Сегодня: 30.11.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 30 ноября 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА


КАК ВЫРАСТИТЬ РЕГИОН?

В Иркутске обсудили проблемы регионального развития

"Международная конференция - это свара с повесткой дня и протоколом" (Луи Террнуар, французский политик)

Если хлеба не хватает на всех, то запрет на голодное урчание в животе очень кстати. Правительство в последнее время внимательно прислушивается к голосу региональных желудков. И ищет музыку, звучащую в унисон с общедержавной симфонией.

Поющие в лад получат довольствие (сено, стойло, мягкую подстилку), а те, у кого бурчание немузыкально, уйдут на подножный корм. В сентябре 2004 года в Правительстве было образовано Министерство регионального развития. 28 января 2005 года Президент утвердил положение о Министерстве. И в этот же день иркутская властная и бизнес-элита имела честь услышать доклад о приоритетах работы новой федеральной структуры, а также обсудить перспективы развития территорий в рамках экспертного семинара "Байкальский регион: стратегия развития, качество роста и региональная интеграция". И, как оказалось, будущее регионов из Кремля представляется несколько иным, чем непосредственно на местах.

АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ!

Семинар, организованный по инициативе Законодательного собрания Иркутской области, собрал специалистов в различных областях социально-экономического развития регионов. Среди участников - заместитель Директора Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Министерства регионального развития РФ Дмитрий Шейман, заведующий отделом экономической и социальной географии Институт географии РАН, Научный руководитель Центра пространственного развития и правовой политик при Министерстве регионального развития РФ Сергей Артоболевский, главный экономист Всемирного банка по России Джон Литвак, научный руководитель Центра стратегических разработок "Север-Запад" Владимир Княгинин.

Иркутскую область представляли заместители губернатора Ирина Думова и Лариса Забродская, спикер областного парламента Виктор Круглов, заместители председателя ЗС Людмила Берлина, Геннадий Истомин, а также ряд депутатов. Решение об участии в семинаре приняли и сенатор Валентин Межевич, депутаты Госдумы Андрей Буренин и Сергей Колесников. Кроме того, на мероприятии присутствовали представители бизнес-элиты - ЗАО "РЕНОВА", ОАО "СУАЛ", ОАО "СУЭК", "Илим ПАЛП", ОАО "Саянскхимпласт", ОАО "Иркутскэнерго", ОАО "Верхнечонскнефтегаз", НПК "Иркут", группы компаний "Новая реальность", ОАО "Газпром", ОАО "ЛПК Континенталь Менеджмент", ОАО "Компания РУСИА-ПЕТРОЛЕУМ", ОАО "ТНК-ВР Менеджмент", ОАО "АНХК", ОАО "Восточно- Сибирская газовая компания", ОАО "Байкал РОСБАНК", Байкальского банка Сбербанка России, ОАО "Внешторгбанк" и другие. На семинар также были приглашены представители религиозных конфессий Иркутской области, ученые и журналисты.

Хотя семинар носил название "Байкальский регион: стратегия развития, качество роста и региональная интеграция", федеральные чиновники, ученые и депутаты предпочли разъяснить региональную политику "в общем". Конкретнее говорить было трудно. Пять часов перелета, в голове каша: Байкал, середина земли и чего-то там декабристы... Какое к черту развитие? Как мягко выразился Сергей Артоболевский: "Влезьте в любой отдаленный район Иркутской области, и вы найдете поселения, где перспектив нет!". Большое видится на расстоянии, и из Кремля, очевидно, какой-нибудь Байкальский регион мыслится той самой "отдаленной территорией".

Дмитрий Шейман рассказал, как мыслится будущее регионов из Москвы. Как оказалось, пока регионы наперебой выживали и теряли последнюю налоговую базу, федеральный центр начал думать. О регионах. Думать, как говорится, это вам не кули ворочать. Тут работать нужно. Именно для этого в сентябре 2004 года в Правительстве РФ было создано министерство Регионального развития. Судьбой регионов озаботятся 240 чиновников без учета обслуживающего персонала. Все эти люди будут трудиться за зарплату, суммарный размер которой в год - около 66 млн. рублей. В задачи министерства входит выработка государственной политики и нормативно-правовой базы в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, федеративных и национальных отношений, разграничение полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. Отдельной строкой прописано развитие районов Крайнего Севера и Арктики (почему именно их?), а также отстаивание интересов коренных малочисленных народов. О том, что правительство пока нечетко представляет, что делать с новой структурной единицей, свидетельствует заявление Михаила Фрадкова от 13 января. На заседании Правительства РФ он сообщил, что министерство должно ни много, ни мало выступить психоаналитиком и "снять напряжение", вызванное у населения монетизацией.

Надо отметить, что никуда пока не делось Минэкономразвития, которое также занимается регионами, а в частности, распределяет куски федерального бюджетного пирога. Минрегразвития пока раздавать нечего, пояснил Дмитрий Шейман, - денег хватает только на зарплату "думающим".

- Сейчас мы находимся на стадии концептуализации, - сказал Шейман. - Приоритеты определены - удвоение ВВП и снижение уровня бедности. Рост доходов на душу населения должен составить 5% в год, рост ВВП - 7%. Как этого добиться? Необходимо сформулировать пространственный подход к развитию регионов России. Повысить роль капитализации валовых региональных продуктов, усилить инновационную и инвестиционную составляющие, привлекать бизнес-сообщества. Федеральная помощь будет направляться лишь на приоритетные проекты.

Мысль, которую Дмитрий Шейман развивал долго и красноречиво, позже один из участников семинара сформулировал яснее и проще: "Нам предлагается завернуться в простыню и ползти на кладбище!". Внимание: простыни, а также веревки и мыло иметь при себе! По дороге не создавать панику и удваивать ВРП. Впрочем, Правительство гуманнее, чем о нем принято думать. Дмитрий Шейман пояснил, что при Минрегионразвитии будет создана "площадка для коммуникаций", а точнее - Агентство развития региональной пространственной структуры. Здесь регионы могут представить собственные проекты. И если разработка будет признана важной для России в целом, он получит государственную поддержку.

Лидеры выставки-продажи получат право на 20-30% участие государства в приоритетных проектах. Через 7-10 лет такой поддержки государство планирует практически полностью выйти из финансирования региональных проектов. Предполагается, что последние перейдут на обеспечение частного капитала. Но 2-3% федеральный центр все же себе оставит. (Чтоб спалось спокойнее).

- Мы должны быть готовы к тому, что приоритеты части регионов не будут учтены, - заявил Шейман и среди участников семинара пошла тревожная волна. Как показала ситуация, волноваться было из-за чего. Реакция Шеймана на последующее выступление замгубернатора Ирины Думовой показала, что Иркутская область рискует попасть в число "нелюбимчиков".

ИРИНА ДУМОВА: А НАС СПРОСИЛИ?

"Формирование различных контор, каких-то организаций по региональному развитию - все это снова затянется на долгое время, - прямо заявила Ирина Думова. - В регионах накоплен немалый опыт, так почему не использовать его в работе? По сути, сейчас территории находятся в тупике - у нас готовы планы развития, их не нужно изобретать заново, но ресурсов для их реализации нет".

В качестве примера Думова привела проект "Сухой лог", который с 2001 года как нелюбимый ребенок, никак не может стартовать из-за федеральных чиновничьих препонов. Замгубернатора опасается, что федеральные власти могут занять аналогичную позицию и в отношении Ковыктинского проекта - "Сам не ам, и другим - не дам!"

- Если мы хотим добиться удвоения валового регионального продукта в два раза к 2010 году, у нас есть только два пути - инвестиции и реализация крупных проектов. Да, некоторые инвестиции наш регион видит, но их не хватает даже на простое воспроизводство. Реализация крупных проектов, как и создание привлекательной инвестиционной базы, невозможна без участия федерального центра. Хотя бы в части перераспределения налоговых отчислений. А иначе удвоение ВРП ставится под вопрос, - сказала Думова.

Это она, конечно, зря. Не надо наступать на любимую мозоль федеральных чиновников. ВРП и ВВП - это святое! Как говорится, не хочешь -- не удвояй, а врать не мешай. Дмитрий Шейман вежливо, но с металлом в голосе поинтересовался: "Я правильно вас понял, что регион не собирается удваивать ВРП?" На что Ирина Ивановна терпеливо повторила все вышеизложенное, добавив для примирения: "Федеральные позиции в отношении регионов непонятны. За счет имеющихся у нас полномочий реализацию данного сценария мы осуществить не сможем".

Дмитрий Шейман ответил в духе: "Сам дурак!" Он указал региональным властям на то, что программа области опирается на устаревший отраслевой путь развития, тогда как нужно двигаться по "пространственному". Правда, в запале Шейман забыл, как час назад простой вопрос из зала: "А что такое пространственное развитие?" поставил его в тупик. Его коллега Сергей Артоболевский тоже не стал утруждать себя расширенными пояснениями термина, и лишь довел до слушателей главную мысль: "Мировой опыт говорит: государство может немногое и делает долго". На ВВП надейся, а сам не плошай. Иркутские ребята так и решили. Федерация полагает, а регионы располагают. Пока Минрегионразвития думает, у Иркутской области созрел план.

КАК ЖИТЬ ДАЛЬШЕ

Программа социально-экономического развития Иркутской области заканчивает свое действие в нынешнем году. Перед администрацией Иркутской области встают два пути дальнейшего развития - сформировать новую Программу до 2010 года, или создать Стратегический план на 10-15 лет. Как отметила Ирина Думова, программа социально-экономического развития в значительной мере ограничена полномочиями органов местной власти и затрагивает по преимуществу только одну социальную сферу. Тогда как Стратегический план позволяет определить приоритеты и ключевые ориентиры, уйти от "общих фраз". Кроме того, появляется возможность согласовать основные ориентиры развития с заинтересованными сторонами - общественностью, бизнес-сообществом, научной сферой, что расширяет круг участников реализации плана. Поскольку данный план будет формироваться 1-2 года, каждая из сторон успеет внести свои предложения. Важно здесь то, что власти не навязывают бизнесу и обществу свое видение проблем, существующих в регионе. Однако при разработке Стратегического плана местные власти могут столкнуться с одной коварной вещью - общественность и бизнес просто проигнорируют предложение. Лекарства от этой болезни пока не придумано.

Сергей Артоболевский полагает, что региональные власти, прежде всего, должны расширить стратегическое планирование большой экспертной частью, в которой будет дана социально- экономическая оценка ситуации в территории и намечены потенциальные "полюса роста" - города, вокруг которых может идти развитие. В перспективе именно такие города должны сформировать российские столицы "второго уровня". По одной из федеральных экспертных оценок в список вторых столиц может попасть и Иркутск.

Владимир Княгинин полагает, что стратегическое планирование в регионах должно базироваться на новом ресурсном портфеле. Старый, как это ни печально, подходит к истощению (дешевые трудовые ресурсы и низкая стоимость естественных монополий). Ему на смену приходит новый портфель (мобильная обученная рабочая сила и инновационные технологии). Именно на эти составляющие должны делать ставку регионы, считает Княгинин. Виктор Круглов предложил от слов перейти к действиям - создать в регионе отделение Ассоциации менеджеров, а также - областной центр стратегического развития.

Пока чиновники местного и федерального уровня выясняли, кто кому должен, часть бизнесменов покинула заседание. И немудрено - мысль мероприятия ясно обозначилась еще до первого кофе-брейка: ни федерация, ни региональная власть, ни бизнес пока не хотят выступать генеральным подрядчиком предприятия: "Вытащим Иркутскую область из экономического оврага!" А вот совместного плана три стороны пока придумать не могут. Причину определил еще Карл Маркс. Можно объединяться хоть с чертом, только нужно быть уверенным, что это ты проведешь черта, а не черт тебя.

Однако по завершении семинара спикер областного парламента Виктор Круглов заметил, что он лично доволен семинаром, так как стороны продемонстрировали готовность к диалогу и сотрудничеству. Трудно заподозрить Виктора Кузьмича в неискренности. Но почему-то вспоминается Б. Шоу: "В конце концов наши отношения испортились до такой степени, что оставалось одно: договориться, что мы чрезвычайно друг друга уважаем".

02.02.05

Иван Григорев


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные