Сегодня: 22.10.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 22 октября 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Обществу приготовили отдельную палату

Сидел как-то царь Додон в палате белокаменной. Слышит: вопит чего-то народишко внизу. То ли "Слава!", то ли "Долой!". Вызывал царь спальника Сурка:

-- Чего надрываются?

-- Обчество, государь. Глас народа.

-- Чего? Какое такое обчество?

-- Гражданское.

-- А чего хотят-то?

-- Дак, в палаты к тебе хотят. За Россию постоять.

-- Слезно выводят, поганцы, душу рвут. Веди. Хор из них сделаю. Государственный кремлевский. Вот по левую руку и будут стоять.

-- За Россию?

-- За креслом.

(Россия: Новейшая история. Год 2004)

В бюджетном угаре, в попытках угадать будущих назначенцев в регионы, мы как-то не заметили, что уже не толпа мы, не быдло подзаборное, а свободное общество. Правда, по отдельным оценкам, построенное в колонны по четыре. 10-12 ноября на "Социальном форуме-2004" в Перми был озвучен проект Федерального закона "Об общественной палате в РФ". Реакция на изготовленный Институтом общественного проектирования документ была разной. Одни аналитики посоветовали обществу учить строевой шаг, другие -- искренне рады: Путин наконец обратил внимание и на общественность! О восторгах и негодовании по поводу ОП РФ -- в этом материале.

БАССЕЙН В ЖЕЛТОМ ДОМЕ

Логично было первым бы дать слов юристу. Руководитель юридической службы института региональной прессы Дарья Милославская, выступая на семинаре Клуба региональной журналистики "Из первых уст" (проект "Открытая Россия"), дала техническую оценку проекту, представленному в Перми.

Закон он на то и закон, чтобы действовать. А вот тут-то проект, по мнению Дарьи Милославской, и начинает хромать. Так, в тексте документа сказано, что Палата обладает полномочиями осуществлять общественный контроль за деятельностью органов публичной власти, а также -- работать по "защите безопасности общества". Вроде бы все гладко... Если бы не небольшое уточнение -- ни в одном другом законе РФ, (в том числе и Конституции!), нет понятий "общественный контроль", "публичная власть", "защита безопасности общества". Вспоминается бородатый анекдот: "У нас в сумасшедшем доме хорошо! Недавно бассейн открыли. Мы там купаемся, ныряем. Главврач сказал, если хорошо себя вести будем, еще и воду пустит..."

Общественная палата должна заняться "определением приоритетов государственной поддержки общественных объединений". Функция, безусловно, важная. Если не знать, что из-за недостатка бюджетных средств, практически все законы о господдержке будут отменены. Кроме того, в функции ОП входит проведение "слушаний по общественно важным проблемам". Послушали, и что?! Никаких практических выводов не предусмотрено. А может, лучше Пушкина членам Палаты читать? И заставлять потом наизусть рассказывать?

Палата, оказывается, имеет право на информацию о деятельности госвласти и последующую передачу ее общественности. Правда, за исключением той, которая "составляет служебную, личную, военную и государственную тайны". Надо отметить, что под определения "служебная и личная" тайна можно подвести все, что угодно. То есть вы можете знать и сообщать народу обо всех о принимаемых, или принятых решениях госвласти (об этом мы и так регулярно узнаем по телевизору). Это не служебное и не личное. А вот если у вас появилась информация о коррупции какого-то из чиновников, то ситуация сразу усложняется. Если он не брал взятку в стенах родного кабинета, и вообще на работе -- паинька, то рассказывать общественности, что он дома укладывает взятки по полкам, а ночью устраивает оргии в сауне, вы не можете. Это его личная тайна. То есть для чиновника главное -- не попадаться на работе. А уж на улице -- ему Общественная палата не страшна!

"ПОСТОРОННИМ В."

В проекте закона обозначено, что Палата формируется на основе "невмешательства органов госвласти". И тут, казалось бы все хорошо. Если не заглядывать дальше в текст. А дальше народу рассказывается, кому вход в палату разрешен, а кто у дверей может постоять. По первому варианту, 42 члена палаты назначаются самим Президентом РФ из числа людей, имеющих особые заслуги перед общественностью.

По второму Президенту список общественных объединений представляет "орган исполнительной власти". Предварительно Президент и Государственная Дума определяют 18 общероссийских общественных объединений, которым предлагается принять участие в общественной палате. Вот так вот. Если ты не в формате Госдумы и Президента, то ты автоматически не имеешь права представлять общественность. Я предлагаю не заморачиваться, а ввести в администрации Президента следующие почетные должности: "Полномочный представитель народа-батюшки", "России-матушки" и "Блаженного общества гражданского". И назначать на них проверенных людей. Из аппарата, естественно.

Законопроект свидетельствует, что сама Палата формируется "из граждан, представителей общественных объединений, которые зарегистрированы на основании закона об общественных объединениях и о профсоюзах". Надо отметить, что в связи с реформой органов исполнительной власти региональные органы юстиции потеряли право на регистрацию общественных объединений, эти полномочия переданы соответствующим федеральным структурам. Что это означает, объяснять, наверное, не нужно. Инициатива снизу, безусловно, будет поддерживаться. К примеру, если вы хотите прямо в своем регионе ходить вместе. И поэтому нам очень нужна еще и общественная вертикаль. А то вот, к примеру, экологических организаций поразвелось -- и каждая свою независимую экспертизу норовит тиснуть. Другие дело, когда независимые эксперты получают зарплату в государственном НИИ. И дешево, и сердито!

И вообще, законопроект гласит: Палата -- это не тот орган, в который любая общественность может сунуться. Прежде вынь да положь "показатели достижений общественных объединений, существенных общественно значимых результатов деятельности, экспертный потенциал, социальную базу, признаки социальной и территориальной идентичности". А годовой обмолот зерна не надо? Или стахановскую норму? А что, приятно было бы спросить "показатели достижений" с нашей региональной ОО "Союз женщин "Ангара". А ну-ка, девушки, как там у нас улучшением демографической ситуации? Трудитесь активнее! Даешь 150 младенцев в пятилетку!

Кстати отдельно взятый гражданин может поучаствовать в работе ОП только в составе общественного объединения. Вариант "один на льдине" мы уже проходили -- будь добр, влейся в коллектив.

-- В проекте значится: "Члены общественной палаты не могут занимать должности в политических партиях", -- комментирует Дарья Милославская. -- Любой человек, который приходит в общественную палату и является членом ЛДПР, "Единой России", чего угодно, в любом случае будет демонстрировать свою политическую принадлежность. Он в каждый удобный момент будет говорить: "Я -- комсомолец". У нас в Школе публичной политики принимают участие люди, которые говорят: "Я -- из союза коммунистической молодежи". И он начинает любую свою фразу именно с этого. Он вроде как не является представителем политической партии. Он туда попал как гражданин. Но поскольку нет понятия "представитель политической партии", соответственно, у нас от одной партии в палате смогут быть люди, а от другой -- нет. Не зря написано, что они не могут занимать выборные должности. Это только для одной партии.

ДАЙТЕ ЧТО-НИБУДЬ ОДОБРИТЬ!

Все же надо признать честно, одна реальная функция у Палаты есть. Это функция общественной экспертизы. По мнению Дарьи Милославской, это свидетельствует только об одном -- ОП будет использоваться для экспертной оценки предлагаемых Правительством РФ реформ, проектов законов. Поскольку экспертиза будет заказываться государственным НИИ, реакция членов ОП предсказуема. Одно дело, когда с экрана телевизора какой-то малоприятный министр в одиночестве бубнит об отмене натуральных льгот. И совсем другое, когда он по-братски положил натруженную лапку на плечо известного ученого, артиста, поэта (да все равно кого, лишь бы морда лица была узнаваемой!). А тот, поглаживая значок ОП, согласно кивает и ласково говорит: "Слушайте дядю, дядя плохого не сделает!" В этом случае для Общественной палаты очень бы подошла, к примеру, Алла Борисовна -- авторитет в гражданском обществе огромный, кредит народного доверия -- безграничен. Представьте себе "Рождественские встречи-2012". Министр с картонными носом и заячьими ушами вещает: "Общественная палата одобрила введение комендантского часа!" Гремит музыка. "А завтра мы всех вас поведем вешать!" Фейерверки, конфетти, и кружатся, кружатся, кружатся пары...

А если серьезно, институтом ОП, очевидно, предполагается, заменить систему референдума. Зачем о чем-то спрашивать народ, бумагу и чернила тратить, когда ОП -- это фактически весь народ? А как иначе объяснить тот факт, что в функции ОП, по законопроекту, должен войти ежегодный доклад о состоянии гражданского общества в РФ? То есть нас с вами не спросят, что мы думаем об этом самом состоянии. Нам это просто зачитают. Главное, чтобы наших детей это не заставляли учить.

И последний штрих. По законопроекту, аппарат ОП является государственным учреждением, и его главу назначает сам Президент. Финансирование осуществляется напрямую из федерального бюджета. Без комментариев.

КАЖДОМУ РЕГИОНУ -- ПО ПАЛАТЕ

Очевидно, что регионы, уже имеющие подобные органы, или же собирающиеся завести палатку-другую, вынуждены будут структурировать местную палату под федеральный закон, считает Дарья Милославская. С этим утверждением не согласен Полномочный представитель совета профсоюзов в Законодательном собрании Иркутской области, депутат ЗС третьего созыва Валерий Лукин. Он отмечает, что в представленном ФЗ нет прямой нормы, указывающей на то, что ОП на местах должны в точности копировать устройство федеральной палаты. Однако содержится норма, по которой федеральная палата может выполнять регулирующие функции по отношению к местным.

-- Комментарии по поводу проекта федерального закона преждевременны, -- считает Валерий Лукин. -- Это обычная законодательная практика: рабочий вариант выносится на обсуждение общественности, после чего в него могут быть внесены изменения, полностью меняющие основные положения закона.

Дарья Милославская также подчеркивает, что представленный в Перми ФЗ об Общественной палате, скорее всего, будет пересмотрен, однако основные базисные функции Палаты будут оставлены неизменными.

27 ноября в Иркутске состоялось второе собрание общественности, посвященное созданию ОП Иркутской области. После первого заседания, прошедшего несколько недель назад, стало ясно: мнения по поводу структуры палаты разделились. Одни настаивали на том, чтобы ОП региона была полностью независимой, другие предлагали сформировать палату при ЗС или администрации (последний вариант копирует федеральный). Сторонники варианта "при чем-нибудь" осторожно замечали, что независимая палата, конечно, хороша, но ведь ее финансирование предполагается из областного бюджета, а это означает, что палата все равно будет зависима. Кроме того, полная независимость палаты может привести к тому, что чиновники просто захлопнут двери перед общественными контролерами и тогда у ОП будут лишь номинальные функции. Общественники, настаивавшие на независимой палате, убеждены: "карманный" вариант палаты также будет номинальным, но плюс к этому ОП придется выполнять определенные заказы власти. А вот в независимый возможно включить кроме общественных объединений и профсоюзов, еще и некоммерческие бизнес-организации, что значительно расширит возможности ОП.

В результате решено было создать совместную рабочую группу, которая займется разработкой Концепции закона, после чего привлечь к работе над конкретным законом и администрацию, и ЗС. Пока же общественности предложено вносить собственные предложения в Концепцию.

-- Я убежден, что на уровне региона возможно сформировать орган, который будет в определенном смысле независимым от федерального центра, -- сказал Валерий Лукин. -- И я не верю, что для нас возможен только один вариант: копировать ФЗ. Тем более что мы пока не знаем, каким будет этот федеральный закон. Главное, чтобы наши общественные организации были заинтересованы в работе.

Забавно, но несколько недель назад к общественным объединениям Иркутской области обратились специалисты комитета по связям с общественностью и национальным отношениям областной администрации. С просьбой вносить собственные предложения по созданию закона об Общественной палате. Как вы думаете, сколько поступило предложений? Одно. Так может, мы заслуживаем той Палаты, которую нам предлагает федерация? Глухую и согласную.

Справка:

Официально в Иркутской области зарегистрировано более 3 тыс. общественных организаций. 700 из них -- профессиональные союзы. Более 200 организаций ликвидировано, по 300 готовятся исковые заявления в суд. Более 500 по различным причинам не прошли процедуру перерегистрации, которая проводилась в июле 2004 года. Таким образом, сейчас в регионе около 1500 организаций, которые имеют право работать на официальной основе. Однако по данным "Байкальского Союза женщин "Ангара", реально ведут активную общественную деятельность около 150-200.

Иван Григорев


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные