Сегодня: 25.09.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 25 сентября 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


АЛЕКСАНДР ВАСИЛЕНКО: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ ПРОСТО НУЖНО НЕ МЕШАТЬ РАБОТАТЬ!

О развитии малого бизнеса в Иркутске, а также о работе структур, помогающих предпринимателям решать их вопросы, кореспонденту "ИТГ" рассказывает директор Регионального антикризисного центра по защите прав предпринимателей Александр Василенко.

-- Как Вы считате, каким образом можно сегодня поддержать российского предпринимателя?

-- Ему просто нужно не мешать работать. Как сегодня, к сожалению, это делают представители территориальных структур власти, налоговые работники, санэпидемстанция, милиция и другие. Надо также работать над совершенствованием нормативно-правовой базы. Но одним из наиболее серьезных препятствий развития малого бизнеса в стране, как я считаю, является ограниченный доступ к финансированию.

-- Расскажите подробнее о проблемах финансирования малого бизнеса в регионе.

-- Что касается малого кредитования, то условия, предлагаемые сегодня коммерческими банками, зачастую, оказываются непосильными для малых предприятий, которые нуждаются в долгосрочных и крупных кредитах для приобретения нового оборудования и технологий. Предприниматели, особенно начинающие, не могут получить банковский кредит в силу того, что у них, как правило, отсутствует кредитная история, они не располагают необходимым обеспечением возврата кредита и не в состоянии сегодня обеспечить достаточную доходность банковских операций.

Решение проблемы небольших краткосрочных займов взял на себя в 2001 году Фонд поддержки малого предпринимательства Иркутской области, который сегодня осуществляет так называемое "микрокредитование". То есть занимается выдачей краткосрочных займов в размере до 100 тыс. рублей.

Однако, к сожалениею, сегодня Фонд предоставляет займы субъектам малого предпринимательства, работающим в г. Иркутске и в близлежащих территориях. Этого явно недостаточно, чтобы обеспечить всех нуждающихся. Деятельность же Фонда в большей степени востребована в территориях, где вообще отсутствуют какие-либо кредитные учреждения, кроме отделений Сбербанка.

Высокий уровень процентных ставок по банковским кредитам также является одной из причин, затрудняющих доступ малого предпринимательства к финансовым ресурсам. Субсидирование процентных ставок требует значительного объема бюджетных средств и может быть использовано только для поддержки ограниченного круга клиентов. Таких, которые занимаются, например, социально значимыми проектами.

В рамках новых программ поддержки малого бизнеса, планируется изучение возможности более широкого привлечения банков и разработка схем сотрудничества с территориальными агентствами развития бизнеса; схем кооперации между крупным и малым бизнесом; создания обществ взаимного кредитования.

-- Скажите, какие законодательные документы, направленные на развитие малого бизнеса сейчас действуют?

-- На мой взгляд, сегодняшняя нормативно-правовая база, регулирующая сферу малого предпринимательства, не только не соответствует и не отвечает возможностям рыночных отношений, но зачастую является тормозом в их дальнейшем совершенствовании и развитии. Отсутствие стабильности во взаимоотношениях бизнеса и власти, постоянно меняющееся законодательство не позволяет строить долговременные планы, развивать предпринимательские инициативы, формировать стабильно работающие коллективы.

(Согласно опросу субъектов малого предпринимательства области 31,3% респондентов считают непроработанным законодательство по регулированию земельных отношений, 27,7% -- законодательство по налогам, 62,8% -- не удовлетворены процессом оспаривания решений налоговых органов).

Федеральный закон № 88 от 95-го года, который является сейчас основным для нас, и в котором прописана государственная поддержка малого предпринимательства, в данный момент практически не действует. А после 1995 года появились законодательные документы, которые зачастую противоречат друг другу. Поэтому, когда мы пытаемся обосновать что-либо, опираясь на нынешнее законодательство, нам заявляют, например, что нормы кодексов имеют большую силу, чем нормы закона. Многие предприниматели даже пытались оспорить некоторые нормы в суде. Сейчас где-то в кулуарах Государственной думы бродит новый законодательный документ, но когда он выйдет -- неизвестно. Но есть "Концепция государственной поддержки", на местном уровне существует также Областная программа поддержки и развития малого бизнеса.

-- Многие банковские работники утверждают, что "малому кредитованию" мешает непрозрачность малых предприятий. Как эту проблему можно решить?

-- Сразу хочется задать встречный вопрос: а все ли наши крупные фирмы и предприятия прозрачны? Существующая система налогообложения, система взаимоотношений предпринимателя с государственными структурами далека от совершенства, поэтому нельзя сегодня требовать прозрачности малого бизнеса. Государство играет не по правилам, не обеспечивая равных условий для предприятий. Существует огромное количество административных барьеров, происходят постоянные изменения налогового законодательства. Представьте, например, что вы получаете определенную сумму, зарплату, каждый месяц. Вы планируете что-нибудь купить в рассрочку, исходя из своих возможностей. И вдруг, однажды, вы приходите на работу, и начальник вам заявляет, что урезает зарплату в три раза. Неприятно, правда? Вот точно такие же отношения сегодня существуют между предпринимателем и государством. Как можно строить долгосрочный бизнес, если нет устойчивости в законодательстве? Отсюда вытекают и другие проблемы- возникают сложности с сосбвенными работниками, с арендной платой. А сейчас еще и новый год на носу. Всех предпринимателей обязывают украшать помещения, и все это делать из собственного кармана, что опять же, выльется в непредвиденные расходы. Нельзя забывать и о рэкете.

-- Тема коррупции актуальна для нашего региона?

-- Недавно проведенное социологическое исследование общественного мнения о коррупции показало, что эта проблема очень актуальна для нашего региона, и нашего города в частности. По уровню коррупции мы находимся где-то в середине списка.

-- Что нужно сделать, чтобы отучить чиновников брать взятки, а предпринимателей -- давать их?

-- Нужно просто не давать взятки. Предприниматель дает взятки, когда чиновник создает ему определенные проблемы, а бизнесмен хочет их побыстрее разрешить, без лишних затрат времени и сил. Чиновник же намеренно ставит барьеры, чтобы подтолкнуть бизнесмена к взятке. У нас в области, да и в Иркутске, есть примеры, когда предприниматели не платят налогов, и даже не являются зарегистрированными, но при этом успешно работают, давая взятки определенным чиновникам.

-- Каковы сегодня налоговые поступления в казну от предприятий малого и среднего бизнеса в области?

-- Официальная цифра -- не более 15%.

-- Если же рассматривать отраслевую структуру малого бизнеса в области, какие специализации можно выделить как самые востребованные?

-- Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса на протяжении ряда лет практически не меняется и свидетельствует о преимущественном развитии его в сфере торговли и общественного питания (41%). Каждое второе предприятие относится к данной сфере, здесь трудится треть работников малых предприятий. В областном обороте розничной торговли такие предприятия обеспечивают 10%, в обороте оптовой торговли -- 79%. Значительное развитие получил малый бизнес в промышленности (21%) и строительстве (14%).

-- Существует ли возможность увеличить конкурентоспособность "местных" фирм? Предусматриваются ли налоговые льготы? Возможна ли помощь со стороны властей?

-- Я считаю, что налоговые льготы создают недобросовестную конкуренцию. Допустим, два предприятия производят одинаковую продукцию. Одному дают льготу, второму -- нет. Отсюда следуют неравные конкурентные возможности. Поэтому, думаю, что в налоговых льготах нуждается тот предприниматель, который только начинает свою деятельность, чтобы освободить его от части налоговой нагрузки. Для повышения же конкурентоспособности нужна административная помощь.

24.11.04

Полина Лаптева


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные