Сегодня: 07.08.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 07 августа 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И "МЕЛОЧНЫЙ" УЧЕТ

Ликвидируем ОС

На сегодняшний день существует достаточно актуальная проблема включения в расходы стоимости списания непригодного основного средства, к примеру, лом или запчасти, которые можно еще использовать. Хотя со следующего года этот вопрос должен быть решен благодаря последним поправкам, внесенным в главу 25 НК РФ. Недоамортизированную стоимость имущества в бухгалтерском и налоговом учете можно отнести на расходы. В бухучете ее включают в состав операционных расходов (п. 31 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"). При расчете налога на прибыль недоначисленную амортизацию списывают как внереализационные расходы (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Это делается одновременно. Но тут опять же возникает проблема, ведь помимо расходов любая ликвидация имущества приносит фирме доход. В бухучете тот же лом или запчасти нужно оприходовать на отдельных субсчетах к счету 10 "Материалы" по текущей рыночной цене. И для определения цены, не прибегая к услугам оценщика, лучше воспользоваться прайс-листом любой из фирм, торгующей подобными материалами -- это станет документальным подтверждением того, что выбранная вами цена действительно является рыночной.

Информацию обо всех материалах, оставшихся от списания основного средства, указывают в разделе 3 формы ОС-4 и в разделе 4 формы ОС-4а. Их стоимость в бухучете включают в состав операционных доходов (п. 31 ПБУ 6/01), в налоговом учете -- в состав внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ).

ПОПРОБУЙ НЕ ОПРИХОДУЙ!

Вы можете спросить, чем же грозит фирме неоприходование запчастей? На самом деле ответ на этот вопрос не прост. Для начала знайте, что некоторые основные средства содержат драгметаллы, а за несоблюдение правил их учета и хранения фирма может поплатиться штрафом. Что еще? Невключение стоимости запчастей в состав доходов контролеры могут расценить как занижение базы по налогу на прибыль. И это опять же грозит штрафом за неполную уплату налога (ст. 122 НК РФ). И, наконец, если вдруг появятся желающие приобрести у фирмы такие материалы, их придется приходовать как излишки, обнаруженные в результате инвентаризации. В этом случае при расчете налога на прибыль выручку от их реализации нельзя будет уменьшить на стоимость, по которой они были оприходованы. Т.о., оприходовать нужно не только работающие запчасти, но и лом, ветошь и т. д. Лом и прочие ненужные остатки лучше передать на переработку специализированным предприятиям или продать. Запчасти также можно реализовать или использовать для ремонта других основных средств.

ЗДЕСЬ ЗАМЕШАН НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Счет 91 "Прочие доходы и расходы" используется для отражения выручки от продажи материалов или лома, которую затем при расчете налога на прибыль включают в состав внереализационных доходов. На самом деле, доход от продажи можно уменьшить на стоимость запчастей, которую фирма включила во внереализационные доходы, когда приходовала эти запчасти. Это имущество нельзя считать безвозмездно полученным, т.к. при покупке основного средства фирма заплатила за него определенную сумму. Но налоговики могут с этим не согласится согл. письму МНС России от 29.04.04 № 02-5-10/33. А вам свою правоту придется отстаивать в суде.

Своеобразные остатки от основного средства, используемые в дальнейшем, списывают в бухучете на операционные, а налоговом учете -- на внереализационные расходы. С 1 января 2006 года в расходах "ликвидаторам" можно будет учесть сумму налога на прибыль с дохода в виде стоимости материалов, полученных от разборки ликвидируемых основных средств (Федеральный закон от 06.06.05 № 58-ФЗ внес в пункт 2 статьи 254 НК РФ), но при условии: такие материалы будут впоследствии использованы в производстве и учесть их надо в составе материальных расходов.

УЧЕТ "МЕЛОЧЕВКИ"

Канцтовары в виде жестких папок, лотков, а также факсов, телефонных аппаратов, калькуляторов, мебельных принадлежностей, корзин для мусора и других подобных "мелочей" со сроком службы меньше года в бухучете необходимо учитывать как основные средства. Но на практике это представляется достаточно трудоемко -- держать на 01 счету и оформлять всю эту бесконечную первичку. Многие учитывают такую "мелочь" как материалы. Т.е. поставили на счет 10, затем списали на счета затрат и забыли. И никаких актов приема-передачи, определения срока полезного использования, ведения инвентарных карточек до выбытия имущества и составляемых при этом актов его списания, оправдыватся в этом случае ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" и в Положении по ведению бухучета (Приказ Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н) в виде требования рациональности учета. А действительно, какая может быть рациональность, если затраты на учет "мелочевки" несоразмерны с пользой от него?

СТРАДАЮТ, КАК ВСЕГДА, НАЛОГИ

Что касается налогов, в данном случае фирма может пострадать. Ведь в пункте 1 статьи 172 Налогового кодекса сказано, что заплаченный в цене приобретенных основных средств НДС можно поставить к вычету после принятия их на учет. Из этого налоговики делают вывод, что вычет НДС возможен только в момент постановки имущества на счет 01 (письмо МНС от 28 июля 2004 г. № 03-1-08/1876/14). Но, помните, что даже если основные средства в фирме учитывают как материалы, они основными средствами быть не перестают. Именно поэтому инспектор снимет вычет НДС по всем малоценным ОС, которые на счет 01 в вашем учете не попали. И это еще не всё! Согласно НК РФ (п. 20 ст. 250) стоимость излишков, выявленных при инвентаризации, должна включаться в налоговом учете во внереализационные доходы. Проверяющие на стоимость всего обнаруженного имущества, являющегося основными средствами, но не числящегося в качестве таковых на счете 01, могут начислить фирме налог. Ведь ставя ОС на счет 01, вы заводите на каждый объект инвентарную карточку и присваиваете ему номер. Материалы же несколько безлики, и доказать, что в оформляющих их поступление и движение первичных документах речь идет именно вот об этом конкретном имуществе -- достаточно сложно, ведь марка может быть одна, а на самом деле это другое имущество -- это касается в частности, телефонов, мониторов и т.д.

МИНФИН СОВЕТУЕТ

Через несколько месяцев после того, как в пункте 18 ПБУ 6/01 появилось разрешение сразу списывать стоимость малоценных основных средств на затраты, в Минфине растолковали, как, по их мнению, это нужно делать. В письме от 18.10.2002 г. № 16-00-14/ 403 чиновники предложили отражать эту операцию по дебету счетов затрат и кредиту счета 01. Т.е. полностью списывать ОС с баланса. В случае, если инспекторы проведут инвентаризацию, счесть малоценку излишками они в этом случае уже не смогут. Хоть имущество и списано со счета 01, но заведенные при постановке на этот счет инвентарные карточки в фирме, должны были остаться (первичку подп. 8 п. 1 ст. 23 НК обязывает хранить четыре года).

То, что имущество у фирмы есть, а на балансе его нет, довольно безболезненно до тех пор, пока с этим имуществом ничего не происходит. Проблемы возникают сразу, когда в судьбе имущества наступают перемены. Бухгалтер, сталкиваясь, например, с такой ситуацией, когда фирма продает, ремонтирует, модернизирует, сдает в аренду или даже вносит в уставный капитал имущество, которого у нее на балансе нет, оказывается в тупике.

ТРУДОЕМКО, НО ПРАВИЛЬНО

Есть резон списывать со счета 01 в расходы не имущество, а его стоимость. Сам же объект по нулевой стоимости держать на счете основных средств до выбытия. Ведь на самом деле правильнее все же списывать стоимость "малоценки" на расходы через счет 02 "Амортизация основных средств". Хоть этот способ налоговыми неприятностями и не грозит, он возвращает бухгалтера к полноценном учету "мелочевки" на счете 01 в качестве ОС с оформлением всей этой бесконечной "первички".

Сводим налоговые риски к минимуму, не делая при этом бессмысленной работы

Выделяйте из всей малоценки ту, которую можно совершенно безболезненно не ставить на 01-й счет, а списывать через 10-й. Ведь очевидно, что инспекторы, даже если захотят провести инвентаризацию, вряд ли станут пересчитывать какие-либо канцтовары, тем более выяснять, какой у них срок полезного использования и превышает ли он год. Такое имущество не потребует ремонта и уж тем более модернизации. Разумеется, и продавать его никто не станет.

А вот на имущество вроде принтеров, факсов или т.п. проверяющие могут обратить внимание. Поэтому ставьте его на счет 01 и держите там до выбытия. Без закрепления такого деления "малоценки" в учетной политике вполне можно обойтись, ведь в случае с мелким имуществом нарушение правил бухучета налоговики скорее всего обойдут стороной. Так что лучшим советом будет найти золотую середину между правильностью и удобством учета.

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ. Использованы материалы изданий: "Учет. Налоги. Право", "Расчет".

17.08.05


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные