Сегодня: 23.07.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 23 июля 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА


АЛЕКСЕЙ АЛЬМУХАМЕДОВ: ИЗ-ЗА НЕОХОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ БАНКАМИ МАЛОГО БИЗНЕСА ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ВСЕ ЧАЩЕ ОБРАЩАЮТСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К КРИМИНАЛЬНЫМ СТРУКТУРАМ

Сегодняшний собеседник "ИТГ" -- начальник начальник Департамента предпринимательства малого и среднего бизнеса Алексей Альмухамедов.

-- Алексей Александрович, что за время Вашей работы изменилось в работе департамента, какие основные задачи Вы для себя уже определили?

-- В первую очередь, мы попытались системно рассмотреть то поле, на котором играем. Существует, например, мнение, что предпринимательство надо поддерживать. А нуждается ли малый бизнес в том, чтобы его поддерживали вообще? Если да, то что необходимо делать? Кто основные игроки на этом поле? Причем эта исследовательская работа оказалась достаточно серьезной. В нее мы попытались вовлечь как самих предпринимателей, так и ассоциации предпринимателей, Академию наук, как структуру, работающую на инновационное развитие предпринимательства, а также финансовые структуры. Было также проведено несколько сессий, касающихся не только стратегии развития предпринимательства, но и строго тематических (например, по молодежному предпринимательству, по предпринимательству в туризме). Фактически мы сделали описание самой сегодняшней системы, работающей на развитие малого бизнеса. И теперь, когда она уже строго оформлена, вырисована и стратегия развития, за ней должно последовать ее практическое, пошаговое выполнение.

-- Осуществление каких проектов планируется вами в ближайшее время?

-- Уже на стадии старта находится создание Центра предпринимательских возможностей (от идеи до реализации) как для состоявшихся, так и для начинающих предпринимателей, чтобы они могли перейти на иной качественный уровень. Идея подобного Центра впервые выдвинута департаментом. На осуществление проекта не потребуется бюджетных денег, так как спонсором выступает крупный бизнес.

-- Как же вам удалось заинтересовать крупный бизнес, и кто согласился уачстовать в реализации проекта?

-- Мы просто ппродемонстрировали крупному бизнесу, в чем заключаются их же интересы в развитии малого предпринимательства. Темой этой, в частности, заинтересовалось Некоммерческое партнерство товаропроизводителей и предпринимателей во главе с его президентом А.И. Касьяновым, они являются стопроцентными учредителями этого центра.

Буквально в прошлую пятницу обсуждался вопрос о создании единого областного информационного центра. Ведь на данный момент вся информация разрознена и рассредоточена в разных местах: где-то сообщается о том, что проводятся конкурсы, где-то -- об инновационных разработках и др. А нам бы хотелось создать интегрированную систему, где бы информация по области подавалась предпринимателям в комплексе. В процесс этот должны быть вовлечены все объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, все территориальные агентства. Так, соискателями на создание ЦДИ выступили Иркутское региональное агентство развития бизнеса (провайдер портала поддержки малого предпринимательства), факультет кибернетики Иркутского государственного технического университета, Байкальский информационный центр "Байкалинфо" (информуслуги в сфере туризма) и компания "Визард плюс" (провайдер). Конкурсная комиссия в течение текущей недели объявит победителя, основными критериями отбора станут функциональное наполнение информационной системы (наличие сервисов, ясность концепции, удобство эксплуатации, опыт работы провайдеров на рынке информуслуг),

-- Известно, что в правительстве уже официально вынесен на рассмотрение новый закон, касающийся предпринимательства и малого бизнеса. Известны ли вам его положения, в чем, по-вашему, его плюсы и минусы?

-- Да, проект этого закона был вынесен на обсуждение, и в Иркутске уже состоялось достаточно бурное его рассмотрение. Ведь у нас существует коллегия бизнес-объединений и бизнес-ассоциаций, которые и выступили инициаторами обсуждения данного закона, а также тех его положений, которые применимы непосредственно к Иркутску и Иркутской области. Мнения о нем разные. Многие говорят, что этот закон более регрессивен, чем существующий Закон 88 Федерального Законодательства. Но некоторые положения в нем прописаны четче. Надо понимать, что Федеральный закон -- рамочный, в соответствии с ним уже принимаются областные законы, а они, в свою очередь, и должны являться четкими законами прямого действия. Сейчас мы ожидаем: будет он принят или нет. Но я считаю, что этот законопроект -- качественный шаг вперед.

-- Были ли на обсуждении неодобрительные высказывания о проекте нового закона?

-- Некоторые участники утверждали, что у данного закона много минусов. Думаю, вышло так из-за того, что в "старом" существовало несколько норм прямого действия, которых в "новом" -- нет вообще. Однако, на мой взгялд, более четко оформлено определение малого предприятия, вводится такое понятие, как микропредприятие (с персоналом до 10 человек ), а также его приоритеты.

Преимуществом этого документа также считаю положение, касающееся заключений договоров о муниципальной и государственной аренде. Согласно новому закону аренду предпринимателю можно будет оформлять минимум до пять лет.

-- Известно, что в области созданы основные элементы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, которая на сегодняшний день включает в себя 14 территориальных агентств развития малого бизнеса. Как они контролируются и продуктивно ли работают?

-- Конечно, создавать подобные агентства -- дело хорошее. На мой взгляд, идея неплохая, но она была разработчиками не полностью продуманна. Фактически сегодня не существует никаких стандартов того, как агентство должно действовать, чем должно конкретно заниматься, какие должны быть условия работы с предпринимателями. Например, когда мы ездили с инспекцией по ряду агентств, у меня, честно говоря, в некоторых случаях возникало желание повесить на двери некоторых агентств замки за счет областной администрации, чтобы предприниматели туда перестали ходить. Поэтому сейчас мы разработали новые стандарты деятельности территориальных агентств, и будем проводить добровольную бесплатную аккредитацию. Нам в принципе не важно, кто создал ту или иную структуру, коммерческая она или муниципальная, главное, чтобы она работала в рамках нашего видения данного процесса.

-- Уже два года прошло после выхода в свет "Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Иркутской области". Практическое выполнение каких положений программы завершено? Какие пункты программы не затрагивались вообще?

-- Такое положение, как субсидирование малого бизнеса процентной ставки по коммерческим кредитам банков и кредитных кооперативов не выполнялось вообще. Потому что на выполнение данного положения было отведено порядка 2 млн. руб. в год. За эти деньги сделать это масштабно нельзя, помогать двум-трем предприятиям -- не системный подход. Поэтому от подобных мероприятий отказались.Что касается других пунктов программы, то выполнение запланированных мероприятий рассчитано на все три года действия программы, о какой-то их завершенности говорить пока рано.

Хорошая работа была проведена по созданию справочника для предпринимателей, в декабре он, кстати, уже будет издан.

-- Практиковалась ли в регионе отработка механизмов взаимодействия крупных предприятий с малыми?

-- Обычно это делается в рамках реструктуризации крупного предприятия, когда обслуживающие структуры сервиса, входящие в крупное предприятие, выделяются в отдельные действующие хозяйственные субъекты, и получается малое предприятие. Сейчас процесс этот идет достаточно активно, на базе очень многих крупных иркутских предприятий существуют или создаются программы реструктуризации. К чему же это приводит? Данный вопрос мы подняли на Некоммерческом партнерстве товаропроизводителей и предпринимателей и выступили с инициативой создания программы субконтрактинга, желая создать некую информационную базу. С ее помощью предприниматели могли бы узнать, какие свободные производственные мощности есть у крупных предприятий, готовы ли они эти мощности предоставлять в аренду или на других условиях, и, с другой стороны, какие потребности у малых предприятий в таких мощностях есть.

Подобные программы существуют в России, в некоторых регионах работают достаточно эффективно, например, в Ярославской области, Татарстане. У нас же, создание такой информационной базы связано с реализацией программы о Центре предпринимательских возможностей.

-- Существуют ли еще какие-нибудь способы получения кредита, кроме как у банка?

-- Банки довольно неохотно кредитуют малый бизнес, потому что с одной стороны это маленькие суммы, и им невыгодно этим заниматься, а с другой стороны -- рискованно. Хотя, на мой взгляд, это не так. И по российской статистике, не возвращается всего 8% кредитов. Свое нежелание работать с малым бизнесом банки объясняют также большим объемом управленческой работы, да и взаимодействие с крупным бизнесом считают более выгодным. Именно поэтому, в последнее время, предприниматели стали часто обращаться за финансовой помощью к криминальным структурам.

Существуют фонды микрокредитования, но пользуются ими достаточно редко: во-первых, это дорого, а во-вторых, там можно взять кредит лишь на небольшую сумму.

Лизинг -- еще один источник получения начального капитала. Финансовая аренда оборудования -- схема хорошая, приемлемая, но не работает в полной мере, потому что многие предприниматели просто не знают о ее существовании и о том, как ею пользоваться. Венчурный бизнес к нам на финансирование пока не заходит, потому что в основном работает с крупными фирмами.

-- Говоря о кредитовании малого бизнеса, все чаще затрагивается вопрос о необходимости создания бюро кредитных историй. Рассматривается ли в регионе эта проблема?

-- Да, это вопрос достаточно давно обсуждается, но, к сожалению, так и не решается...

-- Вы считаете создание подобных бюро необходимо?

-- Конечно же, нужно создавать бюро кредитных историй. Вопрос в другом: а кто будет это делать? У Сбербанка есть большое количество клиентов их кредитные истории уже менее интересны для него. А если банк делится своими кредитными ресурсами, он делится и также и со своими клиентами. Главный вопрос -- это координация договоренностей между банками. Все понимают, что это нужно, но никто не может сделать первый шаг. Наверное, первоочередное право сделать это -- у государства.

1.12.04

Полина Лаптева


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные