Сегодня: 25.09.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 25 сентября 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


РЕФОРМА БОЛЬШОГО НАПРЯЖЕНИЯ

В Иркутске прошли общественные слушания, посвященные энергореформе

Реформы в России, как больные мозоли, которые никак не заживают и на которые всяк норовит наступить.

1 апреля 2005 года -- день, когда система электроэнергетики Сибири уже войдет в свободный рынок. Не вся. Пока только частично. Хорошо это или плохо? И готовы ли мы к этому? Эти вопросы и стали предметом обсуждения на общественных слушаниях, посвященных проблеме реформирования электроэнергетики, которые прошли под эгидой Иркутского научного собрания 27 января.

ПРОЦЕСС ПОШЕЛ...

По оценкам специалистов, со времени запуска конкурентного рынка общая доля поставщиков электроэнергии, действующих в зоне свободного рынка Сибири, будет составлять 5% от их общего количества. Доля потребителей составит 15%. Это в 2-3 раза меньше, чем в европейской части России.

Напомним, что в ходе первого этапа реформирования предполагается реструктурировать холдинг РАО "ЕЭС", расчленив его на ряд компаний. Планируется также реформировать региональные энергосистемы посредством разделения их на три самостоятельные сферы: генерация, сбыт, распределение электроэнергии. При этом региональные энергопредприятия временно будут выполнять функцию управляющих компаний. В европейской части России этот механизм запущен уже с 1 ноября 2003 года. Следующий этап -- преобразование Федерального рынка энергетической мощности (ФОРЭМ), вместо которого будет создан сектор двусторонних договоров. Таким образом, по задумке реформаторов, потребитель сможет выбирать между несколькими поставщиками.

Вертикально интегрированные компании, действующие на рынке энергетики Сибири, должны быть преобразованы до 1 апреля 2006 года. Что касается нашего ОАО "Иркутскэнерго", то в настоящее время там ведется подготовительная работа к выделению двух дочерних компаний: генерирующей и сетевой. По словам советника генерального директора ОАО "Иркутскэнерго", кандидата технических наук Леонида Халяпина, компания осуществит необходимые преобразования, если до установленного срока законодательство не изменится. При этом г-н Халяпин отметил, что поскольку "Иркутскэнерго" -- одна из наиболее эффективных в сфере энергетики России, то у нее сегодня меньше всего мотивов к расчленению. Но -- тем не менее. На рынке электроэнергетики какое-то время будет параллельно существовать два вида рынков: регулируемый и конкурентный. Это будет продолжаться до конца переходного периода. Как только в правительстве решат, что энергетика страны уже созрела и готова функционировать только на условиях конкуренции, регулируемый рынок исчезнет.

ВНАЧАЛЕ БЫЛО РАО

В современных условиях, когда большая часть собственности в России находится в частных руках, в стране существует холдинг РАО "ЕЭС России", в ведении этой монополии сегодня сосредоточены полномочия по генерации, транспортировке и сбыту всей электроэнергии в стране. Ни в одной стране мира такого нет. Сравнение с другими странами едва ли не главный аргумент сторонников реформирования.

Как известно, основным принципом работы сегодняшней структуры является государственный контроль. Государство формирует единые цены, при которых и дешевая, и дорогая электроэнергия продается по одной цене. При таком раскладе, как считают реформаторы, возникает ситуация, когда "одни платят за других". Отсутствие конкурентного рынка не способствует работе над повышением эффективности производства, уменьшением энергопотерь. В итоге состояние отрасли в 2000 году оценивалось как критическое. В том же году была опубликована концепция реформирования отрасли. Среди ученых она вызвала разные мнения: кто-то поддерживал, кто-то категорически отрицал. Тем не менее, в 2001 году программа реформирования электроэнергетики была утверждена. Основным ее лейтмотивом стало то, что передача генерирующих компаний частному сектору поспособствует новым инвестициям в отрасль и внедрению энергосберегающих технологий.

ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Впрочем, и по сию пору находятся сомневающиеся в острой необходимости реформирования электроэнергетической отрасли. Противники реформы упирают в основном на то, что при разделении энергосистемы на части по "видам бизнеса" у новообразованных компаний не будет никакой ответственности перед потребителями и партнерами.

Но не в этом есть главная опасность. Специалисты утверждают, что самым главным негативным последствием реформирования станет повышение энерготарифов. Согласно предварительным расчетам, в Сибири оптовая цена на электроэнергию повысится в 2,5 раза. Увеличение произойдет за счет либерализации цен. Сейчас цена формируется исходя из стоимости затрат на производство. А уж после реформирования основным законодателем в ценообразовании будет рынок. Сибирские энергетики отстаивают позицию -- нельзя в Сибири, зоне, где электроэнергия и тепло имеют особенно важное значение, повышать цены. Ученые выдвинули предложение сделать свободной только цену на электроэнергию, а стоимость электрических мощностей (которая является составной частью общей цены) регулировать. В этом случае цена за электроэнергию поднимется не 2,5, а в 1,5 раза. Но пока предложение ученых осталось не услышанным. По мнению заведующего лабораторией ИСЭМ, доктора технических наук, профессора Льва Беляева, реформа электроэнергетики (в том виде как она есть сейчас) выгодна только продавцам электроэнергии, всей остальной экономике страны она принесет только убытки. Встает справедливый вопрос: каковы механизмы защиты социально незащищенных слоев населения от резкого удорожания цен? Концепция реформирования предусматривает создание сбытовых компаний, которые займутся обеспечением определенных категорий граждан электроэнергией по сниженным ценам. Однако четкий механизм решения этого вопроса для Иркутской области пока не продуман. Попытка введения такого механизма предпринята в Красноярском крае, где с 2005 года установлена норма потребления электроэнергии по сниженным ценам -- 50 кВ/час. на человека. Потребляешь больше -- плати по полной цене.

Еще одно, не менее опасное, чем увеличение цен, последствие реформирования -- возможное образование дефицита электроэнергии. Зачем энергокомпаниям производить больше, когда ту же самую прибыль можно получить благодаря удорожанию товара? Искусственно созданный дефицит электроэнергии, по мнению специалистов, позволит энергетикам даже банкротить промышленников и воздействовать на различные уровни власти.

Лев Беляев сообщил, что приблизительная сверхприбыль компаний по всей России составит 3-4 млрд. долларов. В то же время остается открытым вопрос, каким образом эти излишки будут изыматься. Вот здесь, по мнению ученых-энергетиков в игру должно включиться государство, разработав специальный механизм изъятия сверхприбыли энергокомпаний и недопущения появления дефицита. С другой стороны, до тех пор, пока цены на электроэнергию не станут достаточно высокими, чтобы сделать вложения окупаемыми, инвестиции в отрасль поступать не будут. Строительства электростанций только за счет частных инвесторов недостаточно.

Иркутские ученые предложили свое решение этого клубка проблем -- государство может поддерживать частных инвесторов, участвуя в долевом строительстве новых источников электроэнергии. При этом могут быть использованы средства, изъятые у энергокомпаний в качестве излишков. Энергетики считают, что перевод системы на конкурентный рынок значительно снизит ее надежность. В качестве отрицательных примеров приводятся аварии на частных электростанциях в Калифорнии и Бразилии. По мнению ученых, электроэнергетика -- это не та отрасль, из которой государство должно уйти полностью. По словам Леонида Халяпина, в сфере электроэнергетики рыночные механизмы должны рационально сочетаться с государственным регулированием, вопрос лишь в том, как найти это оптимальное сочетание.

Как видим, реформа электроэнергетики в таком виде, в каком она сейчас предлагается федеральным центром, не нашла среди иркутских ученых особой поддержки. А местные энергетики уверены в одном -- такую отрасль, как электроэнергетика, нельзя "отпускать в свободное плавание".

02.02.05

Ольга Туктарова


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные