, как стратегия и система менеджмента, не могут быть навязаны извне или разработаны кем-то по заказу, а должны органично вырастать изнутри этого организма в его диалоге с рыночной средой. Чтобы это сделать, необходимо знать инструменты применения специальных знаний, с которыми как раз и знакомят своих клиентов консультанты "Хайнц- Консалтинг".

На этот счет Иоахим рассказал мне притчу о двух стариках и юноше. "Однажды двум старым рыбакам повстречался голодный юноша и попросил еды. Один из них предложил дать ему рыбину из своего мешка с рыбой. Второй ответил, что это, конечно, можно сделать, и юноша будет сыт весь день. А если дать ему шесть рыбин, юноша будет сытым целых шесть дней. Но не лучше ли дать ему удочку и научить, как ею пользоваться? Тогда юноша будет сытым всю жизнь..." -- Вот так же и Иоахим знакомит руководителей с подобными этой удочке инструментами, индивидуальной и командной мыслительной работе и учит, как ими пользоваться. При помощи этих инструментов и на основе экспертной оценки специалистов "Хайнц-Консалтинг" компании могут более эффективно разрабатывать собственные стратегии и принимать решения по развитию бизнеса. Обучение проходит в форме как персонального коучинга, так и корпоративных и открытых семинаров. Для проведения таких семинаров приглашаются известные бизнес-консультанты и тренеры из Голландии, Германии, Швейцарии и других европейских стран.

Приехавший из "продвинутой" в отношении бизнеса Германии, Иоахим, разумеется, столкнулся со всякого рода сложностями, которые встают на пути большинства российских предпринимателей. Это и различные препоны и лабиринты бюрократического характера, масса факторов, которые замедляют решение любых требующих быстроты реакции проблем, и отсутствие эффективной властной поддержки малого и среднего бизнеса. В Германии, говорит г-н Хайнц, начинающие бизнесмены всегда получают помощь государства, поскольку экономика и демократия любого общества основываются в первую очередь на инициативе предпринимателей.

Одним из реальных путей становления российской экономики господин Хайнц считает грамотную организацию логистики, создание цивилизованной, надежной и качественной инфраструктуры.

Наряду с этим, подчеркивает Иоахим, следует "сеять, взращивать, холить и лелеять" культуру бизнеса на основе клиентоориентированного обслуживания. Так же, как и Мартин Хофман, он считает, что любой бизнес, особенно связанный со сферой обслуживания, необходимо строить исходя из интересов клиентов. В помощь этому можно, например, организовать аудит- компанию, эксперты которой оценивали и анализировали бы уровень обслуживания на различных предприятиях.

И, наконец, стоит как можно скорее начать оказывать реальную полновесную помощь малому и среднему бизнесу. Это подразумевает привлечение на его развитие государственных финансовых средств, льготное и быстрое кредитование в банках.

И НАСТАНЕТ КРАСОТА!

Омена Зека-Альберто, в миру -- просто Альберто, -- "моряк, ушедший в свободное плавание" на гребне самой первой волны российского предпринимательства. Волею судеб, на заре туманной юности, в 1987 году он из родного столичного города Бисау (Гвинея-Бисау, Африка), попал на учебу в Кишиневский сельскохозяйственный институт. Одним из первых, в 1987 году, еще при советской власти, когда о "челночных" турах еще никто и не слыхивал, он по заказу друзей возил в Молдавию одежду и аппаратуру из Стамбула, Берлина, Бельгии, Австрии, Германии, Португалии и Франции. Правда, перепродажей тогда не занимался -- в то время это сурово каралось законом.

Когда в 1990 году в Молдавии начались всяческие беспорядки и военные безобразия, его вместе с другими иностранными студентами перераспределили заканчивать обучение в наш ИСХИ. Здесь он закончил институт и один год проучился в аспирантуре. Жил он в общежитии вдвоем с маленькой дочкой, которую привез из Молдавии. А после первого года обучения в аспирантуре наше образование также накрыла волна реформ. Руководство ИСХИ предложило Альберто либо продолжать учебу на платной основе, либо покинуть стены иркутской сельскохозяйственной alma mater. Денег у нашего героя не было, поэтому, учитывая маленького ребенка, проблем добавилось.

Друзья-иркутяне сказали Альберто: "Ну чего тебе мучиться вот так? Иди устраивайся к нам в контору на работу". И он пошел. Это была одна из многочисленных по тем временам посредническая контора по продажам продуктов питания. Альберто, в качестве обычного наемного работника, ездил по городам и весям, заказывал и получал товар и т.д. и т.п. Где-то через год, убедившись, что расходная часть их делового проекта превышает доходную, он обратился в банк за кредитом и решил заниматься тем же, но уже отдельно, вдвоем с компаньоном.

В банке, за счет иностранного капиталистического происхождения, к Альберто отнеслись с большим доверием, дали под проценты кредит и даже не взяли с него никакой расписки. Но партнер Альберто по бизнесу вел дело по отношению к нашему гвинейцу не совсем честно. -- Альберто закупал на свои деньги и возил из Москвы продукты, а поскольку своей торговой точки у него не было, его партнер отдавал эти продукты по своим "каналам" под реализацию, а прибыли для Альберто от этого не было никакой. За счет тех денег, что он получал, парень едва- едва успевал выплачивать взносы за кредит, который стремился погасить.

Альберто все-таки удалось это сделать, после чего он расстался со своим партнером и открыл собственный киоск площадью в 4 квадратных метра на проспекте Карл-Маркс-Штадт (теперь проспект Жукова), возле троллейбусной остановки "к/т "Дружба". Несколько месяцев спустя заработанные деньги он вложил в открытие второй торговой точки, неподалеку от первой. Этот киоск был уже больше -- 8 квадратных метров. Со временем и первый киоск удалось заменить на такой же 8-метровый. Продукты для торговли в киосках Альберто брал под реализацию на дружественной ему фирме "Этап" (ныне "Шелл-Трейд") у своих друзей, он до сих пор сотрудничает исключительно с ними и считает самыми надежными и честными партнерами. К сожалению, говорит Альберто, найти достойных и честных партнеров в российском бизнесе не так-то просто. Поэтому те, кто ведет бизнес честно, у нас разбогатеть и не могут.

Примерно через два года городская администрация потребовала у предпринимателей, в том числе и у Альберто, убрать от "Дружбы" все киоски. Альберто не стал спорить, быстро перенес свои ларьки на указанное место и быстренько продал их. Затем открыл на проспекте Жукова, у поликлиники, уже целый павильон. Шел 1997 год. Все было нормально до тех пор, пока администрация города не решила установить на месте торгового павильона Альберто портрет маршала Жукова. В ответ на вопрос нашего предпринимателя "А мой павильон куда ставить-то?" власти разрешили поставить его куда угодно, лишь бы не под окна жильцов. -- Павильон был размещен на "пятачке" за остановкой. А вскоре мэрия официально отвела Альберто место под вторую торговую точку неподалеку, в арке жилого дома. Здесь Альберто торгует и до сих пор.

"Великий и ужасный" дефолт 1998-го иркутянина африканского происхождения практически не коснулся, потому что он успел заранее расплатиться со всеми кредиторами. В 99-м, продав павильончик на "пятачке", открыл все в той же арке магазинчик. В 2000 году -- еще один, уже в Иркутске-II. Со временем у его предприятий появились крупные конкуренты -- магазины "Бонус" и "Супермаркет". С такими монстрами соперничать довольно сложно, и прибыль упала почти в три раза. Но Альберто не унывает, он держит самые низкие цены на спиртное и хлеб, спрос на эти товары высокий, и поэтому покупателей все равно хватает. А по поводу снижения прибыли он тоже не горюет. Говорит: "Главное, чтобы хватало обеспечивать, воспитывать и развивать детей, дать им образование, чтобы потом они уверенно шли по жизни сами".

Детей у довольно молодого бизнесмена Зека-Альберто уже четверо: три дочери и единственный сын Элвис (папа вовсе и не скрывает, что он -- ярый поклонник рок-н-ролла и творчества Пресли). Старшая дочь, ей 14 лет, живет с мамой в Молдавии, и Альберто, который не виделся с ней уже очень давно, мечтает привезти ее сюда погостить и отдохнуть. Со своим наследником двух с половиной лет от роду он старается разлучаться как можно реже.

На встречу c корреспондентом "ИТГ" Альберто приехал на джипе (Офис, говорит, ему не нужен.) вместе с маленьким Элвисом, которого собрался покатать на аттракционах в Центральном парке.

Что касается возникавших у большинства российских предпринимателей проблем административного порядка, то, по словам Альберто, ему всегда в этом везло. Как он рассказывает, администрация города с самого начала относилась к нему с симпатией и шла навстречу практически по всем вопросам. Возможно, отчасти этому способствовала природная харизма Альберто. Налоги он платит исправно, спит спокойно, так что особых трудностей с бумагами и налоговыми службами у него нет.

Хотя наши налоги Альберто, как и большинство бизнесменов, прилично напрягают. "Неправильные они у нас в регионе", -- говорит. Невыгодно такое бремя ни бюджету, ни предпринимателям. Местные налоги слишком высоки, гораздо выше, чем во многих других регионах, и не дают развиваться местным предпринимателям. Поэтому иркутянам покупать крупные предприятия оказывается слишком накладно и невыгодно, вот и скупают их "иноземцы", к примеру, москвичи. Налоги-то они платят в своей епархии, а областному бюджету от этого никакой пользы -- наоборот, одни убытки получаются, считает наш "земляк".

Несмотря на африканское происхождение, Альберто давно уже стал гражданином России и патриотом нашего города. Всегда стремится внести свой вклад в благоустройство территории возле своих торговых предприятий. Именно он построил известную всем жителям Солнечного лестницу у к/т "Дружба", проложил специальные дорожки возле своих магазинов, разбил клумбу с цветами. А в планах у него ни много ни мало -- через четыре года собирается баллотироваться в городскую Думу. Если приду к власти, говорит, знаю, что буду делать, и знаю, как.. Бизнес ведь очень зависит от местных законов. Поэтому стоит снизить налоги, а бизнесменов обязать выделять средства на благоустройство города. Если бы они украшали территорию хотя бы возле своих предприятий, город бы процветал. За счет крупных предприятий можно сделать нормальные дороги, привести в порядок фасады домов, насадить траву и цветы. "И настанет красота", -- заключает Альберто.

Елена Мирошникова


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные