Сегодня: 24.09.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 24 сентября 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

ДОРОЖЕ ДЕНЕГ


БАЙКАЛ -- НАДЕЖДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

А не Ковыкта и Сухой Лог

"Если где-то и делать рекреационную зону, то, в первую очередь, на Байкале. Поэтому, если будет принят закон и будет инициатива областной администрации, как Бурятии, так и Иркутской области, мы, безусловно, будем это поддерживать". Так сказал министр экономического развития и торговли Герман Греф во время своего визита в Приангарье.

МОСТ! МОСТ! МОСТ!

Главы министерства экономического развития и торговли в Иркутске ждали. Ради его приезда даже 12-ю сессию областного парламента, где обсуждалось вето губернатора на Закон "О межбюджетных трансфертах", назначение первого заместителя главы региона и другие важные вопросы -- перенесли с 21 на 22 сентября. Субординацию нужно соблюдать. "Губернатор Александр Тишанин должен весь день быть с Грефом", -- решили в обладминистрации.

Герман Греф совершал поездку по регионам Сибири и Дальнего Востока. Цель министерского вояжа -- знакомство с ситуацией в территориях и с перспективными инвестиционными проектами, которые могут претендовать на поддержку федерации.

Вечером 20 сентября самолет с Германом Оскаровичем приземлился в иркутском аэропорту на три с половиной часа позже запланированного времени. Этим же вечером глава МЭРТ встретился с губернатором Тишаниным. Первый вопрос, который задал глава региона чиновнику из Москвы -- строительство моста через Ангару. Для Грефа, по его же признанию, стало неожиданностью то, что федерация в течение нескольких лет не исполняет свои обязательства по строительству.

К теме моста глава региона вернулся и на следующий день -- на совещании в администрации Иркутской области, в котором приняли участие руководители департаментов и комитетов областной администрации, а также представители крупных компаний. После доклада Александра Тишанина об основных инвестиционных проектах региона Герман Оскарович сообщил, что из федерального бюджета в 2006 году будет выделено 600 млн. рублей на завершение строительства мостового перехода через Ангару в том случае, если Министерство экономического развития и торговли РФ получит подтверждение целесообразности такого вложения. Хотя первоначально предполагалось выделить на эти цели около 300 млн. рублей в год.

На итоговой пресс-конференции по итогам визита Грефа в Иркутск было сообщено, что строительство мостового перехода через Ангару в Иркутске будет финансироваться в соответствии с федеральной программой: 50% необходимых средств из федерального бюджета, 50% -- из бюджета Иркутской области. Само строительство будет разбито на два пусковых комплекса. Первый будет введен в эксплуатацию в 2007 году, второй -- в 2008 году.

Строительство мостового перехода близится к завершению, но еще предстоит решать вопросы с прилегающей территорией: организацию подъездных путей, расселение жителей из близлежащих домов и другое. Так что удовольствие проехать по новому мосту "светит" иркутянам только в 2008 году.

ТУРИСТОВ-ТО МАЛОВАТО!

Глава МЭРТ прокомментировал и ситуацию в туристической отрасли Иркутской области. Он назвал "мизерным" существующий поток туристов Приангарья, превышающий 300 тыс. человек в год. Кроме того, Герман Оскарович считает, что существующих в регионе средств размещения (10 тыс. круглогодичных мест, 2 тыс. -- гостиничных, в том числе -- 1 000 мест классом выше "трех звезд" в Иркутске) недостаточно.

Однако он пообещал, что поддержит инициативу администрации Иркутской области и Республики Бурятия о создании в Приангарье особой экономической зоны -- туристско- рекреационной, если такая инициатива будет.

Презентация программы туристско-рекреационной зоны на Байкале прошла прямо среди озера, на теплоходе. Документ представляла заместитель главы администрации региона Лариса Забродская. Иркутская область и Республика Бурятия будут разрабатывать этот проект совместно при активной поддержке федерального центра. Каждый год количество туристов как иностранных, так и российских, на Байкале растет. С 2000 по 2004 год число посетивших озеро увеличилось в 5 раз -- с 50 тысяч человек до 250. Проект затронет не только Приангарье и Бурятию, но и Читинскую область, так как на ее территории находятся реки бассейна озера. А также Монголию, где можно посетить озеро Хубсугул. Для этого, настаивала Забродская, необходимо, чтобы правительство присвоило таможенному переходу Монды - Ханх статус международного. Это позволит, по мнению замглавы администрации, значительно увеличить поток туристов из-за границы. И заполучить те 150 тысяч человек, которые ежегодно посещают Монголию, не въезжая в Россию.

Площадь Байкальской природной территории составляет 386 тысяч квадратных километров. Экологические зоны Байкала включают в себя центральную -- само озеро и его побережье (границы участка Всемирного природного наследия, 500 метров от границы воды, его площадь 89 тыс. кв. км), буферную (территория республики Бурятия, где находятся реки байкальского бассейна), и атмосферного влияния (территория Иркутской области). Каждая зона подразделяется на подзоны, которые состоят из рекреационных территорий и рекреационных земельных участков.

Для управления особой экономической зоной должен быть создан специальный орган. Он будет осуществлять контроль за строительной и эксплуатационной деятельностью, за производством рекреационных продуктов.

Государство будет владеть в этой зоне инфраструктурой: транспортной (железно-дорожная, авто, водная, воздушная), инженерной (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, связь, теплоснабжение, канализация, санитарная очистка территории, санитарная очистка судов), и информационная. У рекреационного имущества (гостиницы, объекты общепита, средства транспорта, лечебно-оздоровительные объекты) будут частные владельцы. За деятельностью всей структуры будет следить наблюдательный совет особой экономической зоны.

Земельный фонд БПТ составляет 89 тыс. га, из них сельхозназначения -- 285 тыс. га (3,2%), земли поселений -- 6 тыс. га (0,05%), земли промышленности, энергетики, транспорта, связи -- 0,01 га, земли особо охраняемых территорий и объектов -- 1 849 тыс. га (20,8%), земли лесного фонда (леса первой группы) -- 3 458 тыс. га (38,85%), земли водного фонда -- 3 159 тыс. га (35,5%), земли запаса -- 143 тыс. га (1,6%).

При реализации этой программы власти ожидают, что социально- экономическое положение территорий, которые войдут в зону, значительно улучшиться. Так, по данным администрации, численность населения со 138,35 тыс. человек вырастет до 150 тысяч. Количество предприятий промышленности, транспорта, связи и ЖКХ должно вырасти со 102 до 115. Увеличится численность работающего населения, среднемесячная зарплата, объемы розничной торговли и всех прочих, сопутствующих хозяйств. Что касается доходов местных бюджетов, то они должны вырасти с 0,59 до 3 млрд. рублей, а дотации из вышестоящих бюджетов должны стать нулевыми, в то время как сейчас они составляют 1,22 млрд. рублей.

Рекреационные ресурсы зоны включают 2 тыс. км береговой линии Байкала, 16 рек, 7 озер, 26 минеральных источников, 3 458 тыс. га леса, 182 памятника природы и 94 памятника истории и культуры.

Рекреационная инфраструктура включает в себя железные дороги 413 км, автомобильные дороги 1 281 км (должны увеличится до 1 400 км), действующие аэропорты -- 1 (должно стать 4), вертолетные площадки -- 2 (станет 15), причалы -- 5 (станет 17). На территории планируется реализовать 22 инвестиционных проекта.

Рекреационное имущество, принадлежащее частному капиталу, включает в себя гостиницы, базы отдыха, турбазы, лагеря -- 376 с вместимостью 19,6 тыс. человек (увеличится до 700 с вместимость 500 тыс. чел.), санаторно-курортные организации -- 8 с вместимостью 1,2 тыс. чел. (вырастет до 15 с вместимостью 5 тыс. чел.), горнолыжные базы -- 3 с вместимостью 1 050 человек (увеличиться до 5 с вместимостью 5 тыс. чел.), а также музеи, круизные суда и так далее. Частные инвесторы смогут реализовать 34 проекта.

Некоторые виды деятельности в особой экономической зоне должны иметь налоговые и таможенные льготы. В их число предполагается внести организацию отдыха и развлечений, предоставление персональных услуг, деятельность гостиниц, турагентств, производство пищевых продуктов и напитков, сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство, издательская и полиграфическая деятельность, строительство и ремонт спортивных и туристических судов, удаление сточных вод и отходов.

Эффект, который власти прогнозируют от реализации этой программы, должен быть значительным. Увеличение туристов предполагается с 443 тыс. человек до 1,5 млн. (максимально Байкал без ущерба, по данным ученых сможет "вынести" посещение не более 2 млн. человек в год), годовой объем туристических и рекреационных услуг с 872 должен вырасти до 7,5 млрд. рублей. Количество турфирм -- с 210 до 500, численность занятых в туризме -- с 15 до 50 тыс. человек. Бизнес- проекты по созданию новых рекреационных продуктов в количественном исчислении должны вырасти с 20 до 90, по первоначальным затратам со 100 до 200 млн. руб., по годовому объему реализации с 50 до 100 млн. рублей.

Государство должно создать инфраструктуру: построить дороги, вертолетные площадки, причалы, реконструировать аэропорт и организовать метеослужбы. А частный капитал возьмет на себя сферу услуг -- гостиницы, базы, корабли. Объем госинвестиций должен составить 6,22 млрд. рублей. Из них 891 млн. руб. на авиационный транспорт, остальное на автотранспорт, на безопасность и санитарную очистку зоны. Частные вложения прогнозируются на уровне 21,63 млрд. рублей.

Кстати, по словам Ларисы Забродской, уже появился инвестор, готовый вложить 600 млн. долларов. Австрийская компания намерена построить на Байкале два горнолыжных курорта. В ноябре представители фирмы и администрация Иркутской области планируют подписать соответствующее соглашение. После презентации программы Герман Греф дал свои комментарии. Министр не видит необходимости в подключении к проекту Монголии, по крайней мере, пока. Поскольку главная задача -- привлечь туристов на Байкал, чтобы они находились там как можно дольше, тратя денег как можно больше. А если переход Монды - Ханх будет международным, то российские и, особенно, иностранные гости смогут перемещаться более интенсивно.

Но главное, сказал высокопоставленный чиновник, в программе нет бизнес-идеи, а есть только концепция. "Я не увидел, что нужно сделать мне и сколько денег надо, чтобы 1,5 миллиона туристов поехали на Байкал". Министр потребовал, чтобы администрация области разработала к программе конкретные предложения: какие дороги необходимо строить, что нужно для реконструкции аэропорта и есть ли уже потенциальные инвесторы. Кроме того, по мнению министра, объем государственных инвестиций 6,22 млрд. рублей, который запланировала администрация области с учетом предложений правительства Бурятии, недостаточный. "Денег нужно на порядок больше, -- подчеркнул Греф. Он отметил, что при подготовке программы администрацией Иркутской области сделано многое, но нужно дорабатывать его до бизнес-проекта и лучше просчитать объем необходимых средств. 6 млрд. рублей -- эта сумма, по мнению высокопоставленного чиновника, только на первый этап проекта.

По его словам, федерация возьмет на себя большую часть расходов, но и регионы тоже вложат свои средства. Герман Греф подчеркнул, что для реализации программы нужно, чтобы власти всех регионов Прибайкалья объединили свои усилия. Срочно подготовили детальные планы к этому документу (финансирование строительства объектов на каждый год), разработали технические задания, провели тендеры на выполнение работ, чтобы в 2007 году получить деньги из федеральной казны. Министр отметил, что основной туристический бизнес на Байкале все же будет в Бурятии, поскольку там хороший природный потенциал, а в Иркутской области -- инфраструктура. Греф пообещал, что в ближайшее время подпишет приказ по министерству об организации работ по подготовке бизнес-проектов по развитию туризма на Байкале. Такой же приказ, по его мнению, должен быть подписан и в Министерстве транспорта.

НАМ ЕЩЕ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ

На пресс-конференции Герман Греф заявил журналистам, что уровень государственного менеджмента в Иркутской области недостаточен. По его словам, самая важная задача региональных властей на ближайшее время -- эффективно выстроить взаимодействия с федеральными властями.

"Уровень финансирования инфраструктуры Иркутской области из федерального бюджета -- самый низкий из тех регионов, которые я посетил за последнюю неделю, -- заявил Греф. -- Есть регионы в два раза меньше Иркутска, но объемы финансирования у них значительно выше. Это можно трактовать как невнимательное отношение федерального центра, но я ее трактую так: недостаточная степень активности региональных властей".

Александр Тишанин признал, что критика "обоснована и правильна". "Предыдущая администрация, действительно, не лучшим образом выстраивала отношения с федеральными властями: некоторые программы не были востребованы и не осуществлялись, -- сказал Тишанин. -- Мы сделаем определенные выводы". Затем он пообещал продолжить обновление команды региональной администрации и принципиально менять подход в отношениях с федеральными властями.

После завершения совещания, которое длилось более двух часов, официальная делегация министра приступила к знакомству с объектами. Она была разделена на три группы, первая познакомилась с рекреационными ресурсами области, вторая -- с Ковыктинским месторождением, в том числе с "Саянскхимпластом", где будет организована площадка по переработке газа, третья группа осмотрела транспортные коммуникации региона. Затем Герману Грефу представили программу туристско-рекреационного развития Байкальской природной территории, презентуют ФГУП "Аэропорт "Иркутск".

Вита БЕЛОВА, Дарья ВОРОНЦОВА

29.09.05


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные