Сегодня: 09.08.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 09 августа 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


РАЗГРУЗИМ СУДЫ И ЗАГРУЗИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ?

Налоговики смогут взыскивать мелкие штрафы самостоятельно

В скором времени налоговики смогут взыскивать мелкие штрафы за налоговые нарушения без санкции суда. Правда, штрафы не должны превышать 5 тысяч рублей с индивидуальных предпринимателей и 50 тысяч рублей -- с организаций. Такую процедуру предусматривает новый Закон "О мерах по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", который на днях внесла в Государственную Думу администрация президента. Эксперты отмечают, что новые правила разгрузят арбитражные суды. Но при этом решение о виновности налогоплательщика будет принимать налоговая служба, а не суд.

Налоговики давно вынашивают идею взыскивать с компаний и индивидуальных предпринимателей штрафы во внесудебном порядке. Сегодня ФНС имеет право взыскать в бесспорном порядке только неуплаченные налоги и накопившиеся за время неуплаты пени. Но штрафы за налоговые нарушения взыскивает суд. Такой практикой недовольны и судьи. Арбитражные суды завалены тысячами налоговых исков, сроки рассмотрения дел затягиваются. По данным экс-главы Высшего Арбитражного Суда, советника президента Вениамина Яковлева, из примерно 1 миллиона дел, которые рассматривают за год арбитражные суды, 68% составляют административные споры, и их число растет. Увеличивается и число мелких налоговых исков, когда суммы штрафов минимальны. В 2003 году их было всего около 110 тысяч. Но в 2004 году эта цифра выросла почти до 400 тысяч.

Помнится еще в конце 1996 года Конституционный суд признал бесспорное взыскание штрафов за налоговые нарушения неконституционным. Глава ВАС Антон Иванов решил действовать более тонко. Он предложил установить лимит на сумму штрафов, которые должны взыскиваться через суды: для ПБЮЛ -- 50 МРОТ, для юридических лиц -- 1000 МРОТ, полагая, очевидно, что потеря таких сумм не является критичной для правонарушителей. "Так мы сможем существенно разгрузить арбитражные суды", -- утверждает Иванов.

Отныне налоговики смогут взыскать штраф в "досудебном порядке", если его сумма по одному налогу не превысит 5 тысяч рублей для ПБЮЛ и 50 тысяч рублей -- для компаний. Такие же полномочия будут даны территориальным органам Пенсионного фонда, если они обнаружат задолженность компаний по страховым взносам в Пенсионный фонд.

Разработчик уверен, что многим предпринимателям будет проще заплатить штраф, чем оплачивать дорогих адвокатов. Такую схему, мол, уже оценили за рубежом: в Германии до судебного разбирательства доходит только 5% налоговых споров, а во Франции -- вовсе 1%.

Есть опасность, что налоговики перестанут быть одной из сторон в судебном споре и получат право принимать решения о виновности налогоплательщиков самостоятельно, поставит последних в менее выгодное положение.

Эксперты указывают, что если предприниматели будут не согласны с наложенным штрафом, им придется обращаться в суд, а это дополнительные расходы на юристов. К тому же, судьи считают, что тот, кто подает жалобу, тот и должен доказывать свою правоту".

Очень часто иски бывают просто копеечными, и стороны в суд не являются, поэтому судебные издержки превышают изъятые деньги. Думается, что такой законопроект поможет судьям, но не усложнит ли он жизнь малых предприятий? Что думают об этом иркутские налоговики и бизнесмены, а также, какое на этот счет складывает мнение наших бухгалтеров?

Своим мнением делится главный бухгалтер ООО "Деловая Сеть Иркутск" Рагина Ольга Николаевна: "Мне кажется, что этот закон призван облегчить жизнь судей и налоговых органов, а для простого налогоплательщика это станет очередной проблемой. Но с другой стороны, налоговики действительно выставляют суммы буквально копеечные, и вся машина начинает вертеться, отнимая массу времени и у налоговиков, и у судей, и у предпринимателей. И самое интересное, ничего не докажешь или просто побегаешь и, в конечно счете, плюнешь на все. У меня был случай: выставили штраф на 100 руб., мы заплатили, но налоговики неправильно оформили, подали в суд. Я бегала, доказывала, что мы все уже заплатили, они вроде согласились отозвать исковое заявление, но в результате суд принял решение, приехал домой судебный пристав и снял уже 300 руб., с учетом издержек. Мы опять долго искали справедливости, а потом плюнули на все. Может, принятие этого закона разгрузит их, и они будут заниматься действительно делами, а не мышиной возней, хотя для предприятий это обернется еще большим бесправием, просто будут снимать деньги с расчетного счета, а бегать и доказывать для многих окажется себе дороже".

Другой главный бухгалтер иркутской компании, занимающейся розничной торговлей электроинструментами Евгения К. уверена: "что налоговые службы нашего региона в первую очередь воспримут этот законопроект как повод к активной деятельности против бизнеса. Тем, кому приходится часто общаться с инспекторами, имеется в виду бухгалтерские службы предприятий, знакомо их "самоуправство". Нынешние налоговики готовы начислить пени или штрафы за любое, по их мнению, неправильное совершение той или иной операции, причем нередко их начисления оспаривается успешно в суде положительно для оштрафованного. И, скорее всего, в данном случае удар на себя примут малые предприятия, которые зарегистрированы сейчас как акционерные общества, ведь для них сумма 50 000 руб. может оказаться значительной".

На самом деле есть резон прислушаться к мнению, что незаконный характер действия наших налоговиков должен пресекать суд, и крупным компаниям эту проблему решить намного легче, чем мелким предпринимателям, так как первые имеют в штате собственные компетентные в данных вопросах юридические службы, доказывающие обычно правоту компании в суде.

Не стоит также забывать о количестве проигранных налоговыми органами дел, связанных с взысканием штрафных санкций. Так, по информации ВАС РФ об итогах работы арбитражных судов, еще в 2003 году государство выиграло 70% дел о взыскании в бюджет обязательных платежей и санкций. Тогда как число дел о признании недействительными ненормативных актов налогового органа увеличивается с каждым годом, и компании одерживают победу в 74% случаев при подаче заявлений о признании решений налоговых органов недействительными. Поэтому получается, что организации оказываются правы в большем количестве случаев.

"На фоне обширной неопределенности требований налогового законодательства данный законопроект приведет к усугублению существующих проблем в сфере налогообложения", -- в итоге заключает Евгения К.

Также один из иркутских предпринимателей Николай В. считает: "бизнесмены готовы обсуждать возможность внесудебного взыскания обязательных платежей и санкций уполномоченными органами, но для этого должны быть созданы условия закрепления четкой и достаточно жесткой процедуры этого механизма. Поэтому нужно в первую очередь повысить юридическую ответственность за неправомерные действия чиновников".

Какова же в данном случае позиция государства? Как следует из пояснительной записки законопроекта, целью его является законодательное закрепление возможности самостоятельного осуществления органами исполнительной власти своих властных и контрольно-надзорных функций, без обращения в суд, когда фактически нет спора о праве. И придание решению органа исполнительной власти характера исполнительного документа согласуется, по мнению разработчиков, с конституционным принципом разделения властей.

Доказывать факт правонарушения и выносить решение о привлечении к ответственности исполнять его в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" налоговый орган будет самостоятельно, рассматривая при этом все доводы налогоплательщика.

Николай В. отмечает: "Этот законопроект изначально предполагает, что с момента вынесения налоговым органом соответствующего решения не в пользу налогоплательщика, последний считается недобросовестным. Тем самым с чиновника снимаются обязанность доказывать вину в судебном порядке. А как же тогда действует принцип презумпции невиновности? Получается, что он автоматически исключается, и я считаю, это не совсем справедливо по отношению к нам!"

"Законодатели из года в год все же стараются упростить процедуру отношений между бизнесом и государством" -- уверена бухгалтер одной из перспективных фирм в нашем регионе, Анна Л. "Хотя мнения о принятии нововведений в процедуру урегулирования споров в досудебном порядке на самом деле разделились, но думается, что такая практика будет полезна в борьбе за добросовестность нынешнего бизнесмена. Ведь бывают случаи, когда фирмы просто не перечисляют платежи, ожидая, пока инспекторы сами подадут в суд", -- объясняет она. Получается, что у добросовестной компании проблем возникнуть не должно.

Тем не менее большинство специалистов возмущено инициативой законодателей, ожидая в законопроекте при детальном изучении обнаружить снова немало "белых пятен". Поэтому бухгалтер Анна Л. уточняет, "что в сегодняшних условиях искажения требований Налогового кодекса к компаниям утверждать такой противоречивый законопроект, по меньшей мере, преждевременно".

Цитируя выступление Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Иванова на Пленарном заседании Совета судей РФ от 26.04.2005 г., хотелось бы уточнить мнение государственных деятелей: "То, что сейчас происходит в арбитражных судах по вопросам административной юстиции, нельзя иначе назвать как абсурдом, потому что подавляющее большинство дел крайне незначительны по суммам, а расходы государства на ведение этих дел, не считая расходов сторон, превышают взыскиваемые штрафы многократно. Во всяком случае, по подавляющему большинству дел. Мне кажется это неразумным расходованием бюджетных средств, когда для взыскания 100-рублевого штрафа в судебном порядке расходуется от 4 до 5 тысяч рублей российских налогоплательщиков. Несомненно, требуется совершенствование процедур досудебного урегулирования административных споров".

К сожалению, хотелось бы отметить тот факт, что качество наших законов не улучшается. Толкование того или иного закона почти всегда вызывает большие сложности, создавая очередную тему для бесконечных дискуссий. Все же не гаснет в наших сердцах мечта о формировании единой практики применения существующих законов, устранения разночтений. Будем верить в то, что предлагаемый законопроект не нарушит существующий в настоящее время баланс между интересами государства, граждан и юридических лиц в области налоговых правоотношений и не ухудшит тем самым положение налогоплательщиков.

Анастасия ГРУЗНЫХ


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные