Сегодня: 23.09.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 23 сентября 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА


ОТ ВЕРТИКАЛИ -- К СЕТИ

Российский рынок на пороге образования кластеров

Не совсем привычное для уха слово "кластер" вошло в обиход российских экономистов не так давно -- несколько лет назад. Но теперь мало кто спорит, что это заморское понятие становится необходимым элементом экономики. Итак, кластер -- это территориально-отраслевое объединение предприятий, которые тесно сотрудничают с научными, финансовыми учреждениями и органами местной власти. Кластеры имеют особую структуру: во главе сети -- центральная компания, которая на основе тендеров выбирает субподрядные организации, производящие взаимодополняющую продукцию.

Мировой опыт показывает, что в условиях рынка кластеры -- наиболее эффективные и гибкие структуры. В их основе лежит два принципа -- кооперация и конкуренция. По модели кластера работает концерн "Тойота", его нередко сравнивают с драконом, который побеждает на планете. Голова дракона -- головная компания, конечности -- большое количество малых и средних предприятий, которые, конкурируя между собой, выпускают продукцию высокого качества по минимальной цене. Почему "Тойоту" сравнивают с драконом? Какую его часть ни отними, на его месте моментально появится замена, и организм вновь заработает. В этом преимущество подобных форм организации перед крупными предприятиями. Кластерные сети гибки, способны быстро переориентироваться, гиганты не обладают такой способностью.

Печальный пример такой беспомощности представляют собой крупные заводы, наследники плановой экономики, в постперестроечную эпоху. Для того чтобы существующие российские предприятия и те, которые только образуются, могли конкурировать на отечественном и мировом рынках, необходимы преобразования системы организации производства. Но кластеры не создашь на пустом месте, необходима среда -- множество мелких и средних предприятий, способных конкурировать между собой. А здесь уж никак не обойтись без поддержки государства.

МАЛЫЙ БИЗНЕС -- ОПОРА РОССИИ

Со 2 по 4 июня в Иркутске проходило Межрегиональное совещание общероссийского общественного объединения малого и среднего предпринимательства "Опора России" и некоммерческого партнерства "Опора" "Формирование территориальных кластеров как инструмент развития малого бизнеса". На совещании обсуждались стратегии регионального развития, вопросы условий развития малых и средних предприятий, проблемы пропорционального взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса, роль и место малого предпринимательства в развитии регионов и задачи межрегиональной координации. Обсуждались проблемы и перспективы реструктуризации крупных компаний, возможность перехода на субконтрактную модель производства.

Главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя президента в СФО Владимир Псарев, выступая на совещании, отметил, что малый бизнес -- это опора, фундамент, на основе которого будут развиваться кластеры. По словам Владимира Псарева, создание промышленных кластеров особенно актуально в свете предстоящей реформы местного самоуправления, так как именно с малым и средним бизнесом предстоит работать новым главам сельских и городских поселений.

Пока усилия государства в создании кластеров к существенным результатам не привели. Для того чтобы такие формы появились, необходимо, чтобы доля малых предприятий в валовом продукте страны увеличилась не на проценты, а в разы. Сейчас малые предприятия производят 17% от объема ВВП. 80% предприятий малого бизнеса занимаются торговлей.

Создание кластеров -- это не самоцель, основным результатом этого процесса должно стать развитие экономики территории. Развивать кластер в отрыве от региона нецелесообразно. Для этого должна быть выработана стратегия развития региона. К сожалению, Иркутская область такого документа не имеет. В этом регион проигрывает соседям -- Красноярской и Новосибирской областям.

КЛАСТЕР -- В ИРКУТСКУЮ ОБЛАСТЬ

Безусловно, в чем-то регион проигрывает, но есть и преимущества. Начальник департамента предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации Иркутской области Алексей Альмухамедов сообщил, что Иркутская область находится на шестом месте среди регионов Сибирского федерального округа по количеству малых предприятий (МП). На тысячу жителей региона приходится девять МП. В то же время область занимает первое место по количеству продукции, приходящейся на одно малое предприятие. В среднем одно малое предприятие производит продукции на сумму около 3,2 млн. рублей.

По словам Алексея Альмухамедова, в Иркутской области действуют 9 тыс. малых предприятий и около 106 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП). По этому показателю Иркутская область занимает в СФО одну из лидирующих позиций. Для сравнения, в Новосибирской области зарегистрировано около 67 тыс. ИП. Однако развитие предпринимательства в Иркутской области весьма неоднородно. Численность предприятий варьируется от 12,4 на тысячу жителей в Иркутске до 0,1 на тысячу человек в Балаганском районе.

К системным факторам, влияющим на развитие предпринимательства и, как следствие, на развитие муниципальных образований, можно отнести низкий платежеспособный спрос, отсутствие предпринимательского менталитета и состояние инфраструктуры поддержки предпринимательства, отметил Алексей Альмухамедов.

Один из способов повышения платежеспособного спроса -- повышение конкурентоспособности производимой продукции. А это напрямую связано с развитием инновационного предпринимательства. По словам Алексея Альмухамедова, инновационный бизнес в области развит достаточно слабо. Но это не означает, что инновационная стратегия региона невозможна. В этом случае должна проявляться активная роль государства. Причем государство не должно выступать в роли постоянного донора инновационного процесса, а должно служить донором, катализатором инновационного развития области.

"В Иркутской области уже действует несколько инновационных центров при вузах. При этом результаты инновационной деятельности еще слабо востребованы региональным бизнесом. Причина в том, что целью построения инфраструктуры зачастую являлась не ориентация науки на потребности бизнеса, "а сохранение научно-технического потенциала". Поэтому главной задачей является построение именно бизнес-ориентированной инновационной структуры", -- отметил г-н Альмухамедов. Еще один способ увеличения платежеспособного спроса -- "импорт" потребителя. Для Иркутской области наиболее характерный вариант -- привлечение туристов. По словам Алексея Альмухамедова, рекреационный сценарий развития региона может составить вполне серьезную альтернативу классическим инновационному и сырьевому подходам. А создаваемая защищенная рекреационная среда может стать тем уникальным стратегическим ресурсом, который Байкальский регион сможет в будущем "экспортировать" в Европу и страны Юго-Восточной Азии.

С мнением Алексея Альмухамедова согласилась заместитель губернатора Иркутской области Лариса Забродская. По ее словам, создание туристических кластеров может стать одним из приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в Иркутской области.

Лариса Забродская рассказала, что разработана целевая программа развития рекреации, мероприятия которой охватывают пять субъектов России. На территории Иркутской области планируется реализация 15 проектов этой программы.

Иркутская область обладает достаточным потенциалом. Ежегодный прирост количества туристов составляет 20-23%. Количество занятых в этой сфере каждый год возрастает на 30%. В области ежегодно запускается около десяти туристических баз и малых гостиниц.

Но потенциал пока остается лишь потенциалом. Конечно, рано или поздно российский рынок созреет для образования полноценных кластеров. Пока в стране не сформировано ни одной подобной сети. На совещании не раз звучала мысль, что основной движущей силой в процессе образования кластеров должно быть государство. Именно оно должно создать благоприятную почву -- площадку, на которой будут развиваться малые и средние предприятия. Под государством в данном случае понимаются, прежде всего, органы региональной и муниципальной власти, в чьем ведении находится средний и малый бизнес.

Очевидно, что сетевая кластерная структура более совершенна по сравнению с иерархической. Как показывает мировой опыт, этот тезис справедлив как для экономических систем, так и для политических. Нельзя сказать, что процессы, которые проходят в России последние годы, направляют страну к сетевой структуре. Укрепление вертикали власти, перенос ресурсов в центр красноречиво свидетельствуют об этом.

09.06.05

Ольга Туктарова


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные