Сегодня: 27.09.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 27 сентября 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


АПГРЕЙД. ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕТА

Модернизация или ремонт?

Перед бухгалтером часто встает вопрос, что можно считать ремонтом, а что -- модернизацией, а для разъяснения ситуации законодательство тут плохой помощник. К примеру, в случае замены детали в компьютере на более совершенную -- ведь прогресс на месте не стоит, и устаревшие компьютеры нередко снимают с производства -- у счетного работника сразу же возникает проблема: а как же учесть такие расходы? Есть несколько точек зрения по данному вопросу. Одни считают, что эти расходы нужно отнести на увеличение первоначальной стоимости компьютера, т.к. речь идет о модернизации и эксплуатационные характеристики техники после замены детали изменились в лучшую сторону. Другие -- что ни о какой модернизации не может быть речи, ссылаются на пункт 2 статьи 257 НК РФ, где четко указано, что к модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения основного средства, даже если после замены комплектующих улучшились эксплуатационные характеристики всего компьютера, ведь замена детали происходит по причине поломки. С последним мнением соглашаются работники Минфина России -- письмо от 22.06.2004 г. № 03-02-04/5, где сказано: \"...расходы при замене вышедших из строя элементов компьютерной техники относятся к расходам на ремонт основных средств, учитываемых в порядке, установленном статьей 260 Кодекса\".

Позже вышло еще одно письмо того же ведомства от 01.12.2004 № 03-03-01-04/1/166, где указано, что \"замена отдельных элементов компьютера на новые по причине морального износа не может рассматриваться как ремонт компьютера и является его модернизацией\".

В итоге получается, что выгоднее сломать технику, а затем усовершенствовать -- тогда стоимость запчастей можно сразу отнести на уменьшение налогооблагаемой прибыли. Тут же не придется сталкиваться с другой проблемой -- отражение расходов на модернизацию, особенно если стоимость компьютерной техники уже полностью амортизировалась, т.к. в последнем случае ситуация усугубляется разной трактовкой Минфина и налоговиков этого вопроса.

Тем не менее вы можете \"нарваться\" на претензии инспектора, который, не услышав вразумительных объяснений по поводу, к примеру, замены обычного монитора на ЖК, заявит, что понесенные расходы экономически не оправданны, и организация не имела права отнести их на уменьшение прибыли. На что вы, конечно, можете всегда сказать, что ЖК-монитор более долговечен, менее вреден и служит показателем престижа фирмы. Здесь предоставляется широкий простор для творчества при составлении документов, доказывающих экономическую обоснованность затрат. Но стоит сразу отметить, что в случае с модернизацией все гораздо сложнее.

Не связываться с модернизацией нужно еще и потому, что с точки зрения учета она неудобна тем, что, установив новую комплектующую, бухгалтеру придется как-то приходовать старую, а в НК РФ о такой ситуации нет ни слова.

На самом деле выбывающую деталь необходимо включить во внереализационный доход, не смотря на то что в перечне доходов, приведенном в статье 250 НК РФ, она не указана. Освободившуюся комплектующую можно повторно использовать или продать. А также имейте в виду, что перечень внереализационных доходов открыт, поэтому сослаться на отсутствие в нем необходимой информации не получится.

Приходовать вышедшую по причине замены деталь следует по рыночной цене (п. 5 ст. 274 НК РФ), для этого необходимо воспользоваться услугами оценщика, за что, конечно, вы отдадите некую сумму, или же организация может сама рассчитать примерную величину, используя, например, объявления о продаже деталей б/у.

ПЕРВИЧКА ПО ОС

Очень часто бухгалтера сталкиваются с проблемой правильного заполнения документов по учету основных средств. Помощником в этом может стать письмо Федеральной службы государственной статистики от 31.03.2005 г. № 01-02-09/205. В первую очередь его оценят автовладельцы -- как фирмы, так и предприниматели.

ПОКУПАЕМ АВТО

Составить и зарегистрировать в ГИБДД акт о приеме-передаче основного средства по форме № ОС-1 или группы основных средств № ОС-1б должна организация, которая приобрела автомобиль. Но так как даты покупки и регистрации автомобиля отличаются, возникает вопрос: в какой момент покупка должна быть оформлена актом? В вышеупомянутом письме служба статистики отметила, что сведения о дате постановки автомобиля на учет в ГИБДД в акт приема-передачи не вносят. И в рекомендациях по заполнению формы № ОС-1 указано, что оформлять объекты, не требующие монтажа, нужно в момент их приобретения (постановление Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7), а автомобиль как раз относится к такому имуществу.

А вот для постановки транспорта на учет в Госавтоинспекции предусмотрены другие сроки. Собственник должен зарегистрировать автомобиль либо в течение пяти суток после его приобретения, таможенного оформления, снятия с учета, либо в течение срока действия регистрационного знака \"Транзит\" (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938). Да и ПБУ 6/01 \"Учет основных средств\" не запрещает относить автомобили к активам фирмы до момента их регистрации. В методических рекомендациях к Положению указано, что машины и оборудование, не требующие монтажа, принимают в бухучете на основании утвержденного руководителем акта приема- передачи (п. 39 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Получается, что в форме ОС-1 или ОС-1б вполне может стоять более ранняя дата, чем регистрация в ГИБДД.

ПРОДАВЕЦ ПОДПИСЫВАЕТ

Правильно оформленный первичный документ позволит покупателю на его основании включить приобретенные объекты в состав ОС. А для поставщика это подтверждение выбытия актива. Акт должен быть утвержден руководителями обеих сторон сделки. Но не во всех случаях. Здесь служба статистики отметила: если купленное основное средство у поставщика учитывалось на счете 41 \"Товары\", то подписывать акт ему не нужно. В этом случае данный документ заполняет только покупатель. При этом реквизиты продавца, то есть левый блок с грифом \"Утверждаю\" (в том числе \"Подпись руководителя\", \"М.П.\" и \"Дата\"), остаются пустыми. ПБОЮЛ

Плательщик НДФЛ, т.е. предприниматель, вправе применить профессиональный вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов согласно п. 1 ст. 221 НК РФ. Если в своей деятельности он использует автомобиль, то можно уменьшить доход на суммы амортизации и затрат, связанных с его содержанием и эксплуатацией. Поэтому необходимо подтвердить, что машину коммерсант использует именно для предпринимательской деятельности.

Автомобиль, используемый в работе, условно относится к основным средствам (п. 24 Порядка учета доходов, расходов и хозяйственных операций для предпринимателей, утвержденного совместным Приказом Минфина России № 86н и МНС России № БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 г.). При оформлении каких-либо операций предприниматель должен применять унифицированные первичные документы (п. 9 Порядка). А значит, автомобиль нужно оформить документами по учету ОС, утвержденными Федеральной службой статистики. Но для предпринимателей таких форм нет. Однако есть ссылка в пункте 27 Порядка, в которой Минфин и ФНС рекомендуют применять \"первичку\", разработанную для организаций. Формы по учету ОС для них утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Также предпринимателю необходимо заполнять путевые листы и вести журнал их регистрации (приказ Минтранса России от 30 июня 2000 г. № 68). Нередко фирмы оформляют путевой лист, например, на неделю или месяц, но это неправильно (письмо Федеральной службы статистики от 3 февраля 2005 г. № ИУ-09- 22/ 257). Ведь путевой лист действителен только один день или смену. Только в случае командировки, когда водитель выполняет задание дольше одних суток (смены), этот документ можно выдать и на более длительный срок.

Стоимость бензина -- это затраты на содержание служебного транспорта. И именно на основании путевых листов списывают такие расходы. При отсутствии документа инспекторы могут признать расходы неподтвержденными.

СПИСАНИЕ АВТО

Для оформления списания автомобиля, пришедшего в негодность, служба статистики разработала специальный документ -- акт о списании по форме № ОС-4а. Оформить акт о списании транспортного средства по форме № ОС-4а можно и до момента снятия последнего с регистрации в Госавтоинспекции. При этом в поле \"Дата снятия с учета в ГИБДД (ГАИ)\" следует поставить прочерк.

Конкретный срок для снятия транспорта с учета в Госавтоинспекции в случае его утилизации не установлен. Предварительно провести эту процедуру владельцы должны лишь перед заключением договоров, которые предполагают переход права собственности, например купли-продажи, мены. Но, как подчеркивают разработчики, Указания по заполнению формы № ОС-4а предусматривают, что в бухгалтерию вместе с актом передают документ, подтверждающий снятие с учета. В то же время списывать автомобиль без этого документа ПБУ 6/01 не запрещает. Дата выбытия основного средства в бухучете совпадает с моментом, когда оно перестает использоваться в производстве продукции и уже не способно приносить фирме экономические выгоды (п. 76 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Очевидно, что с учетом автомобиля в ГИБДД эти моменты никак не связаны.

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ. Использованные источники: \"Двойная Запись\", \"Практическая бухгалтерия\"


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные