Сегодня: 16.02.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 16 февраля 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


ВЛАДИМИР ВАСЬКОВ: "ПРЕЖДЕ ЧЕМ СНИЖАТЬ НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ, НУЖНО УЖЕСТОЧИТЬ МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ"

Правительство России взяло курс на снижение налогового бремени. Это основной постулат налоговой реформы, который, на радость налогоплательщику, не раз успели озвучить политики. Премьер-министр Касьянов, взявший недавно под свою опеку налоговую сферу, во всеуслышание заявляет о том, что ускорит процесс радикального реформирования по части "снижения налоговых ставок". Минэкономразвития и Минфин спорят об оптимальном размере процента налоговых сборов от ВВП. По сути, жаркие дебаты упираются в один-единственный вопрос: каким образом снизить налоги так, чтобы всем хорошо стало, то бишь и бизнес был доволен, и бюджет ничего не потерял. Но, как считает глава УМНС по Иркутской области и УОБАО Владимир Васьков, в ходе налоговой битвы политики забывают о другой стороне медали -- государственном механизме, заставляющем гражданина платить налоги. Именно в слабости этого механизма, по мнению Васькова, и кроется причина экономических проблем.

СНИЖЕНИЕ НАЛОГОВ -- ЭТО ПОПУЛИЗМ

-- Владимир Леонидович, как вы считаете, как скоро программа снижения налогового бремени станет реально работать, то есть заставит население легализовать свои капиталы?

-- Никогда программа снижения налогов не заставит неплательщика «выходить из тени». Если человек не платит налоги, то он и не будет их платить. Ему не важно, какая налоговая система действует. Выводить капиталы из «серого» бизнеса заставляет создание неблагоприятного климата для неплательщика. Нам нужен жесткий закон об ответственности за налоговые преступления. Если человек украдет 1 кг колбасы, его на три года «упекут», в то время как бывший руководитель БГЗ не заплатил государству больше 100 млн. -- и ничего, при этом он депутат Законодательного cобрания.

Неисполнение налогового законодательства должно жестко наказываться. Вы попробуйте в Америке не заплатить налоги. Сразу же попадете в категорию неблагонадежных граждан, потеряете кредиты банков, страховки. Там налоговое преступление -- одно из самых страшных. Программа снижения налоговых ставок -- это популизм, а не панацея. У нас подоходный налог самый низкий в мире (13%), однако люди до сих пор получают зарплату в конвертах. Есть, правда, и другая сторона медали: государство в лице администраций городов и районов также должно держать нас в курсе, куда идут народные деньги, на какие нужды распределяются налоговые поступления.

-- Вы говорите, что нужно ужесточать меры ответственности. А вам не кажется, что если наших людей пугать, то они и прятать будут тщательней и осторожней?

-- А не надо пугать. Надо вырабатывать механизм. В Америке Аль Капоне пугать не нужно было: он сам кого хочешь мог запугать. И тем не менее его посадили пожизненно за неуплату налогов. С плательщиком нужно играть честно. Получил -- рассчитайся. Не рассчитался -- «получи». Государство должно себя защищать.

-- В этом контексте упразднение УФСНП выглядит странно. Неужели органы МВД будут лучше справляться с поставленной задачей?

-- Да, УФСНП упразднили. С 1 июля ее нет. Функции будет выполнять МВД. Наш министр Геннадий Иванович Букаев открыто заявлял, что те, кто не занимается бюджетом, рано или поздно России станут не нужны, и пример тому -- налоговая полиция. По нашему региону практически не было крупных уголовных дел по их части, доведенных до суда, только несколько дел с условными сроками. Сколько времени понадобится на то, чтобы создать эффективную организацию, которая могла бы выяснять реальные доходы населения, не знаю. Скорее всего, это процесс длительный. Кроме того, сегодня остро стоит проблема кадров.

-- Как вы считаете, целесообразно было бы передать полномочия полиции в ваше ведомство?

-- Во многих странах функции полиции и инспекции совмещены. Практика показывает, что такая система более жизнеспособна и эффективна. На мой взгляд, для МВД головной болью должны быть уголовные деяния. Так, собственно, оно и есть. А налоговые преступления требуют серьезной специализации в области финансов.

ЗС И УМНС

-- Каковы ваши взаимоотношения с администрацией области, с Законодательным собранием?

-- Мы подготовили проект соглашения министерства и администрации области. Он был одобрен административным комитетом, Законодательным собранием. Надеюсь, до конца апреля -- начала мая соглашение будет подписано. Хотя процедура его подписания по не известным мне причинам растянулась на 4 месяца. Впрочем, это скорее политический документ. Мы уже давно и тесно сотрудничаем с администраций, с Законодательным собранием, вносим свои предложения. Законодательным собранием они достаточно внимательно рассматриваются. Сами депутаты к нам обращаются нечасто, обычно когда возникают конкретные проблемы с запуском какого-либо механизма.

-- По вашим оценкам ожидаемый объем сбора налогов на 2003 год фактически завышен на 1,5 млрд. С чем это связано?

-- Наши законодатели не учли несколько факторов. В том числе и «проблемные» налоги, такие как транспортный налог, налог на прибыль, ЕНВД. Законотворцам следует разграничивать экономику и политику. У нас зачастую экономические проблемы возводят в ранг политических. Но дважды два все равно будет четыре, независимо от желания политиков получить десять и не принимать реальных мер для повышения эффективности собирания этих налогов. Мы внесли ряд предложений по проблемам налогообложения на последней сессии. Остается надеяться на то, что дополнительные источники развития налогооблагаемой базы помогут нам «перекрыть» недостающие средства в бюджете другими налогами.

«ПРОБЛЕМНЫЕ» НАЛОГИ

-- На уровне министерств заявляется, что ЕНВД -- слабый и с точки зрения налоговой теории «неправильный» налог. В чем его слабость на примере нашего региона?

-- Налог этот довольно популистский. После его принятия возникла проблема с «выпадающими» доходами. Раньше условно малый бизнес региона платил 2 млрд., в прошлом году он заплатил всего 600 млн. руб. И при этом люди возмущаются, что налог на вмененный доход их прижал. Но громче всех кричат демагоги, которые торопятся использовать чувство протеста новому для получения политических дивидендов.

На самом деле налог очень либеральный, даже слишком. Скажем, законодательством установлен срок давности по расчету с бюджетом по этому налогу, в то время как во всем мире он отсутствует. Теперь получается, что мы в судах различных инстанций 1,5-3 года рассматриваем спорные вопросы, и пока суд да дело, неплательщик «свободен», так как срок давности прошел.

Кроме того, на федеральном уровне изменили порядок предоставления деклараций по ЕНВД. Налоговым органам необходима более подробная информация о деятельности бизнесмена. Мы предложили законодателям разработать нормативный акт, обязывающий администрации рынков, владельцев торговых площадей представлять в налоговые органы информацию об арендаторах. Здесь же актуальна проблема информации о количестве наемных сотрудников, копий договоров с ними. Ведь не секрет, что у индивидуальных предпринимателей работники получают зарплату из так называемой черной кассы. В Иркутске в сети супермаркетов продавцы официально зарабатывают 300-400 руб. Фактически владельцы этой сети паразитируют на законопослушных гражданах. Мы предложили законодательно обязать торговцев, предоставляя пакет документов для получения разрешения на торговлю, представлять информацию о количестве занятых сотрудников с приложением копии договоров с ними.

-- 10 апреля Валентина Матвиенко заявила, что губернаторы Северо-Западного округа намерены потребовать изменения налогового законодательства по акцизам на нефтепродукты, в результате которого резко снизились поступления в бюджеты. Она говорит, что только 16 субъектов выиграли, остальные потеряли. К кому относимся мы?

-- Мы проиграли. И серьезно. Закон вышел сырой, недоработанный. Применение этого закона -- фактически вопрос конкуренции. Если бизнесмены не платят акциз, у них не увеличивается стоимость товара. Соответственно, растут обороты, больше наценки они оставляют себе. Те же, кто платит, оказываются в худшей ситуации. Первые, естественно, ущемляют интересы региона. Инструмента, заставляющего отвечать предпринимателя, который не получит лицензию на осуществление этой деятельности, в настоящее время нет, и бюджет от этого теряет.

-- Как вы считаете, перспективно ли обращение губернаторов?

-- Будем надеяться. Мы тоже давали подобные предложения в администрацию, ЗС, чтобы привести закон в рамки правового поля.

-- Одним из самых «проблемных» в регионе называют транспортный налог...

-- Это естественно. Он должен быть уплачен до 1 августа. Если хотя бы половина автовладельцев вовремя рассчитается по этому налогу -- и то хорошо. Мы предлагали установить в законе срок авансовых платежей до 1 мая, окончательный срок уплаты -- 1 февраля следующего за отчетным года. Иначе придется неплательщикам рассылать предупреждения, затем рассматривать дела в суде, а бюджет ждать не будет. Кроме того, здесь есть еще и проблемы с налогоначислением. Так, налоговая база в отношении транспортных средств определяется по ставке в зависимости от мощности двигателя. Однако в данных об автомобиле эти сведения могут отсутствовать. Исчислить налог в таком случае крайне затруднительно. Владельцы не всегда добровольно сообщают о мощности двигателя. Поэтому мы предлагаем внести дополнение в закон, которое бы позволяло в случае отсутствия информации о мощности двигателя автоматически приравнивать ее к 250 л.с. по легковому автомобилю, 300 л.с. -- по автобусу и грузовому автомобилю.

НАЛОГОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

-- Недавно Ирина Хакамада во время своего телевизионного «поединка» с Александром Починком заявляла, что в стране не работает регрессивная шкала ЕСН. Буквально вслед за этим вышло предложение снизить планку доступа к шкале со 100 до 50 тыс. руб. Как у нас в регионе обстоят дела с регрессивной шкалой? И как вы оцениваете предложение по либерализации?

-- У нас регрессия работает. Многие крупные предприятия показывают зарплаты своих сотрудников и получают льготы по регрессивной ставке. Прячут доходы в основном представители малого бизнеса. Что касается снижения доступа к шкале до 50 тыс. руб., это опять же популизм. Мы снижаем, но сумма налогов не увеличивается, а уменьшается. Я вас уверяю, что от этого сразу же будет страдать социальная сфера. В том же Амстердаме налоги составляют 52%. А живут там гораздо лучше нас, потому что у них больше социальных гарантий и возможностей. Государство взимает налоги, предусмотренные законом, но государство и тратит на своих граждан.

-- Вы говорите «берет-тратит». У нас частенько с этим возникают проблемы. Помните, как мэр Усолья-Сибирского судился с областными властями. Теперь он судится с Минфином по поводу недополучения бюджетных средств...

-- Это политические заявления. Проблема в другом. Район становится дотационным. Крупные предприятия находятся в состоянии банкротства и все денежные обязательства заморожены. Мы из года в год выполняем и даже перевыполняем консолидированный бюджет области. Почему же в районе денег нет? Или их муниципалитет потратил не на те цели, или же район не получил деньги из областного бюджета. Этот вопрос уже не в нашей компетенции, хотя, конечно, хотелось бы, чтобы он был урегулирован, так как социальная нестабильность касается всех и каждого.

-- Сейчас предлагаются схемы по либерализации и упрощению возврата НДС экспортерам. Как вы их оцениваете?

-- У нас возникает много проблем с возвратом НДС. В 10% случаев мы вынуждены отказывать заявителям в возврате. Постоянно сталкиваемся и с недобросовестными экспортерами, которые предоставляют не всю документацию, и с элементами лжеэкспорта. Чего у нас только не экспортировали! Например, фермент эндонуклеазы -- это, как мы выяснили, часть молекулы ДНК. Причем с «законным» оформлением всех документов. На мой взгляд, либерализация возврата НДС -- это утопия для нашей страны. У нас плательщик не несет ответственности за третьих лиц и требует возврата того, что в бюджет не поступило. Желательно вообще отказаться от возврата НДС во избежание таких проблем. Примеров достаточно. Хочешь экспортировать -- экспортируй, но закладывай в цену НДС. Отменим возврат НДС, и не будет ситуации, когда зарегистрированное на Кипре предприятие экспортирует через иркутскую фирму товар в Гонконг, а мы не можем получить сведения ни с Кипра, ни из Китая. Нужно разрубить этот гордиев узел.

-- Могут ли местные власти повлиять на ситуацию с торгующими у нас «пришлыми» организациями, чтобы и за их счет пополнять местную казну?

-- Законодательно -- нет. Если они зарегистрированы в другом регионе, значит, они являются плательщиками того региона. Таков закон. Другое дело, что есть местный административный ресурс, который позволяет сделать регион более привлекательным для инвестиций для того, чтобы организации регистрировались у нас. В силу определенных причин сейчас предприятие выгодней зарегистрировать в Москве, а здесь осуществлять финансово-хозяйственные сделки. Разговоры о создании благоприятных условий для финансово-промышленных групп уже велись у губернатора.

-- Какие изменения произошли в УМНС по Иркутской области и УОБАО?

-- В прошлом году создана межрайонная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам для повышения эффективности администрирования. Сейчас на учете в этой инспекции стоит 5 предприятий, но в области 28 организаций, платежи которых составляют более 60% общего объема. До конца этого года все они будут переведены в это ведомство. Пожалуй, самой приятной новостью стало то, что мы наконец-то переехали в новое здание, построенное на федеральные деньги. Для нас это очень важно. Плательщик должен приходить к нам в современное, хорошо оборудованное здание -- это имидж государства, это уважение государства к самому себе. Наше здание стало украшением города. В прежнем разместилась инспекция Октябрьского района, а на ее место переехала инспекция Иркутско-Сельского района. Мы люди точных расчетов: строить выгоднее, чем платить за аренду, поэтому мы строим еще несколько зданий для наших подразделений.

Анастасия ЛЫРЧИКОВА


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные