Сегодня: 08.08.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 08 августа 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


БУХГАЛТЕРЫ-МАТЕРИАЛИСТЫ

Как избежать некоторых трудностей учета ТМЦ

Не секрет, что учет поступления и расходов материалов, товаров и иного имущества является одним из важнейших условий успешной работы предприятия. И своевременное осуществление расчетов с поставщиками, систематический контроль за выявлением излишних и неиспользуемых товаров или материалов, корректное документирование по движению материальных ценностей - все это отражается на процессе производства и реализации получении дохода.

ТРУДНОСТЬ № 1 ИЛИ БЕСПЛАТНЫЙ СЫР В ВИДЕ МАТЕРИАЛОВ

Правильный учет, конечно же, осуществляет ни кто иной, как бухгалтер предприятия. То, что материалы, товары или другие ценности могут поступать на фирму самыми разнообразными путями и то, что в большинстве случаев руководство при их закупке обычно стремится сэкономить, известно всем. Но тот факт, что эта экономия может вылиться для счетовода в нешуточную головную боль, вряд ли понятна для простого обывателя. Почему? Да потому, что перед бухгалтером как всегда встает проблема - как учесть ту или иную операцию, производимую фирмой. И если для большинства таковых прописаны нормы, то приобретение имущества на безвозмездной основе может поставить в тупик, так как пробелы в законодательстве по этому поводу все еще остались.

Итак, что делать в таких ситуациях? Будь то выявление излишков при инвентаризации или разбор основного средства и принятие к учету материалов, оставшихся после демонтажа. А может учредитель решает бесплатно отдать вам какое-либо имущество? Здесь стоит сразу отметить, что законодательство предписывает определенные ограничения на передачу каких-либо подарков организациям. Гражданским кодексом оговаривается стоимость имущества, передаваемого по договору дарения, согласно ст. 572 ГК РФ она не должна превышать 500 рублей (пяти минимальных зарплат - ст. 575 ГК РФ). Также существует акт пожертвования, как вид безвозмездной передачи, но и тут ставятся некоторые ограничения - ведь его можно осуществлять в пользу определенного круга организаций, таких как школы, больницы, научные учреждения и т.д. (ст. 582 ГК РФ).

КОГДА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОТДЫХАЕТ

Тем не менее, предприятиям разрешено согласно п. 8, 13, 20 ст. 250 Налогового кодекса принимать на учет безвозмездно полученное имущество в качестве внереализационного дохода. При этом учет подарков идет по рыночным ценам. Но о том, как же учитывать излишки, выявленные в ходе инвентаризации, не упоминается. А вот что касается демонтажа основного средства, п. 9 ПБУ 5/01 и п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности предписывает такие материалы учитывать также по рыночной цене, но именно на момент покупки разобранного основного средства.

Так называемые пробелы или какие-либо неясности в требованиях Налогового кодекса есть, и они зарождают в бухгалтерских умах веские сомнения. Если одни указания позволяют учитывать тем или иных способом безвозмездное имущество, то другие категорично отказывают вообще принимать к учету таковое. Так, например, п. 1 ст. 252 НК РФ требует от нас документального подтверждения произведенных расходов, а письмо МНС от 29.04.2004 № 02-5-10/33 вообще запрещает уменьшать налогооблагаемую прибыль на стоимость "бесплатного" имущества.

ВЫХОД ЕСТЬ ВСЕГДА

На выручку как всегда может прийти фиктивный документ, лучше, если это будет счет-фактура, оплачивать которую вы не собираетесь. Этот документ позволит вам определить стоимость приобретенного материала при списании его в расход. Такая схема применима для фирм, ведущих учет методом начисления, ведь в этом случае в налоговом учете вы можете списать эти расходы в том отчетном периоде, к которому они относятся независимо от оплаты (п. 1 ст. 272 НК). А кредиторскую задолженность вы вправе списать согласно п. 18 ст. 250 НК по истечении трех лет, увеличив затем на нее налог на прибыль.

Риск существует всегда, например, при проверке фирмы, когда контролеры могут счесть материалы безвозмездно полученными. Но он настолько мал, что вы можете спокойно забыть о нем.

ТРУДНОСТЬ № 2 ИЛИ ЗАБРАКУЕМ И ВЕРНЕМ

На практике предприятиям нередко приходится сталкиваться с возвратом товаров от покупателей, а также самим возвращать товары поставщику. Это связано со случаями нарушения требований к его качеству, когда покупатель вправе отказаться от исполнения договора поставки и возвратить товар. Согласно ст. 450 ГК РФ, в случае получения некачественного товара, договор купли-продажи считается расторгнутым.

НЕКАЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАР

Итак, в случае, когда возникла необходимость вернуть бракованные материальные ценности, вам в первую очередь необходимо заручится соответствующими законодательными указаниями и правильно оформить такую передачу. Для этого покупатель при согласии с его претензиями передает поставщику товар по накладной по форме ТОРГ-12, внося путем сторнирования ранее учтенных операций исправления в бухгалтерский учет. А налоговый учет возврата некачественного товара будет зависеть от того, в каком периоде он осуществлялся.

Вычеты обычно производятся в том случае, когда НДС по ранее отгруженным, но впоследствии возвращенным товарам был уплачен поставщиком в бюджет. После возврата бракованного товара покупателем продавцу задолженность последнего перед бюджетом уменьшается на сумму НДС в части возращенного товара.

ВОЗВРАЩАЕМ ПОВРЕЖДЕННЫЙ ТОВАР

Если качество товара нарушено покупателем, то это должно рассматриваться как факт "обратной реализации"  от покупателя на условиях, определенных договором, т.е. как продажу, например, по пониженной цене (цене возможного использования) или на других условиях.

В этом случае для вычета НДС должны быть соблюдены все условия, необходимые для его получения (ст. 169, 171, 172 НК РФ). Цель покупки товаров - для осуществления налогооблагаемых операций или для перепродажи. По данному товару должен быть получен счет-фактура от покупателя, товар должен быть оприходован и оплачен опять бывшим продавцом. Поврежденный покупателем товар подлежит уничтожению, т.е. основной критерий для получения вычета не соблюдается. По этой причине даже наличие счета-фактуры не будет являться основанием для получения вычета. Таким образом, в этом случае получение вычета по НДС неправомерно. В налоговом учете при поступлении такого товара никаких доходов и расходов не возникает, и ранее отраженные доходы и расходы также не корректируются.

СПИСЫВАЕМ УНИЧТОЖЕННЫЙ ТОВАР

Потери товаров в пределах норм естественной убыли относятся на издержки обращения, сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

НК РФ относит к материальным расходам для целей налогообложения прибыли потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли (п.п. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). Эти нормы должны быть утверждены в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Недостачи сверх норм естественной убыли, если виновные лица не установлены, включают в состав внереализационных расходов (п.п. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ). Для их признания необходимо документальное подтверждение уполномоченным органом государственной власти факта отсутствия виновных лиц. Во всех остальных случаях расходы в виде стоимости уничтоженных товаров не будут признаны для целей уменьшения налоговой базы по прибыли.

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ

27.07.05


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные