Сегодня: 23.09.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 23 сентября 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА


ИРКУТСК КУПЕЧЕСКИЙ

России по-прежнему необходимы авантюристы

"Кадры решают все" -- гласил один из лозунгов советского времени. Прошли годы, в нашей стране многое изменилось, но этот лозунг, как ни странно, не утратил своей актуальности. Более того, в современную эру информационных технологий только развитие человеческого фактора может вывести страну на лидирующие позиции.

О развитии человеческих ресурсов в регионе мы беседуем с членом правления НП "Сообщество управленцев Байкальского региона" Олегом Яценко.

-- Олег Валерьевич, расскажите, что такое "человеческий ресурс"?

-- В экономической теории принято выделять три основных ресурса -- земля, труд и капитал. Если в период индустриализации все внимание было сосредоточено на орудиях труда -- машинах и механизмах, человеку отводилась роль "винтика" в общей структуре, то в последнее время человеческий фактор выходит на первое место.

Если говорить просто, человеческий ресурс -- это люди с их знаниями, умениями, навыками. Понятие человеческого ресурса значительно шире, чем привычное "кадры", "персонал", "рабочая сила", "трудовые ресурсы". Оно включает в себя способность к творчеству и потенциальные возможности развития работников, общую культуру и нравственную надежность, процессы кооперации и самоорганизации, совершенствование трудовых взаимоотношений, а также мотивацию и предприимчивость.

Если содержание терминов, которые применялись раньше, отражает функциональный, технократический подход к работнику, то термин "человеческий ресурс" является выражением уже личностного подхода.

Иногда в отдельный фактор развития экономики выделяют и предпринимательский фактор. Но я все же склонен относить предпринимательский фактор к человеческим ресурсам. Поскольку в сферу наших интересов входит развитие предпринимательства, дальше мы будем говорить о предпринимательском ресурсе как составляющей части человеческого.

-- Как вы оцениваете состояние трудовых ресурсов в Иркутской области?

-- В этом смысле наш регион особенный. С одной стороны, Иркутск -- глубокая провинция, с другой стороны, регион обладает мощным, не свойственным статусу провинциального города, потенциалом. Корни этого парадокса нужно искать в прошлом. История города неразрывно связана с пребываем в нем декабристов. Это люди, которые, попав на чуждую, суровую землю, создали здесь очаги культуры. Они не подчинились среде, а переделали среду под себя. Особое влияние на общество оказала прослойка купцов-предпринимателей, которая существовала в Иркутской губернии до революции.

В годы советской власти у народа власти воспитывали иждивенческий менталитет: людей приучили жить в постоянном ожидании, что кто-то обеспечит им нормальную жизнь -- найдет работу, заплатит зарплату, возьмет на себя оплату за воспитание и обучение детей, затраты на лечение. Очевидно, что в такой среде предпринимательство было обречено.

Противоположная ситуация сложилась в конце XVIII-начале XIX века в Америке, когда в эту страну хлынул поток авантюристов со всего мира. Это положительно сказалось на развитии предпринимательства в государстве. России тоже необходимы люди, имеющие долю здорового авантюризма.

Депрессия, всеобщее разрушение, которые охватили страну в 1990 годы, выбили из колеи целое поколение. Восстановительный процесс начался, но его нужно активизировать.

Преимущество Иркутской области, по сравнению с другими регионами, состоит в том, что, не смотря на советское прошлое, нам удалось сохранить потенциал, заложенный здесь до революции.

Нужно помнить, что главное богатство Иркутской области не нефть и газ, а люди, и именно на них обществу необходимо сконцентрироваться в ближайшие годы. Только развитие человеческого ресурса позволит создать конкурентное преимущество в современном мире.

-- Исходя из каких критериев определяется уровень развития человеческих ресурсов? Какие меры, связанные с развитием потенциала, предпринимаются в нашем регионе?

-- Дело в том, что до недавнего времени работа в этом направлении в Иркутской области практически не велась. В марте в рамках Совета по предпринимательству при губернаторе области созданы пять рабочих групп: по налогам и финансовому обеспечению, по административным барьерам и безопасности бизнеса, по развитию ресурсов для предпринимательства, по развитию инноваций и информационным технологиям и по развитию человеческого фактора в предпринимательстве. Я являюсь членом рабочей группы по развитию человеческого фактора.

Нам предстоит выработать основные подходы к этой проблеме. Тем не менее уже сейчас можно сказать об основных задачах, которые стоят перед нами, -- это повышение уровня образованности, выработка активной жизненной позиции, повышение уровня доходов, формирование системы ценностей. Предварительным итогом деятельности рабочей группы стала Концепция развития человеческих ресурсов на территории Иркутской области. Этот документ ляжет в основу плана развития предпринимательства в Иркутской области на 2006-2010 годы.

Концепция включает в себя три блока задач. В первый -- поисковый -- входят мероприятия по выявлению людей, потенциально предрасположенных к предпринимательству. Отбор производится среди управленцев, молодежи, безработных, сокращенных военных, пенсионеров. Инструменты для выявления потенциальных предпринимателей варьируются в зависимости от статуса людей. Например, для безработных проводится тестирование в службе занятости, для молодежи и управленцев ежегодно проводятся конкурсы, в том числе "Кадровый резерв Байкальского региона", "PRO-актив ИГУ", "Золотой список ИрГТУ-2005". В ближайшее время планируется запустить имиджевый конкурс "Новый образ предпринимателя. Лица года". Кроме этого, предполагается открыть региональную "Школу молодого предпринимателя", пока этот проект работает только на федеральном уровне.

После проведения отборочных мероприятий все участники подвергаются постоянному контролю, что позволяет отслеживать личные "траектории" каждого, иметь достаточно полную картину предпринимательского ресурса региона, формировать рейтинг предпринимателей.

Второй блок задач (идеологический) предполагает информирование, просветительскую работу, пропаганду предпринимательства как положительного социального явления и эффективного пути получения финансовой свободы.

И, наконец, третий блок включает в себя получение потенциальными предпринимателями навыков ведения бизнеса. Обучение может осуществляться на разных уровнях существующей системы образования: школа, средне-специальное образование, вуз, дополнительное образование.

-- Какие задачи призвана решать данная концепция?

-- К сожалению, современное российское общество не воспитывает в своих гражданах дух предпринимательства. Возьмем любой вуз: учебное заведение дает сумму знаний, но предлагает недостаточно практических навыков того, как стать самостоятельным предпринимателем.

Наша работа направлена на то, чтобы распознать задатки предпринимательства на ранней стадии, научить человека реализовывать свои способности, при этом зарабатывая деньги.

В большинстве случаев запросы человека сводятся к тому, чтобы окончить вуз, найти хорошую работу. Российский человек ориентирован на то, чтобы стать наемным работником. Часто это приводит к тому, что он не может реализовать себя в жизни. Наша цель -- дать человеку другое видение ситуации. Донести до него мысль, что только он сам -- творец своего будущего, и то, каким оно будет, зависит только от него.

-- Каким образом можно оценить результаты вашей работы?

-- Существует косвенный показатель, на который можно ориентироваться, -- это количество малых предприятий, зарегистрированных на территории области. Конечно, существуют погрешности, тем не менее по этому показателю можно судить об эффективности проводимой работы. Но о каких- то ощутимых результатах можно будет говорить только через несколько лет.

18.05.05

Ольга Туктарова


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные