Сегодня: 08.08.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 08 августа 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


ДОГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ

Главбух и юрист в одном флаконе

Подготовка и проработка условий договоров, заключаемых фирмой, является на сегодняшний день одной из не последних забот главного бухгалтера, хотя на самом деле юристу должно быть лучше знать, как это сделать. Тем не менее предприятия малого и среднего бизнеса частенько возлагают эту обязанность именно на главбуха, видимо, полагая, что последствия любой сделки в конечном итоге отражаются в учете, и именно бухгалтеру будет проще и лучше составить выгодный договор для предприятия. Не нам судить, сколь правильно это мнение, нам лишь придется убедиться, прочитав данную статью, что эта задача не так легка, как кажется на первый взгляд.

Итак, для начала бухгалтеру следует квалифицировать сделку, проще говоря, подвести под определенную формулировку: договор поставки, договор комиссии, агентский договор, договор поручения и т.д. Стоит отметить, что в данном случае Гражданский кодекс РФ дает определенную свободу, как выбора сделки, так и совмещения формулировок. Например, это может быть договор купли-продажи с арендой или договор комиссии с элементами займа. Но лучше, если договор будет простым, дабы не запутаться как покупателю, так и продавцу, а также не вызвать повышенный интерес налогового инспектора.

Прежде всего необходимо ознакомиться с соответствующей главой ГК РФ для правильного прописания особых моментов в договоре, и здесь лучше не пользоваться шаблонами, размещенными в Интернете, т.к. они далеко не совершенны и не достаточно универсальны. Пункт 1 статьи 161 Гражданского кодекса РФ говорит нам о том, что сделки между фирмами должны заключаться в письменной форме, в пункте 2 этой же статьи уточняется, что письменно оформлять какую-либо сделку нужно в том случае, если это установлено законом или соглашением сторон. Из этого следует, что такая обязанность установлена для договоров продажи недвижимости, дарения, проката, займа, аренды и т.п. (ст. 550, 574, 609, 626, 808 ГК РФ). А вот, например, сделку купли-продажи можно совершить устно, на практике все же устно заключается лишь небольшая часть сделок, имеющих разовый характер.

УСЛОВИЯ ДОГОВОРА

Если в договоре все существенные условия для данного вида сделки, то он считается заключенным, как сказано в п. 1 ст. 432 ГК РФ. Существенными для всех договоров являются:

-- Предмет договора;

-- Условия, названные в законе или других правовых актах как существенные или необходимые;

-- Условия, на которых настаивает одна из сторон.

Перед составлением договора нужно обязательно выяснить, какие требования существенности предъявляет Гражданский кодекс РФ к данному виду сделок. Так, в договоре поставки должно быть непременно указано название товара и его количество, в договоре займа -- сумма заемных средств, в договоре аренды -- размер арендной платы и т.д.

Также существуют важные условия, без которых договор может быть действительным, но некорректным. К примеру, для договора комиссии таким условием будет дата, когда посредник должен предоставить счет, для договора поставки -- цена и сроки оплаты.

ТЕКСТ ДОГОВОРА

Далее мы составляем само соглашение. Это может быть определенный шаблон, дополненный необходимыми положениями. Или текст, предлагаемый контрагентом, и мы вносим в него при необходимости свои изменения. А может быть, вы захотите его написать самостоятельно с чистого листа? Выбор остается за вами. Тут могут сыграть на руку несколько факторов: наличие опыта составления, времени, важности договора, наличие доверия к контрагенту и многое другое.

Оптимальный способ составления договора -- смешанный, т.е. когда вы самостоятельно составляете договор, пользуясь уже имеющимися шаблонами, и руководствуетесь официальными документами и пояснениями из ГК РФ.

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

Документом, который подтверждает, что предъявившее его лицо уполномочено действовать от имени организации, является доверенность. В отличие от договора, регулирующего внутренние отношения, доверенность призвана обеспечить внешний эффект сотрудничества покупателя и продавца, а именно установить правовую связь между покупателем и третьим лицом, посредством которого происходит передача товара или иное действие по договору. Знакомясь с доверенностью, третьи, которым она собственно и адресуется, узнают, какими полномочиями обладает представитель.

Важно то, что в данном документе должны быть указаны дата, когда она выдана, и срок действия (максимум три года, но если срок не указан, она действует в течение одного года -- п. 1 ст. 186 Гражданского кодекса РФ). Доверенность заверяется обязательно печатью и подписью ответственных лиц -- руководителя предприятия и главного бухгалтера.

Доверенности можно разделить по сфере действия на две группы. К первой относятся те документы, которые выдаются юридическому лицу или физическому лицу на совершение юридических действий. И вторая группа -- те доверенности, которые выдаются на получение товарно-материальных ценностей.

Существуют и утверждены Госкомстатом России 2 формы таких документов: форма № М-2 (с отрывным корешком) и форма № М-2а (без корешка). Использовать можно любую из них. В Инструкции Минфина СССР от 14 января 1967 г. № 17 "О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности" прописан порядок их оформления. Также в пункте 4 данной Инструкции сказано, что доверенность на получение товарно-материальных ценностей лучше выписывать максимум на 15 дней, но стоит отметить, что если она выписывается на больший срок, нарушением это не будет являться.

Пункт 1 статьи 185 ГК РФ гласит, что доверенность на получение материальных ценностей можно оформить не только на работника организации, но и на любое другое лицо. Тут сразу надо оговорить тот момент, что при потери или порчи ценностей к постороннему лицу не предъявишь претензий, разве только через суд, а вот со своего работника можно будет удержать сумму ущерба из зарплаты по ст. 248 Трудового кодекса РФ.

При получении руководителем фирмы товара, доверенности можно не выписывать, при этом, чтобы подтвердить свои полномочия, он должен показать контрагенту устав или приказ о своем назначении, ну или просто взять с собой печать и поставить ее на втором экземпляре документа на получение материальных ценностей.

Обратите внимание, что при предъявлении доверенности на получение товара, предъявитель должен также поставить подпись на накладной, которой оформляется отгрузка товара.

Правильно оформленная доверенность является гарантом полномочий лица, на которое она выписана, и позволяет участникам сделки работать с этим лицом, не опасаясь каких-либо недоразумений. Отгрузка без доверенности в случае возникновения спора между продавцом и покупателем по поводу поставки не подтверждает факт исполнения сделки. Полномочия на получение товара должны быть оформлены так, как это предписывает гражданское законодательство.

25.05.05

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные