Сегодня: 23.04.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 23 апреля 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

PDF-ВЫПУСКИ


КОДЕКС ЧЕСТИ ДЛЯ ЛЕСНИКОВ

Георгий Трифонов о новом лесном порядке

Поправки к новому Лесному кодексу должны быть внесены на рассмотрение Государственной Думы в октябре. Изменила ли федерация свою позицию по самым больным вопросам -- аренда, собственность, разделение полномочий между регионами и центром, пока неизвестно -- новой редакции ЛК никто не видел. Пока в центре готовят обновленный Кодекс, регионы ведут бурное обсуждение и спешат с поправками. Иркутская область -- не исключение. О своей точке зрения на новый лесной порядок "ИТГ" рассказал заместитель главы администрации Иркутской области Георгий Трифонов.

УПРАВЛЕНИЕ: СПЕШИТЬ НЕ НАДО

-- Идея внесения изменений в работу лесной отрасли является верной -- новый Лесной кодекс нам необходим, -- считает Георгий Трифонов. -- Однако я убежден, что в октябре нынешнего года ЛК не будет вынесен на рассмотрение Госдумы. Сейчас в стране происходят больше изменения -- обсуждаются законы об общих принципов организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления. Именно из-за этих изменений старая редакция кодекса, которая рассматривалась в начале 2004 года, устарела. Документ должен быть трансформирован к новым условиям, а за короткий срок этого сделать невозможно.

По мнению замгубернатора, регионы пока "не созрели" для некоторых предложений, которые будут прописаны в новом кодексе. "Считаю, что России необходим переходный этап для организации этих изменений на практике, -- сказал Георгий Акатьевич. -- В проекте нового лесного кодекса заявлено более серьезное участие федеральной власти в работе лесной отрасли в части потребления лесных ресурсов. Механизм передачи власти от регионов к федеральному центру должен быть ступенчатым. Возможно, что на первом этапе государственные права на выполнение ряда основных функций управления лесами будут делегированы территориальным управлениям, а уже потом сформированы отношения субъект-федерация.

ОТ АРЕНДЫ К СОБСТВЕННОСТИ

Лесные ресурсы необходимо закреплять в долгосрочное пользование, убежден Георгий Трифонов. Но подходить к этому вопросу необходимо с умом.

-- Функции распределения лесных ресурсов в новом кодексе закрепляются за федеральным центром, -- пояснил Георгий Акатьевич. -- Это, по моему мнению, ошибочно. Без местных властей эффективное управление ресурсами просто невозможно. Арендаторами лесных участков являются местные предприятия, они взаимодействуют с территориальными структурами. Отследить ситуацию из федерального центра на местах будет практически невозможно. Безусловно, вопрос федеративного контроля будет решен, но пока это означает потери как во временном факторе, так и в плане эффективности.

Напомним, что на каждой из территорий РФ будут созданы государственные органы по распределению лесных ресурсов. В Иркутской области уже начало работу Государственное лесное агентство РФ, которому уже сейчас передаются функции от Лесной службы Главного управления природных ресурсов МПР РФ по Иркутской области. В управлении лесами устраняется промежуточное звено в виде ГУПР, так как государственные лесные агентства подчиняются напрямую МПР.

Новый лесной кодекс предполагает, что обновленное положение об аренде лесного фонда начнет действовать с первого января 2005 года. Аренда будет предоставляться через механизм аукционов, проведение которых -- прерогатива государственных структур. "Конкретных условий аренды мы пока не видели, -- отметил Трифонов. -- Во всяком случае, есть информация, что лесные угодья будут распределяться на основе аукционов".

Новый Лесной кодекс предполагает введение частной собственности на лесные угодья. Аналитики высказывают мнение, что в случае принятия этого положения российский лес станет собственностью монополистов, более того -- частично перейдет в руки иностранных компаний. Эта статья ЛК вызвала столь многочисленные споры, что авторы вынуждены были заняться ее переработкой. Ситуация усложнилась после того, как в августе нынешнего года руководством МПР была озвучена следующая информация: предполагается, что из новой редакции ЛК вопрос частной собственности будет исключен. Однако Георгий Трифонов озвучил другую версию происходящих преобразований: "Я пока не видел новую редакцию кодекса, но, насколько мне известно, вопрос передачи лесов в собственность, не снимается, -- сказал Георгий Акатьевич. -- Но механизм принятия этого положения, по моему мнению, будет длительным. И это правильно. Нужно через схему аренды (в первую очередь -- долгосрочной) изучить, кто же пришел в лес, с какой целью. После этого -- разработать правила перевода леса в частную собственность из долгосрочной аренды. Если арендатор добросовестно относится к исполнению своих обязанностей, то он может иметь право выдвигаться как претендент на приобретение лесных ресурсов в собственность.

Георгий Трифонов подчеркнул, что предположения о возможных последствиях "приватизации" лесов преждевременны. "У нас пока просто нет почвы для обсуждения. Делать какие-то прогнозы будет уместно тогда, когда сформируются условия лесных аукционов. Тогда станет ясно -- кто может принимать участие -- российский или иностранный капитал, и на каких условиях", -- заявил Георгий Акатьевич.

ВИДНО ЛИ ПОЖАР ИЗ МОСКВЫ?

"Если попытаться рассмотреть сегодняшние проблемы ЛПК, то понимаешь: причина многих из них -- бесхозяйственность, -- рассуждает Георгий Трифонов. -- Когда лесные фонды ни за кем не закреплены, или находятся в краткосрочной аренде, то сразу же возникают проблемы. Свежий пример -- ситуация с пожарами. Вспомните 2003 год, когда вся область буквально задыхалась от лесных пожаров, а все мы получили колоссальные прямые затраты. А ведь были еще и косвенные -- привлекательность горелого лесного фонда сразу же снижается. Динамика четко показывает: там, где лесные ресурсы закреплены за хозяевами, стихийных пожаров практически нет. А если они и возникли, то арендаторы делают все для их ликвидации".

Замгубернатора убежден -- охрана лесов от пожаров должна быть организована прежде всего на местном уровне власти. "Меня настораживает то, что федерация не совсем понимает сегодняшнюю организацию противопожарной работы. В новом кодексе федеральные власти пытаются взять на себя и функции по охране от пожаров, и по устранению очагов возгорания. Я совсем не уверен, что подобный контроль возможен без участия местных служб и активного привлечения населения".

ФИРМА ПО ВЫРАЩИВАНИЮ ДЕРЕВЬЕВ

Еще одна проблема -- восстановление лесных ресурсов. Сейчас контроль за охраной и восстановлением леса осуществляется государственными представителями лесного сектора. "Эффективность работы этих служб очень слабая, -- убежден Трифонов. -- Если мы будем и дальше такими темпами "возобновлять" наши лесные ресурсы, то лет через 10-20 столкнемся с серьезными проблемами. Когда доступные участки будут полностью вырублены, нам придется тратить огромные средства для транспортировки леса из дальних лесных районов".

Новый Лесной кодекс дает право надеяться, что эта ситуация изменится, считает Георгий Акатьевич. Ответственность за лесовосстановление будет возложена на арендаторов, но у владельцев лесных участков появится выбор -- или самим заниматься восстановлением, или купить услуги специального предприятия. По опыту зарубежных стран предполагается создать лесовосстановительные фирмы. Поскольку Иркутская область является лесистым регионом, такая схема была бы здесь оптимальной.

Георгий Трифонов убежден, что в регионе необходимо создать мощные территориальные структуры, которые круглогодично занимались бы целевым восстановлением леса. Предприятия, имеющие рыночную основу, должны были бы выставлять собственные услуги на аукционы. Схема работы проста: арендатор эксплуатирует лесной участок, после чего задает предприятию-восстановителю необходимый объем работ, и на участок приходят специалисты, которые готовят территорию к посадке. В функции лесовосстановительного предприятия будет входит весь спектр услуг -- от промежуточных рубок с целью сохранения семенного фонда до организации подроста и новых посадок.

Заместитель губернатора подчеркнул, что существующие лесхозы, в функции которых сейчас входит лесовосстановление, будут иметь право участвовать в аукционах. Аукционы, в свою очередь, снимают монополию лесхозов на восстановительные услуги, что в перспективе должно повысить качество предоставляемых услуг.

"За лесхозами остаются динамика сопровождения всех процессов, происходящих в лесу -- мониторинг состояния лесных ресурсов, определение санитарных параметров, организация вопросов подготовки аукционов, вопросы организации охраны и восстановления лесных ресурсов", -- подчеркнул Георгий Трифонов. Он также отметил, что предположительно, на втором этапе работы над новым Лесным кодексом, будет рассмотрен вопрос выделения из состава нынешних лесхозов самостоятельных лесничеств, в функции которых будет входить контроль за деятельностью организаций любых форм собственности, работающих в лесу. Лесничества будут напрямую подчиняться МПР.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПОПРАВКИ

Как сообщил Георгий Трифонов, сейчас специалисты администрации Иркутской области отрабатывают региональные поправки к Лесному кодексу. Иркутские специалисты представили свои поправки на Шестом Санкт-Петербургском Форуме "Лесопромышленный комплекс России ХХI века".

"Наши предложения направлены в основном на совмещение интересов государственной власти и власти субъектов федерации в управлении лесными ресурсами, -- сказал Трифонов. -- Наши специалисты высказали собственное мнение по уже внесенным поправкам в ЛК, и по тем предложениям, которые предполагается внести в будущем. Надеемся, что наши поправки войдут в рекомендации форума, которые будут переданы в Правительство РФ, и в дальнейшем перейдут в законодательную сферу".

Георгий Трифонов подчеркнул, что новый Лесной кодекс должен способствовать позитивным изменениям в лесоперерабатывающей отрасли. "Поскольку ЛК подразумевает долгосрочную аренду -- не менее 49 лет, то в лес будут приходить арендаторы, имеющие большой опыт в организации лесного дела. В результате, естественно, встанет вопрос эффективности использования вырабатываемых ресурсов, -- убежден Георгий Акатьевич. -- Возникают три основных направления -- механическая переработка древесины (распил сырья), химическая (в основном переработка низкокачественной древесины, которую невозможно использовать в распил) -- целлюлоза, ДВП, ДСП. И термическая переработка -- использование древесины для производства энергии. Для развития всех трех направлений необходимы твердо установленные правила поведения в лесу. И новый кодекс может это дать. Долгосрочная аренда оставит в лесах тех, кто пришел работать, а не грабить. А этот факт "потянет" за собой инвестиции в проекты лесопереработки".

В новой редакции Лесного кодекса РФ, скорее всего, будет оставлена статья о праве продажи лесов в частную собственность. Об этом 19 октября сообщил исполняющий обязанности руководителя территориального Лесного агентства Иркутской области Сергей Журков, принимавший участие в шестом Санкт-Петербургском форуме "Лесопромышленный комплекс России ХХI века".

По его словам, разработчики настаивают на сохранении положения о частной собственности, хотя несколько меняют формулировку. Теперь речь идет не о частной собственности на лес, а частной собственности на отдельные лесные участки. Правом получения лесных участков в аренду на основе аукциона, а также правом покупки будут обладать все претенденты в равной степени, включая крупные лесные компании, а также иностранные фирмы.

Разработчики нового Лесного кодекса также предусматривают возможность передачи части полномочий по управлению лесами территориальным органам власти.

-- Действительно, новый ЛК предусматривает сосредоточение органов управления лесами на федеральном уровне, -- отмечает Сергей Журков. -- Но разработчики не исключают варианта, что часть полномочий все же будет делегирована регионам, в частности полномочия по распределению лесных ресурсов. Однако эти права будут предоставляться регионам только на основании специального соглашения, которое в случае невыполнения регионами поставленных задач может быть разорвано в одностороннем порядке.

В новом ЛК дается четкое разграничение управленческих и хозяйственных функций в ЛПК. Управленческие структуры будут полностью финансироваться из государственных средств, хозяйствующие структуры -- частично из бюджета, частично -- из собственных средств, за счет исполнения специальных работ (например, санитарных рубок). Кроме того, в отдельную структуру будет выделен контролирующий орган. По словам Сергея Журкова, в 2005 году в планах Лесного агентства Иркутской области -- начать работу по разграничению этих функций.

-- Мы получили возможность лично задать вопросы разработчикам нового ЛК, -- сказал Сергей Журков. -- Они четко обозначили, что новый кодекс будет иметь экономическую направленность и будет принят в первой половине 2005 года. Для всех участников рынка будут предоставлены равные условия для участия в лесных аукционах, преференций не предусмотрено ни для кого. Такая позиция имеет свои плюсы и минусы. В частности, действующие сейчас лесные конкурсы позволяют выбрать действительно достойного претендента на лесные угодья, а механизм аукционов предусматривает несколько иные критерии отбора.

По словам Журкова, новый ЛК предусматривает и возможность так называемой субаренды. На основании договора подряда арендатор крупного лесного участка получает возможность передавать свои права на его разработку подрядным организациям.

Юлия Сергеева


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные