Сегодня: 20.08.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:
квартирный переезд с грузчиками заказать переезд в Екатеринбурге

Сегодня 20 августа 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА


НОВЫЕ РУССКИЕ

Жизнь состоятельных россиян в цифрах и фактах

Накануне переписи населения пресса отмечала юбилей «нового русского» -- десять лет спустя. Герой явно преобразился: теперь это не «экономический выскочка» в малиновом пиджаке, а богатый, по-европейски одетый, вполне образованный владелец собственного бизнеса или управляющий, он же менеджер. Так сколько весят результаты быстрых российских карьер? Как выглядит преуспевающий русский сегодня? Составляя его обобщенный портрет, «Карьера» обратилась к исследованиям социологов и маркетологов.

В России есть богатые люди. Однако их соотечественникам об их жизни практически ничего не известно. Как живут российские богатые, что их волнует, плачут ли они? Любят ли они русские щи да кашу или просят жену/домработницу/дворецкого подавать что-нибудь легкое из французской кухни? Висят ли у них в апартаментах картины импрессионистов или, быть может, самого Шилова? Ждут ли они с нетерпением выхода в свет очередной порции «Гарри Поттера» или даже не догадываются о его существовании? Об этом их сограждане могут только догадываться. Не любят богатые распространяться о своей жизни. Возможно, из скромности, а возможно, опасаются, что интересуются ими те, кто считает, что богатство -- это счастье, материальными воплощениями которого необходимо делиться с другими.

БОГАТЫЕ -- ЭТО...

И все же, какие они, богатые русские, сегодня? В их герметичный мир в 2000-2002 годах попытались проникнуть профессиональные исследователи вкусов, привычек и пристрастий потребителей (то бишь людей с кошельком разной толщины) -- маркетинговые компании Json&Partners, IQ Marketing. Последняя провела единственные на сегодняшний день исследования, позволяющие составить портрет богатого человека: его хотят видеть своим потребителем весьма многие компании. Несмотря на неизбежную ограниченность их изысканий («Да, только в Москве!»; «Да, меньше шестисот опрошенных!» и, наконец, «Да, так они вам все и рассказали!»), результаты опросов все же позволяют сделать образ нашего богатого соотечественника более осязаемым.

Пожалуй, следует начать с простого на первый взгляд вопроса: кого в нашей стране можно считать богатым? Вряд ли многие из россиян назовут себя богатыми или даже состоятельными людьми, хотя огромное их большинство просто рокфеллеры по сравнению с каким-нибудь жителем далекого Чада с его пятнадцатью долларами в месяц. Исследователи чужих жизней из IQ Marketing вывели формулу, кого точно можно считать богатыми (по отношению ко всему остальному населению): это те, кто за последние годы приобрел себе квартиру площадью более 70 кв. метров (и, следовательно, стоимостью никак не менее $50 000) и иномарку стоимостью не менее $15 000.

И вот тут они сразу начали сталкиваться с сюрпризами, так как богатые люди (по скромности своей или по каким иным причинам -- см. выше) предпочитают не афишировать свои покупки. В цифрах это выглядит так: владельцев дорогих квартир в Москве оказалось 125 тысяч человек, владельцев шикарных автомобилей -- примерно 80 тысяч, а вот тех, у кого (по крайней мере официально) есть и то, и другое, как говорится, кот наплакал -- всего 3800 человек.

Читатель может предположить, что у тех, кто покупал квартиры, не хватало потом денег на машину, а у любителей дорогих иномарок кончались деньги после приобретения автомобиля. Проверить его догадку нет никакой возможности. Но если предположить, что у состоятельных людей все-таки не настолько плохо с деньгами и им доступны и хорошая квартира, и красивая машина, и сложить число владельцев тех и других, то получится, что в десятимиллионной Москве живет никак не менее 200 тысяч богатых семей.

Если считать, что в среднем семья богатых людей состоит -- как и у их менее удачливых соотечественников -- из трех человек, то простой подсчет показывает, что в столице не менее 600 тысяч человек в полной мере наслаждаются всеми благами жизни. Если же учесть скрытность богачей (например, при регистрации дорогих иномарок свой домашний телефон дают только 4% владельцев), то богатых людей в Москве может оказаться очень даже много, но сколько конкретно, не возьмется сказать никто.

ЖИЛИЩЕ

Теперь попробуем познакомиться с богатыми людьми поближе. Забегая вперед, заметим, что правильней было бы их назвать верхним средним классом, но перед столь волнующей встречей не станем понижать их в социальном статусе. Не без разрешения хозяев (согласились ведь они рассказать о своем житье-бытье интервьюерам) заглянем к ним в квартиру. Ее язык не повернется назвать тесной -- не менее 70 кв. метров на троих.

Дом, как и следовало ожидать, полная чаша. В ванной -- стиральная машина-автомат (96% опрошенных), в кухне -- кухонный комбайн (73%), микроволновая печь (82%) и посудомоечная машина (45%). В комнатах -- пылесос (96%), видеомагнитофон (94%) и видеокамера (78%) и, разумеется, компьютер (81% респондентов).

Очевидна также привязанность к сотовым телефонам (2,6 на семью из трех человек) -- как говорится, с ними удобно. Взгляд невольно задерживается на музыкальном центре класса Hi-Fi или Hi-End (судя по каталогам, стоимостью в несколько тысяч долларов) -- 81% опрошенных. О наличии телевизора можно догадаться без труда. В общем, практически все без сюрпризов, за исключением пары трогательных деталей: отечественная стиральная машина -- 9% респондентов и отечественный пылесос -- 7%. Buy Russian?

ХОЗЯЕВА

А вот и хозяева. Первый сюрприз состоит в том, что нынешний хозяин жизни никак не тянет на все еще тиражируемый телевидением карикатурный образ «нового русского». Справедливости ради отметим, что и «патентованные» «новые русские» -- победитель швейцарской Фемиды Александр Михайлов (также известный как Михась), жертва венгерской полиции Анатолий Быков (он же Бык) да и уважаемые олигархи -- тоже не выглядят как чисто конкретные пацаны в малиновых пиджаках с голдами на шее. Встретишь такого на улице (хотя это маловероятно) -- не догадаешься, с кем свела судьба.

Наш хозяин жизни -- человек с образованием, закончил (или вот-вот закончит) институт (87% респондентов) или как минимум техникум/колледж/училище (9%). После десятилетки нажили состояние только 4% богатых. Исследователи, правда, подозревают, что не все из них так уж образованы, как хотят выглядеть, но в таком случае лукавство говорит о многом: богатство теперь не единственное, что они ценят в жизни. В стране, в основном плохо владеющей иностранной речью, наш хозяин смотрится просто молодцом: свободно владеет одним из иностранных языков (24% опрошенных), может поговорить с зарубежным гостем о жизни (38%) или о работе (11%). Судя по этим цифрам, только четверть богатых считают, что не владеют иностранным языком (а может быть, это их всегдашняя скромность?). Среди респондентов большинство составили наемные служащие (59%), бизнесменов оказалось лишь 13%.

Если расспросить главу семьи о его работе, то выяснится, что служит он руководителем или высшего звена (17%), или среднего (21%). Но больше всего богатым нравится работать высококвалифицированными специалистами -- будь то в сфере материального производства (25%) или в бюджетной сфере (24%).

Хотя, по словам богатого человека, он работает служащим, ярлык трудоголика к нему не приклеишь. Вернувшись домой после работы, хозяин жизни усаживается смотреть телевизор, за которым проводит в среднем почти два с половиной часа в день -- это дает нам возможность заключить, что он не торчит на работе до поздней ночи. Совсем малую часть богатых (всего 2,5%) полностью от голубого экрана отвлекают иные радости жизни или обязанности.

На походы в кино времени не остается. Почти половине богатых (49%) посидеть в темноте кинозала чаще чем раз в три месяца никак не удается. Шестая часть (17%) ходит туда примерно два раза в три месяца, а пятая часть (21%) -- пару раз в месяц. Горячих поклонников киноискусства (не менее одного похода в кинотеатр в неделю) среди богатых совсем мало -- всего 5%: легче посмотреть кино дома, видеоплееры есть у всех. Чуть более трети (36%) богатых приобретают видеокассеты/DVD-диски 1-3 раза в месяц и еще 10% -- не реже раза в неделю, так что почти половина опрошенных регулярно следят за новинками Голливуда. Столько же богатых интересуются кино не так сильно: 18% опрошенных покупают видеокассеты/DVD-диски пару раз в три месяца и 28% -- реже чем раз в три месяца. Остальных кино не интересует вообще.

Когда приходит пора отдыхать, наш богатый хозяин устремляется за границу, практически всегда в так называемое дальнее зарубежье. Так, в 2001 году за границу собирались 91% тех, кто там уже был в течение последних пяти лет.

Манят наших богатых соотечественников в основном европейские красоты (72% опрошенных) и Турция с Египтом (43% -- вариантов ответов можно было дать несколько). Примерно треть отправляется в республики бывшего СССР (мы предполагаем, что те, кому не даются иностранные языки, предпочитают Крым). А вот в Северной или Южной Америке наших практически не встретить (туда собирались поехать 8 и 2% респондентов соответственно). Не манят и экзотические Бали и Мальдивы (их посетили 1% опрошенных) и ОАЭ (2% процента), а также ставшие почти домашними Крит и Кипр (по 1% респондентов). Видимо, богатый любит выезжать в свой загородный дом (он есть у 54%) или на участок (24%), но это -- судя по любви к заграничным вояжам -- скорее в выходные.

НА РАБОТЕ И ДОМА

Однако мы еще ничего не знаем о менее материальных пристрастиях нашего героя. В этом нам помогут результаты другого исследования -- «Социальный профиль российского менеджера». Оно проводилось в 2001 году Ассоциацией менеджеров и научным центром «Социоэкспресс» при Институте социологии РАН. Само название отчета показывает, что авторы отбирали объект для исследования на основе его социального положения, а не достатка. В частности, оно охватывало менеджеров низшего звена, среди которых только 2,6% считают себя богатыми. Кроме того, опросы проводились не только в Москве, но и в других городах, где представления о богатстве могут быть совсем иными.

О чем же повествуют данные «Социального профиля»? Как уже говорилось выше, 17% богатых в исследовании IQ Мarketing назвали себя руководителями высшего звена. В «Социальном профиле» отдельно выделяется группа топ-менеджеров, названных руководителями первого уровня. В этой группе каждый шестой респондент (16,4%) считает себя богатым человеком. Сопоставив, мы делаем вывод, что топ-менеджеры «Социального профиля» и есть в основном те самые богатые, о которых речь шла выше.

Кстати, это предположение позволит нам раскрыть одну маленькую тайну, о которой менеджеры, относящиеся к категории богатых людей, предпочитают не говорить. Исследования авторов «Социального профиля» показали, что в основном они являются также совладельцами предприятия, на котором работают в качестве менеджеров, и что их богатство проистекает из факта собственности, а не высокой оплаты их труда как наемных работников. Так каков же профиль наших топов -- в смысле, их общественного лица?

Богатый человек, как правило, состоит в браке (76,4% опрошенных) и имеет детей (90,4% состоящих в браке). Детей, правда, немного: в половине семей имеется только один ребенок и почти в половине (42,6%) -- два. Несмотря на достаток в семье и возможность сидеть дома, жена богатого человека тоже работает -- таких семей 76,7%. Эта цифра удивительным образом близка к показателю по всем слоям населения -- 77%. Можно предположить, что супругам интересно по вечерам делиться опытом: в группе топ-менеджеров доля семей, где оба супруга занимают руководящие должности, составляет 46,4% -- выше среднего показателя в других группах, в том числе и среди менеджеров низших звеньев управления. Отношения в богатой семье строятся, как правило, так же, как и в целом по стране: женщины чаще выполняют домашние обязанности, чаще принимают решения относительно воспитания детей и чаще назначают дату похода в гости.

Наш богатый хозяин, скорее всего, поддерживает идею создания профессиональных организаций: среди топ-менеджеров такая идея близка почти трети (29,1%) респондентов.

КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО

Вот, пожалуй, и все. И тут у карьериста, который, скорее всего, пока еще не причисляет себя к богатым, может возникнуть мысль, что не так уж сильно его жизнь отличается от того, как живут богатые русские: «И у меня есть квартира, хоть и не такая просторная, и машина есть, пусть и не такая, и дачный участок есть. И за границу я в прошлом году тоже ездил. И в этом тоже».

Есть, однако, черта, которая отличает богатых от небогатых. Как показывают результаты опроса почти 200 тысяч человек, проведенного по заказу консалтинговой группы «Имидж-контакт», все богатые даже после десяти пореформенных лет -- неисправимые оптимисты.

А вот и факты от IQ Мarketing. Почти треть населения России считает, что терпеть такое бедственное положение уже невозможно. Почти половина россиян утверждает, что жить очень трудно, но пока еще можно терпеть. Среди богатых людей эту точку зрения разделяют... правильно -- 0%. Более четверти жителей России (28%) считают, что не все идет так хорошо, как хотелось бы, но удается преодолевать трудности. Среди богатых такую точку зрения разделяют 65%.

А теперь самое главное. Только 3% россиян считают, что все идет хорошо. Среди богатых с этим утверждением согласны 32%, то есть почти в 11 раз больше.

Возможно, в этом оптимизме и есть главный итог решения квартирного вопроса. Или, может быть, как раз наоборот?

Афанасий ЦУКЕНГ


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные