Сегодня: 24.06.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 24 июня 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

ДЕНЬГИ


ВОЙНА ПАДАЮЩИХ ЦЕН

Российский рынок ноутбуков переживает затяжной рост

Сейчас на этом рынке происходят быстрые, существенные, а с точки зрения потребителя, кардинальные изменения. Ситуация во многом похожа на ту, что имела место 8-10 лет назад с настольными ПК, когда их активно начал покупать индивидуальный потребитель: уже в этом году ноутбук имеет все шансы стать в России предметом массового спроса. По данным аналитической компании ITResearch, в прошлом году сбыт ноутбуков вырос на 58%. Производители считают, что в 2003 году тенденция сохранится и усилится.

Главная причина перемен состоит прежде всего в снижении цен. Дело тут даже не в скорости их падения -- в конце концов процессоры для ПК дешевеют ничуть не менее драматично. Важнее то, что потребительское сознание более не ассоциирует понятие «ноутбук» с непомерно дорогим устройством, которое заведомо уступает настольной системе по эргономике и производительности и терпеть которое приходится исключительно ради его мобильности. Сегодня равные по вычислительной мощности переносной компьютер и десктоп с жидкокристаллическим монитором можно купить по примерно одинаковой цене -- менее чем за $1000. Что в ближайшей перспективе сулит (не исключено) передел рынка как между российскими и зарубежными производителями, так и между отечественными игроками.

Несколько слов об особенностях рынка. Как производят ноутбуки? Совсем не так, как ПК. Это безальтернативное заводское производство, которое размещено практически целиком в Юго-Восточной Азии, главным образом на Тайване. Заняты этим делом примерно десять фабрик, которые не имеют своих брендов, известных широкой публике, но с успехом выполняют заказы для мировых лидеров компьютерного рынка и менее известных компаний (в числе которых четыре российских поставщика: Rover Computers, Нексус, НКА-Групп и Atlantic Computers).

Стадия «отверточного» производства ноутбуков тоже присутствует -- уже на месте машина может дособираться местной компанией. Что более похоже на сборку не компьютера, а автомобиля, который пересек границу в виде набора комплектующих -- можно было бы ввезти и готовое изделие, но не хочется платить лишнее на таможне. Поэтому-то отличия в надежности мировых и отечественных брендов не так велики, если они вообще есть. Да, грандам принадлежит право первыми выбрать новейшие модели для выпуска под своим именем или разместить специальный заказ на изготовление ноутбука. Но это и вся разница, если не иметь в виду цены.

Сейчас на нашем рынке два лидера продаж -- Toshiba и Rover , каждый из них контролирует немногим более 20% рынка. Западные производители (Asustek, Hewlett-Packard, IBM, Toshiba и др.) суммарно имеют намного больше половины. Неудивительно, ведь ноутбук до совсем недавнего времени был едва ли не предметом российской роскоши (десять лет назад цены доходили до $6 тыс. и более). Поэтому потребителя можно понять -- ну не верит он, что в России такую тонкую штуку, как ноутбук, могут сделать не хуже, чем в Японии. Все верно, не могут. Так ведь и не делают, только заказывают и продают.

Среди отечественных поставщиков Rover долгое время был вне конкуренции -- в буквальном смысле, поскольку конкурентов-то и не было. Теперь появились. «Нексус» с ноутбуками Bliss четыре года назад, а НКА-Групп (торговая марка iRU) и Atlantic Computers (торговая марка MaxSelect) -- в прошлом году.

Роль новых игроков состоит не в том, что они потеснили лидеров. До этого пока не дошло, однако на этом рынке не обязательно быть первым, чтобы влиять на развитие событий. Ситуация качественно меняется из-за того, что началась развязанная новичками война цен (Atlantic, например, прямо называет себя «price killer», и действительно демонстрирует предложение по нетрадиционным ценам). Такая война потребителю -- мать родная.

ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ

Мы обратились за комментарием и прогнозами к каждому из российских поставщиков ноутбуков.

Андрей Андреев, начальник отдела маркетинга Rover Computers.

-- Бурный рост на рынке сохраняется в течение последних нескольких лет. В среднем рынок увеличивается на 40-45%. Начиная с 2001 года появилась тенденция: покупающие впервые компьютер люди выбирают между десктопом и ноутбуком. В 2002 году на рынке появились новые российские игроки, которые достаточно агрессивно вышли на рынок. Но принципиальное соотношение сил сохранилось. В текущем году рост рынка ноутбуков сохранится или будет еще выше. Во-первых, Intel запустил принципиально новую технологию для мобильных компьютеров -- Centrino. Вторая причина -- ноутбуки активно выходят на корпоративный рынок. Он отстает от массового на два года и сейчас повторяет рост розничных продаж 2001 года.

Юрий Сидоренко, гендиректор компании «Нексус».

-- Для успеха первостепенное значение имеет качество предлагаемой техники, разнообразие моделей и уровень сервиса. Рынок же растет на 30-40% в год. В 2002 г. в России было продано не менее 150 тыс. мобильных компьютеров, а в этом году ожидается как минимум 200 тыс., возможно, 220 тыс. Появление новых игроков ощутимо из-за их ценовой политики, поскольку для России более низкая цена в глазах покупателя является важным фактором. Новые поставщики и их цены разрушают сложившийся за предыдущие годы рынок, и мы вынуждены предпринимать меры для сохранения своей доли.

Александр Панько, начальник отдела маркетинга «НКА-Групп»:

-- Сейчас идет бурный, мощный рост рынка. Мы оцениваем его в 95-145-210 тыс. шт. в 2001-2002-2003 гг. соответственно. Наблюдается начало роста розничных продаж по сравнению с корпоративным сектором. Одна из основных тенденций -- увеличение спроса на ультрапортативные модели, хотя они еще занимают небольшую долю рынка. Рынок находится в стадии динамичного роста, и сейчас место есть для всех. В ближайшие два года рост будет продолжаться где-то на уровне 40% в год. Главная технологическая тенденция -- борьба за мобильность пользователя. В этом смысле успех Intel Centrino очевиден. Ноутбуки на основе этой технологии уже есть у всех основных производителей.

Олег Осинкин, руководитель проекта MaxSelect:

-- То, что нам удалось выйти на этот рынок, свидетельствует о серьезной недооценке его емкости. Наступила эра мобильного профессионала, причем это массовое явление, отмечаемое социологами во всем мире. И «доставать» такого потребителя тоже лучше по-новому. Мы сознательно сделали акцент на использовании Интернета для продвижения продукции, ввели систему контроля качества по ISO2001. Делаем ставку на открытую конфигурацию ноутбука, как в PC -- можно произвести апгрейд. По условиям продаж, если в каком-то регионе только один наш продавец, то он становится сервис-центром, причем мы обучаем и сертифицируем персонал. Это не дешево, но необходимо, чтобы быть на рынке. Еще одно замечание -- я бы не стал, несмотря на появление новых технологий Intel, недооценивать мобильные решения AMD.

Андрей АННЕНКОВ, Роман ДОРОХОВ


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные