Сегодня: 26.04.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 26 апреля 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

ДОРОЖЕ ДЕНЕГ


ВОДНЫЙ МАРШРУТ НА АВТОМОБИЛЯХ (продолжение)

Путешествие "Байкальских амазонок" по Монголии и Горному Алтаю

Елена ВЕСЕЛКОВА, специально для ИТГ

ЧУЙСКИЙ ТРАКТ

-- Мне неинтресно ехать с вами дальше, -- сказал на границе между Монголией и Алтаем наш спутник обозреватель "Российской газеты" Олег Нехаев. -- Все самое красивое и самое интересное осталось в Монголии.

Он готов был взять свои слова обратно уже через несколько часов. Дорога -- древний Чуйский тракт -- пролегала между горными хребтами. Рядом -- река Чуя, которая примерно в середине пути сливается с Катунью. Отвесные скалы и обрывы. За каждым новым поворотом -- неожиданный и захватывающий дух пейзаж. Серпантины и перевалы. При этом, заметьте -- прекрасный ровный асфальт. Дорога опасна -- куда сложнее и протяженнее нашего култукского тракта. Но качество трассы так хорошо, что передвижение по ней превращается в сплошное удовольствие.

У нас, как всегда, не было времени налюбоваться всей этой красотой. Нужно было торопиться на турбазу "Манжерок" -- 500 км от границы. Там нас ждали президент клуба Светлана Будашкаева и наша подруга из Новосибирска Зайнап Тархова. На поздний вечер были заказаны ужин и баня. Мы торопились еще и потому, что наши собственные палатки и спальники оставались мокрыми с последней ночевки. Хотелось вымыться, согреться в бане и уснуть в тепле.

По пути, мы знали, нас ждут два серьезных перевала. Мы добрались до них уже в темноте. Первый -- Чикетаман -- показался достаточно крутым -- не таким, конечно, как монгольские, но тоже ничего перевальчик... Второй -- Семинский -- самый опасный алтайский перевал. Он не так крут, как ...., но, очевидно выше него. К этому времени у меня заработал мобильник: Светлана с Зайнап время от времени звонили мне, чтобы выяснить, как далеко мы находимся. Один из таких звонков раздался в 23.50. Я сообщила, что сию минуту мы поднимаемся на Семинский перевал. Наша машина шла первой. На вершине мы дождались остальных, несколько минут передохнули и дружно пошли на спуск. В это время телефон зазвонил снова: взволнованная Будашкаева спрашивала о том, где мы находимся, капали ли мы на вершине и потребовала, чтобы мы немедленно начали бросать из окон мелочь, конфеты и прочие угощения для духов. Я передала распоряжение по рации.

Когда мы достигли-таки Манжерка, Зайнап со Светланой рассказали, чем был продиктован этот звонок. Оказывается, на вершине Симинского перевала находится вершина духов. Святое и энергетически сильное место. Оказавшись там в полночь, человек подвергает себя большой опасности. Зайнап испытала это на себе: несколько лет назад туристический автобус, в котором она с ее друзьями ехала в Горный Алтай, потерял управление и перевернулся на спуске с Симинского перевала. Все, кто сидел впереди, кроме Зайнап, погибли. Сама она получила тяжелые травмы. Трагедия произошла вскоре после полуночи. Разумеется, когда без десяти двенадцать девчата услышали, что мы поднимаемся на Симинский перевал, они не на шутку испугались. К счастью, все обошлось. Может быть потому, что мы отдали дань уважения местным духами на первом же святом месте, обнаруженном нами на Чуском тракте -- капнули, положили камушки, обошли вокруг. В общем совершили те обряды, которыми задабривают духов в Бурятии и в Монголии. Местных обычаев мы не знали, но духи, как правило, не очень требовательны к пришельцам. Главное -- думать о них с уважением.

В баню в этот вечер мы так и не попали: мы прибыли на турбазу к двум часам ночи. Но ужин был, кров и ночлег -- тоже.

СПЛАВ ПО КАТУНИ

Сплав по Катуни был запланирован заранее. Мы бурно обсуждали эту тему в течение целого года, и весь год председатель иркутского отделения Дарима Цырендагбаева твердила: "Я не пойду, я ни за что не пойду на сплав! Я утону." Некоторые амазонки говорили: "Мы тоже не пойдем, мы тоже утонем!"

Утром Дариму спросили в последний раз: "Ты идешь на сплав?" Дарима посмотрела в окно, за которым текла Катунь и решительно ответила: "Нет, ни за что. А как одеваться?" В итоге набралась команда из восьми человек: Татьяна Шевцова (опытная сплавщица), Марина Ерюшина и я (единожды сплавлявшиеся по Катуни), Наталья Аюрова, Дарима Цырендагбаева, Наталья Косенкова, Рома Анисимов и Иван Дружинин. Пятеро последних впервые в своей жизни увидели рафт.

К слову сказать, погода нам не благоприятствовала. Шел дождь, день был очень холодным. Здесь, как и в западной Монголии, всю последнюю неделю шли дожди. Катунь была непохожа на себя: из изумрудно-зеленой веселой реки она превратилась в бурую и суровую. Уровень воды сильно поднялся. Исходя из всех этих неприятностей, было принято решение идти на короткий -- трехчасовой сплав. Не очень сложный -- для новичков, чисто туристический (далеко не спортивный) маршрут Усть-Сима- Манжерок.

Прибыв на автобусе к месту сплава, мы напялили на себя костюмы (химзащиту), спасательные жилеты, шлемы. Все это действо сопровождалось бурным обсуждением, комментариями, смехом. Неотважившиеся на подвиг подруги провожали нас, как на войну. Последние фотографии, прощание...

"Я не умею плавать!" -- все еще сомневалась в себе Дарима, садясь в рафт. "Я тоже не умею", -- успокоил ее наш молодой инструктор. И мы отчалили от берега.

По пути он рассказывал нам, чем отличаются друг от друга пороги, шиверы и бочки. Показывал достопримечательности местных берегов. Разрешал или не разрешал сделать глоток водки из припасенной нами бутылки. Делился с нами последней сигаретой. Мы тем временем учились грести синхронно и противостоять волне. В начале было немножко страшно. Потом стало весело: каждую новую волну, окатывающую сидящих впереди с ног до головы, встречали воплями восторга. Громче всех -- Дарима, гордо восседающая впереди. Сухопутные амазонки ехали параллельно реке по дороге и в тех местах, где был подъезд к реке, останавливались, дожидались нашего появления на рафте, кричали, приветствовали, фотографировали. Одно из таких мест было на мосту через Катунь. Интересно, что на этом мосту между амазонками оказался православный священник в рясе. Он, как и амазонки, явно ждал нас. Когда мы приблизились, он широко осенил нас крестом. Девчата рассказали потом, что это странствующий монах, которого они встретили, ожидая нас. Он проникся большой симпатией к амазонкам и прочувствовал важность происходящего мероприятия.

Когда через три часа мокрые и порядком замерзшие мы пристали к берегу, Дарима сказала: "И это все? Ма-а-ало..." В этом, безусловно, вся суть амазонского характера...

После сплава была наконец баня. Лучшая баня за весь пробег. Самая горячая и самая долгожданная.

ТЕЛЕЦКОЕ ОЗЕРО

Узкое и длинное Телецкое озеро не было похоже ни на одно из виденных нами ранее озер. Противоположный берег -- вот он, рукой подать. Где оно начинается? Ехали-ехали вдоль Бии, вдруг бац, говорят, что это уже озеро. Больше похоже на широкую реку, только течения не видно. А где заканчивается? Мы не достигли конца озера даже на катерах (судовладельцы, увидев неприятную рябь на воде, решительно отказались нас туда везти, заявив, что начинается волна, и есть риск застрять на берегу до утра).

День, проведенный на Телецком, стал первым и последним днем отдыха в этом автопробеге. Очередной дождь помешал просто разбить палатки на берегу. Пришлось искать себе ночлег под крышей, но это не составило особого труда. Туристическая инфраструктура развивается на Алтае стремительными темпами. Там давно строятся кемпинги, базы, расцветает торговля и т.п. Разумеется, не отстает и местное население. Все дружно сдают дома для туристов (обычно -- в одном пакете с баней и автостоянкой). Мы очень быстро нашли удобное жилье: это была большая усадьба на крутом берегу озера, на которой вольготно разместилось несколько строений. Мы заняли один двухэтажный домик и мансарду из нескольких комнат (200 рублей за место). Отдельно -- летняя кухня, баня у кромки Телецкого (200 рублей в час). На стоянке могло бы вместиться не менее пяти автомобилей. Управляла всем этим хозяйством пожилая чета.

Хозяйка помогла нам снять два катера для прогулки и экскурсии по озеру. Это удовольствие стоит 6-7 тысяч рублей за день со всей компании, способной уместиться в одной лодке (от 4-х до 8- ми человек). Найти катер несложно: местные жители охотно зарабатывают деньги на этом бизнесе. Они возят туристов на многочисленные водопады, на пляжи, на противоположный конец озера (куда мы так и не добрались).

Ближайший водопад -- высотой 12 метров -- тоже стал коммерческим продуктом. Несколько лет назад вход на него был бесплатным. Сейчас там появились мостки, ограждения, запрещающие надписи и плата за вход -- 50 рублей с человека.

Зато многие другие водопады можно наблюдать прямо с лодки. Большие и малые, одиночные и целые каскады. По крутым склонам в Телецкое бегут многочисленные ручьи и речушки. Есть на озере загадочные и почти мистические места. Одно из таких мест -- каменный залив. Все экскурсоводы рассказывают, что когда-то здесь упал метеорит. Кусок скалы откололся, образов небольшую расщелину, в которой появилось маленькое озерцо. По склонам валяются гигантские камни. Спец по многим вопросам Олег Нехаев, когда нас привезли на это место, высмеял версию про метеорит. Но место все равно красивое.

На одном из пляжей мы совершили обряд слияния вод: смешали в одной чаше воду Байкала, Хубсугула и Убс-Нуура и торжественно вылили в Телецкое. Потом все дружно искупались. Владельцы катеров, отдыхавшие в это время на берегу, философски заметили по этому поводу: "Сразу видно, сибирячки. Наши в такую холодную воду не полезут." Это было приятно, хотя и удивительно: мы-то думали, что Алтай -- тоже часть Сибири. Впрочем, стоило посмотреть вокруг себя, и сразу становилось понятно: это совсем не наша Сибирь. Цены на бензин гораздо ниже, дороги во много раз лучше, связь отличная, инфраструктура присутствует, туристический бизнес развивается. Одним словом, почти Европа.

Продолжение репортажа об автопробеге клуба "Великие озера Азии", осуществленном с 31 июля по 22 августа 2005 года клубом "Байкальские амазонки" при содействии НК "Иркутск", АО "Иркутскнефтепродукт" и "Российской газеты", читайте в следующих выпусках ИТГ.

29.09.05


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные