Сегодня: 14.12.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 14 декабря 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


ЛАРИСА ЗАБРОДСКАЯ: МАЛЫЙ БИЗНЕС - ЭТО НЕ ЛОТКИ, А ИННОВАЦИИ

Относительно небольшое семейное предприятие в Финляндии умудряется удерживать 65% мирового рынка оборудования для деревозаготовки. Дело в том, что именно этим людям принадлежит идея создания уникального "ухвата" для деревьев. Сейчас за их продукцией выстраивается целая очередь на несколько лет вперед. "Именно такие предприятия и есть малый бизнес, -- утверждает заместитель главы администрации Иркутской области Лариса Забродская. -- И наша с вами задача -- поднять уровень понимания малого предпринимательства. Показать всем, что малый бизнес -- это не cтолько лотки, сколько инновации".

-- Лариса Иннокентьевна, что в вашем понимании "малый бизнес"?

-- Для россиянина привычна ассоциация, что малый бизнес -- это киоск, где чем-нибудь торгуют. В то время как малый бизнес -- это всегда новые идеи, инновации. Причем идеи, которые имеют широкий резонанс, важность для общества. К примеру, Институт органической химии разработал добавку, благодаря которой краска держится на пять лет дольше. Это малый бизнес. Или наши же ученые изобрели антисептик, который в десятки раз дешевле привычных нам средств. Это тоже малый бизнес. Важно то, что такие идеи обычно "обкатываются" на небольших предприятиях, на крупных заводах это сделать невозможно. Потом, когда малый бизнес освоил рынок, он начинает идти по "большой схеме".

Малый бизнес -- это региональный бизнес. Во всех цивилизованных странах на его долю приходится до 60%. Он платит налоги в бюджет, и он социально ответственный. Все знают корпорацию "Форд", на обслуживании этого бизнеса трудится 19 тысяч малых предприятий. Для представителей регионального бизнеса Иркутской области особенно важно поменять собственный менталитет. Надо научиться не просто рыбу коптить, но и добавить туда что-то, чтобы она вкуснее стала и пряный запах приобрела, и лечебные свойства, и была бы для здоровья безопасной. Инновационных ресурсов для этого в области достаточно.

-- Каков "выхлоп" в виде налоговых поступлений от предприятий малого и среднего бизнеса региона в областной бюджет? Какова тенденция таких поступлений?

-- Дело в том, что подсчитать, сколько поступает в казну от малого бизнеса, практически невозможно, статистика не дает таких данных. В России даже критериев определения малого бизнеса нет. В нашей стране принято считать малый бизнес, что называется, "по головам", то есть по численности. По-моему, такой подход неправильный. К примеру, на Западе есть предприятия, где работают всего 85 человек, а финансовый оборот у них -- 100 млн. долларов в год. Как с нашими подходами определить -- малый это бизнес или нет?

Хотя многие чиновники утверждают, что очень хотят помочь малому бизнесу. Между тем их отношение к этому вопросу можно определить по их же фразам. К примеру, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский как-то сказал: "Это круг мелкого бизнеса, и он очень важен". Нужно ли еще что-то добавлять?

-- Предусмотрено ли увеличение в будущем году расходов областного бюджета на выполнение программы по развитию малого и среднего бизнеса?

-- Да, в 2005 году на развитие малого и среднего бизнеса в Иркутской области предполагается направить более 5,8 миллионов рублей, на 1 миллион больше, чем в нынешнем. Эти средства будут направлены как раз на создание в нашем регионе единой системы поддержки предпринимателей. Есть одна очень хорошая китайская пословица: "Чтобы система работала, она должна быть безразличной". Это значит, что предприниматели из Качугского, Балаганского районов или Иркутска должны иметь равные условия для создания и развития своего бизнеса. Когда создана и отработана система, она работает вне зависимости от того, был звонок или давление откуда-то сверху или нет. Нужно, к примеру, для утверждения проекта подготовить пять документов, подготовили -- значит, получите необходимое, не подготовили -- значит, не получите, пусть звонят и давят сколько угодно!

Кроме того, мы планируем изменить формы работы территориальных агентств по поддержке малого бизнеса. Работу эту надо стандартизировать. Дело в том, что агентства создавались именно муниципалитетами, и каждый мэр видел их по-своему. Мы проводили социологические опросы в территориях, где работают такие агентства. Выяснилось, что более 60% предпринимателей даже и не знали об их существовании и, соответственно, никогда туда не обращались. 12-15% бизнесменов оценили их как неэффективные. Спрашивается, зачем тогда нужны такие агентства, если они не работают?

Именно поэтому и было принято решение об увеличении финансирования. Сейчас в территориальных агентствах предприниматели смогут получить стандартный набор услуг: консультации, набор документов для составления бизнес- планов, список аккредитованных банков и многое другое. Такой деятельности будет посвящено до 80% рабочего времени агентства, остальные 20% будут отданы работе с муниципальными программами.

-- Какие еще нововведения в сфере малого и среднего бизнеса появятся в нашем регионе?

-- Планируется создать институт девелоперов для того, чтобы люди научились развивать свои идеи, претворять их в жизнь. Есть у человека проект, а он не знает, что с ним дальше можно сделать, как бюджет составить, спрос определить, построить схемы движения. Для этого и необходим институт девелоперов. Здесь идею подготовят, оформят проект "под ключ". Перед этим тщательно изучат a(bc f(n на рынке, оценят все возможности, свяжутся с венчурными фондами, определят возможность получения финансирования от банков.

Кроме того, предполагается создать центр субконтрактации и своеобразную "фабрику идей". Здесь будет концентрироваться информация о том, без чего бизнес невозможен: о проектах, помещениях, финансах, ресурсах, кадрах, идеях. На мой взгляд, это совершенно уникальный подход к решению проблем малого бизнеса. Эту идею поддержали и Некоммерческое партнерство товаропроизводителей и предпринимателей Иркутской области, и Торгово-промышленная палата Восточной Сибири, и Иркутский научный центр СО РАН. Сейчас между этими учреждениями даже идет небольшая борьба, кто станет учредителем центра.

-- Правительство РФ заявило об увеличении бюджетной поддержки малого бизнеса в 2005 году до 1,5 млрд. рублей. На какие цели могут быть направлены эти средства?

-- Пока неизвестно, на что могут быть потрачены эти деньги, ведь бюджет еще не принят. Но мне бы очень хотелось, чтобы эти деньги были направлены на создание системы, инфраструктуры. Всем известно, что как только малый бизнес перестает получать бюджетное финансирование, он прекращает работать. Как правило, это связано с тем, что работающие там люди не знают законов, по которым развивается малое предпринимательство. Меня всегда удивлял такой факт: для получения прав на управление автомобилем необходимо сдать экзамены в ГАИ. В то время как к тому, чтобы открыть собственное предприятие, люди никак не готовятся: не читают законов, не изучают сложившуюся ситуацию. Они считают, достаточно того, что я придумал такой хороший и замечательный проект.

Между тем и проекты зачастую готовятся не самым лучшим образом. Приходится сталкиваться с такими ситуациями: у человека есть идея, в течение пяти лет он ходит в банки, но никак не может получить финансирование. Спрашиваешь -- а сколько средств вам необходимо? Он отвечает -- полтора-два миллиона. О чем это говорит? О том, что проект не продуман, не проработан, раз человек не знает, сколько средств ему нужно. Если же человек сразу называет конкретную сумму и может ее подтвердить с помощью расчетов, выкладок, данных, гарантировать то, что проект будет работать, то я готова дать ему на этот проект свои деньги!

Беседовала Елена Лисовская


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные