Сегодня: 14.12.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 14 декабря 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


ПАССАЖИР СПИТ, РЕФОРМА ИДЕТ

Реформа железной дороги проходит незаметно, но уже признана самой успешной

"В чем суть реформы железнодорожного транспорта? Ее цель -- разделить государственное управление и хозяйственную деятельность Министерства путей сообщения РФ, то есть сохранить государственное регулирование и контроль за государством, а всю производственную деятельность, включая социальные вопросы, отвести акционерному обществу, обеспечить развитие транспорта, здоровую конкуренцию и привлечение внешних инвесторов". Именно так начинает беседу, посвященную реформированию железной дороги, заместитель начальника ВСЖД, филиала ОАО "Российские железные дороги", Алексей Нелюбин.

"В чем отличие этой реформы от других? Необходимо вспомнить, что Аэрофлот, Морфлот, Речфлот начали реформы с дележа имущества. Поделили и ...почти исчезли, -- отмечает А. Нелюбин. -- Реформа железнодорожного транспорта изначально была построена на сохранении всего имущества в одних руках. Все 100% акций вновь созданного ОАО "РЖД" переданы государству -- единому акционеру, что делает невозможным отторжение имущества компании любыми внешними силами".

ПЛАТФОРМА СДАЕТСЯ В АРЕНДУ

Реформа российских железных дорог незаметно для граждан идет уже более года. "Как и прежде, мы возим пассажиров, проводим необходимые ремонтные работы, перечисляем налоги, учреждения здравоохранения и образования остались на балансе дороги", -- поясняет Алексей Нелюбин. Разработкой реформы занимался большой коллектив, в состав которой вошли представители различных институтов, в том числе и зарубежных. Идеолог и идейный вдохновитель реформы -- вице-президент ОАО "Российские железные дороги" и, естественно, президент акционерного общества Геннадий Фадеев.

Сегодня ОАО "РЖД" является коммерческой структурой, однако несмотря на это, компания продолжает решать общегосударственные задачи по стимулированию экономического роста, поддержке и развитию реального сектора экономики, повышению транспортной доступности отдельных регионов страны и мобильности населения, обеспечению северных территорий топливом и энергоносителями.

Сама реформа проводится в три этапа. Первый этап из которых -- создание ОАО "РЖД" -- был завершен 1 октября 2003 года. Тогда все железные дороги России стали его филиалами. Кроме того, филиалами РЖД стали Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод, дорожный строительно-монтажный трест, дорожное управление рабочего снабжения. Транспортный Улан-Удэнский колледж, Иркутский государственный университет путей сообщения сейчас находятся "под крылом" агентства по железнодорожному транспорту при министерстве транспорта РФ.

Сейчас ВСЖД, как впрочем и все российские дороги, переживает второй этап реформы: на базе имущества компании появляются ее "дочки" и создается благоприятная среда для конкуренции на самой дороге. К примеру, строительно-монтажный трест № 14 и институт "Желдорпроект" включаются в дочернее предприятие АО "Строительный комплекс", все дорожные тресты станут филиалами этой компании. Второй этап предусматривает появление пассажирских компаний. Одна из которых совместно с администрацией Иркутской области уже создается на базе существующей дирекции пригородных пассажирских перевозок. Создание такой компании позволит дороге и администрации использовать в коммерческих целях имеющиеся ресурсы пригородных перевозок", -- рассказал заместитель начальника ВСЖД. Проще говоря, развивать на вокзалах и станциях сферу услуг.

Разработана целая программа сдачи в аренду привокзальных площадей и свободных участков платформ. Рассматривается возможность создания на крупных вокзалах и станциях Интернет-кафе. Не исключено, что скоро пользоваться услугами глобальной сети смогут пассажиры Иркутска, Тулуна, Нижнеудинска, Северобайкальска, Вихоревки, Усть-Илимска и других городов. Предполагается, что на вокзалах можно будет не только в глобальную сеть заглянуть, но и позвонить в любой город России.

СВОБОДНЫЙ ПОЛЕТ

К инфраструктуре железной дороги могут получить доступ и компании-операторы, которые желают самостоятельно заниматься грузовыми или пассажирскими перевозками. "Компания уже давно заявила об открытом доступе на железнодорожные пути со всей необходимой инфраструктурой, -- рассказал заместитель начальника ВСЖД. -- Сейчас определен порядок доступа компаний на подъездные пути общего пользования и станционные пути. В центральный офис РЖД переданы предложения по допуску их на магистрали. Обсуждается возможность вождения компаниями поездов, даже тех, которые сформировали не они. Ведь некоторые предприятия нашего региона сами являются собственниками вагонов. К примеру, АНХК более 50% грузов возит в собственных цистернах. Предполагается, что к 2007 году половина вагонного парка станет собственностью компаний-операторов".

Несмотря на то, что была разработана "типовая" модель реформы, в каждом регионе она приобрела свои, только для нее характерные черты. "К примеру, на ВСЖД пригородную пассажирскую компанию пока имеет смысл создавать только в границах от Зимы до Слюдянки, потому что этот участок -- самый напряженный, -- поясняет Алексей Нелюбин. -- В то же время, как на Московской железной дороге такие компании можно создать буквально на каждом вокзале". Есть и другие отличия: по железнодорожным путям столицы перевозится много грузов, которые считаются высокодоходными. В то время, как по сибирским дорогам чаще бегут поезда с низкодоходными грузами -- углем, минеральными удобрениями. Хотя Алексей Алексеевич поясняет, что структура погрузки на железных дорогах сложилась исторически: "Сибирские морозы заставляют возить уголь, а в столицу везут товары народного потребления".

Между тем, иностранные специалисты отмечают, что Россия добилась наибольшего прогресса в реформе именно железнодорожного транспорта. А Всемирный Банк Реконструкции и Развития называет реформу не иначе, как "образцово-показательная". Хотя, на начальном этапе были и противники. "В любом новом деле всегда найдутся специалисты, которые будут подкладывать спички под асфальтовый каток, -- улыбается Нелюбин. -- Ведь мы же "по живому" реформируем, без остановки производства. Где-то есть ошибки, пропуски. Но мы готовы их исправлять. Нет глобальных ошибок, на которые можно показать пальцем и сказать: "Это -- печальный результат реформы".

"Перед началом акционирования многие опасались, что все финансовые потоки будут утекать в Москву, а регионам ничего не достанется, -- пояснил заместитель начальника Восточно-Сибирской магистрали. -- Но получилось так, что за 2004 год налоговые поступления по все уровни бюджета Иркутской области увеличились на 47%. Если отнять 12% инфляции, получается 35% чистой прибыли". По Республике Бурятия цифры еще более впечатляющие: за счет увеличения транзитных перевозок нефти и угля налог на прибыль, поступающий в местный бюджет, увеличился в 9 раз. Сейчас железная дорога является одним из крупнейших налогоплательщиков в этих регионах: приносит 13% доходов в бюджет Бурятии и 10% -- в бюджет Иркутской области".

КОНКУРЕНТ ТРУБОПРОВОДУ

Специалисты утверждают, что реформа открыла перед ВСЖД новые перспективы. "В течение 20 лет железнодорожники не говорили о строительстве новых железнодорожных линий -- экономика не позволяла, -- рассказывает А. Нелюбин. -- Сейчас РЖД говорит о создании Северо-Сибирской магистрали". Предполагается, что магистраль пройдет по линии Нижневартовск-Белый Яр-Лесосибирск-Богучаны-Усть-Илимск и соединит северные оконечности тупиковых участков Сибири. Именно здесь находятся природные ресурсы, которые необходимо освоить -- полезные ископаемые, лес и другое". Хотя строительство новой дороги -- дело не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня. Для реализации проекта необходимы огромные инвестиции, а на строительство понадобится лет 10-15.

О результатах реформы говорит, например тот факт, что в прошлом 2004 году -- 58,7% прироста ВВП обеспечено с участием именно железнодорожного транспорта. Как утверждают железнодорожники, эта доля учитывает как прямой вклад железнодорожного транспорта, выражающийся в доходах от перевозок, так и косвенный, выражающийся в стоимости перевозимой продукции.

Создание транспортного коридора с юго-восточной Азией -- еще одна перспектива для Восточно-Сибирской магистрали. Но для того, чтобы она стала реальностью, необходимы морские терминалы в портах Дальнего Востока. Что, по словам Алексея Нелюбина, позволит "развернуть" в нашу сторону контейнерный поток со стран юго-восточной Азии, где сейчас располагаются заводы передовых западных компаний. "Сейчас контейнеры обычно везут океаном вокруг Азии или через Суэцкий канал, на что уходит до месяца, -- рассказал заместитель начальника ВСЖД. -- А наши контейнеры "приедут" с Дальнего Востока в Европу всего за 9-11 суток. Создание такого коридора -- возможность возить "золотые" грузы, а значит, получать доходы".

Одной из основных задач железнодорожники считают развитие внешнеторговых связей. Они в серьез намерены составить конкуренцию трубопроводу, который соединит Ангарск и страны АТР. Недавно президент ОАО "Российские железные дороги" Геннадий Фадеев побывал в Китае, где была достигнута договоренность об увеличении объемов перевозки сырой нефти по железной дороге до 30 млн. тонн в год.

Кроме того, руководство РЖД приняло решение о развитии южного хода Забайкальской железной дороги, сейчас рассматривается вопрос о развитии южного хода Восточно-Сибирской дороги от Улан-Удэ до Наушек. В двухстороннем порядке обсуждается и возможность расширения пропускных способностей Улан-Баторской железной дороги. "Эти шаги позволили бы нам напрямую выйти в Китай, который может ежегодно потреблять до 60 млн. тонн нефти, -- рассказал Алексей Нелюбин. -- Мы постараемся развернуть транспортные услуги таким образом, чтобы конечному потребителю этот трубопровод был невыгоден. Это наша стратегия, это нормальная ситуация", -- улыбается он.

12.01.05

Елена Лисовская


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные