Сегодня: 22.09.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 22 сентября 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


ЦИВИЛИЗАЦИЯ НАСТУПАЕТ

Иркутску нужна консолидация делового сообщества

Вряд ли кого-то из иркутян можно сегодня удивить супермаркетом или роскошным рестораном. Люди быстро привыкают к хорошему. Канули в прошлое пустые прилавки, замызганные столовые и мрачные комбинаты бытового обслуживания. На смену хамоватым продавцам и официантам пришел любезный и грамотный персонал. Огромный выбор и достойный сервис -- вот что такое современная торговля и сфера услуг.

О достижениях, которые стоит отметить, и проблемах, которые предстоит решить, мы беседуем с Александром Анатольевичем Третьяковым, заместителем мэра, руководителем Комитета по потребительскому рынку Администрации Иркутска.

ТОРГОВЛЯ

-- Похоже, Иркутск вернул себе славу торгового центра Сибири: за последний год у нас появилось столько новых магазинов! Маленькие стильные бутики и огромные торговые центры, супермаркеты и магазины формата Cash&Carry: сколько в Иркутске торговых точек, вы можете сказать?

-- Сегодня в городе осуществляют деятельность 963 магазина: 492 продовольственных и 471 непродовольственный, 1 352 киоска и павильона, 32 торговых центра, 6 оптовых рынков, 44 торговые площадки. В 2004 году в городе введен в эксплуатацию 21 новый объект торговли.

Однако количественные показатели -- не самое главное. Современная торговля изменилась качественно. Стремление получить большую отдачу от магазина приводит к выбору нестандартных планировочных решений и установке наиболее функционального оборудования. Используются новые идеи организации торгового пространства, позволяющие значительно увеличить объемы продаж и привлечь большее количество клиентов.

Самообслуживание становится в иркутских магазинах с каждым годом все более популярным. Главная причина -- возросшая конкуренция, ожидание прихода на местный рынок столичных торговых брендов. Приоритетом становится борьба за покупателя. При самообслуживании более рационально используются торговые площади, уменьшается время, затрачиваемое покупателем в магазине; покупатель имеет возможность вблизи изучить представленный товар. Кроме того, самообслуживание позволяет реализовать множество маркетинговых приемов, побуждающих сделать покупку, при этом оставляющих у покупателя ощущение самостоятельного выбора.

-- Как обстоят дела с несанкционированной торговлей? Помнится, ей была объявлена война.

-- К сожалению, на территории города все еще нередки факты осуществления несанкционированной мелкорозничной торговли. На улицах со стихийно организованных прилавков продаются товары, запрещенные к реализации в подобных условиях: скоропортящиеся продукты, белье, бытовая техника. Торговля ведется с многочисленными нарушениями санитарных норм и правил, правил торговли, закона о защите прав потребителей, является источником возникновения мусорных свалок, что придает городу нецивилизованный вид.

Комитет по потребительскому рынку регулярно проводит мероприятия, направленные на пресечение подобной деятельности. Составлена схема размещения павильонов и киосков, оптовых рынков и торговых площадок на территории г. Иркутска с учетом плотности населения и товарной специализации данных объектов. Так что хочется верить, в ближайшем будущем мы решим эту проблему.

-- Думаю, потребители сами извлекают уроки: тот, кто "по дешевке" приобрел однажды на улице некачественный товар, едва ли решит повторить эксперимент. Претензии-то предъявлять некому! Ни кассового чека на руках, ни самого недобросовестного продавца в поле зрения.

-- Совершенно верно. Практика показывает, что сегодня потребитель уже не ищет дешевизны. Ему важно качество товара, ассортимент, уровень обслуживания. Иркутяне готовы платить за достойный сервис, и это не может не радовать.

-- Комитет по потребительскому рынку вместе с "Иркутской Торговой газетой" проводит конкурс "Лучший магазин". Причем уже третий год подряд.

-- Это доброе начинание уже стало традицией. Число участников конкурса год от года растет. Значит, он нужен. Иркутской торговле действительно сегодня есть, что показать. И я считаю, отметить достижения -- это хорошо. Я вообще убежден в необходимости положительных стимулов. И против того, чтобы исполнительную власть воспринимали исключительно как кнут. Главная функция Комитета по потребительскому рынку -- создать условия для развития торговли и сферы обслуживания в городе. И подобные конкурсы очень нужны. Поэтому, пользуясь случаем, я хотел бы выразить признательность "ИТГ" за столь нужное и своевременное начинание.

Кстати, возвращаясь к вопросу о потребительской культуре: в ходе конкурса "Лучший магазин" мы могли неоднократно убедиться, что лучшими иркутяне считают магазины с высоким уровнем сервиса. Культура обслуживания стала сегодня безусловным конкурентным преимуществом, поскольку ассортимент и цены всюду примерно одинаковы.

ОБЩЕПИТ

-- С ресторанами, барами и кафе в Иркутске тоже, видимо, дела обстоят неплохо. Как это выглядит в цифрах?

-- За минувший год в Иркутске открылось 53 новых предприятия общественного питания. Таким образом, в городе действуют 47 ресторанов, 190 кафе, 144 бара, 130 закусочных, 175 столовых... 123 единицы приходится на "прочую сеть" -- это кафетерии, магазины кулинарии, буфеты. Всего 809 заведений.

-- Что нового в этом секторе? Конкуренция, очевидно, не менее жесткая, чем в торговле?

-- Конкуренция заставляет рестораторов вести борьбу за потребителя. Кто-то идет по пути эксклюзивности. В таких заведениях сложившийся круг посетителей, которые ценят прежде всего стиль и сервис. Хотя кухня, конечно, тоже заслуживает всяческих похвал. Ходить в подобные рестораны престижно... Кто-то, наоборот, старается сделать заведение демократичным и тоже оказывается по-своему прав: иркутяне любят вкусно и не очень дорого поесть. Кроме того, город полон студентов, у которых, как известно, тощий кошелек и хороший аппетит (смеется). Это тоже ниша -- здоровый и очень недорогой фаст-фуд. Каждый идет своим путем, благодаря чему у иркутян есть богатый выбор в плане "культурного досуга". Из общих тенденций в развитии рынка общественного питания я бы отметил открытие в супермаркетах и торговых центрах с постоянным потоком посетителей так называемых фуд─кортов (ресторанных двориков). В фуд─кортах, как правило, собраны 3─4 концепции, не дублирующих одна другую и предоставляющих потребителю возможность выбора. Например, в "Торговом комплексе" соседствуют кафе, бар, бистро. Посетители могут выбирать формат сами. Думаю, это направление будет успешно развиваться.

-- Каковы планы Комитета в отношении этого сектора?

-- Во-первых, повышение уровня качества обслуживания населения. Опять-таки благодаря инициативе "Иркутской Торговой газеты" с июня прошлого года по март нынешнего в Иркутске проходил конкурс "Лучшее предприятие общественного питания". "Каждому потребителю -- высокую культуру обслуживания!" -- вот его девиз. Что мы увидели в ходе конкурса? Что в этом направлении нам есть, куда расти. Гениальная маркетинговая идея может быть похоронена персоналом заведения. Поэтому многие рестораторы занимаются сами профессиональной подготовкой официантов и барменов. Проблема квалифицированных кадров в этой отрасли -- одна из самых острых. Комитет старается способствовать ее разрешению. Вот не так давно под нашим патронажем прошел конкурс юных кулинаров среди школьников. Мы увидели, что интерес к профессии есть! Значит, надо работать, заниматься профориентацией, ломать стереотипы, довольно прочно укоренившиеся в сознании. Я не понимаю, почему быть продавцом, официантом, барменом, поваром, гардеробщиком -- не престижно? Эти профессии требуют мастерства, этот труд сегодня прилично оплачивается... Конечно, пройдет какое-то время, прежде чем произойдет революция в умах, и в эти профессии придут другие люди -- интеллигентные, образованные, способные уважать интересы клиента и работодателя. Но это не значит, что надо просто сидеть и ждать.

Второй момент -- устранение некоторого перекоса в сфере общественного питания. Дорогих заведений в городе достаточно, а вот таких, где на 300 рублей могла бы погулять студенческая компания или молодая семья, -- не хватает. Вместе с тем уровень жизни иркутян не позволяет им регулярно посещать дорогие рестораны. Иркутску нужны детские и молодежные кафе. Есть спрос на такую услугу, как доставка заказов на дом или в офис -- опять же, речь об очень среднем уровне цен. Необходимо восстановить систему диетического питания.

Так что работы много, но ведь все это -- ради блага иркутян!

И БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

-- Советское бытовое обслуживание стало темой для анекдотов. "Я пришивал пуговицу. К пуговице претензии есть?" С переходом к рыночной экономике многочисленные государственные ателье, "ремонты обуви" и фотостудии загнулись. Но ведь потребность в этих услугах есть.

-- Именно потому, что есть спрос, этот сектор начинает возрождаться, но уже в новом качестве. В 2004 году в городе бытовые услуги населению предоставляли 832 организации различных форм собственности. В Иркутске развиваются услуги по ремонту, техобслуживанию и прокату автомобилей, ремонту и строительству жилья, услуги по химической чистке одежды, увеличивается сеть салонов красоты, фотостудий.

Сфера услуг считается самой подходящей для частного предпринимательства. И улучшение ситуации здесь происходит главным образом за счет частных инвестиций. На предприятиях проводится техническое перевооружение, внедряются новые технологии, вводятся новые виды услуг.

Кое-чем иркутяне могут даже гордиться. Например, наши фотосалоны "Сказка", "Фокус", "Оригинал" являются участниками международной программы "Кодак-экспресс. Система контроля качества" и признаны одними из лучших по СФО салонами этой сети.

К сожалению, не могу сказать, что ряд положительных примеров бесконечен. Но ситуация определенно изменяется в лучшую сторону.

ИТОГО

Потребительский рынок -- одна из наиболее динамично развивающихся отраслей городской экономики. И задача Комитета -- направлять это бурное развитие в цивилизованное русло. Торговля и сфера услуг сегодня самым естественным образом растут качественно: конкуренция заставляет владельцев магазинов, ресторанов или прачечных искать эффективные пути завоевания потребителей. И подобные устремления должны поощряться.

Но я хотел отметить еще вот что: поскольку большая часть потребительского рынка Иркутска представлена частной формой собственности, то выходит, что каждый -- сам за себя. Но ведь все мы -- иркутяне, и все хотим, чтобы наш город был красивым, удобным, модным, в конце концов. Эта задача не по силам ни одному частному бизнесу. Поэтому консолидация городского делового сообщества -- необходимое условие движения к действительно цивилизованному рынку. Отличной традицией стало, например, оформление витрин к Новому году -- весь центр города выглядел по-настоящему празднично. Летом будет конкурс "Палисад" -- тоже прекрасное начинание.

Постепенно придет понимание, что самые грандиозные замыслы могут быть осуществлены, только если мы будем все двигаться в одном направлении и уважать интересы друг друга. А пока -- всем надо работать!

28.04.05

P.S. Редакция "Иркутской Торговой газеты" поздравляет Александра Анатольевича Третьякова с приближающимся днем рождения и желает здоровья, благополучия и успехов во всех начинаниях.

Пусть все задуманное исполнится, пусть каждый прожитый день будет результативен, пусть заслуженное уважение иркутского делового сообщества станет вам наградой за Ваш нелегкий повседневный труд!

Творческий коллектив "ИТГ" выражает глубокую признательность руководителю Комитета по потребительскому рынку за готовность к сотрудничеству, за открытость и деятельную поддержку наших проектов. Мы идем общим курсом -- к цивилизованному рынку!

Ирина Полонская


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные