Сегодня: 12.12.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 12 декабря 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


ИЗОЛЯТОРЫ ПРИРОДЫ

В единой и дружной кремлевской команде, похоже, случился очередной конфликт интересов.

Противоречие вызвали новые правила недропользования, введение которых предполагается разработанным в Минприроды законом. Так получается, что та часть единой команды, которая "Роснефть" в новых правилах заинтересована, а та, которая "Газпром", видимо, наоборот. Пока победа не присуждена никому, а сама игра отложена. Однако сама проблема в случае принятия закона выглядит существенно шире, чем чье-то очередное монопольное положение на рынке - этим в современной России уже мало кого удивишь. Скоропостижное снятие по просьбе министра природных ресурсов Юрия Трутнева с обсуждения в Госдуме новой редакции закона "О недрах", означает не только борьбу интересов внутри Кремля. В конце концов, особенности этого состязания в том, что при любом результате выигравшие и проигравшие находятся внутри указанной территории, и оттого, кто победит, остальному населению России, как и ее экономике, в сущности, ни горячо ни холодно.

Другое дело, что реальным внешним результатом этой борьбы станет уровень изоляции России от мировой экономики с одной стороны, и степень реальных полномочий регионов, то есть характер федеративного устройства и уровень централизации управления, а значит и его эффективности - с другой.

Закон "О недрах" - золотой ключик к российской экономике. Поскольку в России нет и не скоро будет что-нибудь дороже, чем ее углеводородные ресурсы, они же становятся и главным политическим ресурсом, способным определить курс развития страны на долгие десятилетия. Предложенная ведомством г-на Трутнева концепция закона носит в достаточной мере изоляционистский по отношению к потенциальным иностранным инвесторам и унитаристский по отношению к регионам характер.

Понятно, что у такой концепции обнаружились влиятельные противники - подобные законы в России давно не снимались с обсуждения в безропотной Думе. Два ключевых концептуальных положения трутневского закона - это так называемый "принцип "одного ключа" при распоряжении природными ресурсами и резкое ограничение доступа иностранцев к российским месторождениям, согласно котрому все месторождения являются федеральной собственностью и все лицензии на их разработку выдаются исключительно федералами. До сих пор действовал принцип "двух ключей"- частью месторождений де-факто могли распоряжаться регионы, это было одно из ключевых и самых денежных полномочий региональных властей.

Вкупе с идеей запретить иностранцам возглавлять российские компании и действующим запретом на доступ иностранных менеджеров к информации о количестве добываемых российскими компаниями энергоресурсов, запрет на доступ к стратегическим месторождениям делает самый привлекательный для зарубежных инвесторов сектор российской экономики закрытым.

Чтобы заморские "буратины" не смели совать свой нос в наши недра и не искали золотой ключик от них. А принцип "одного окна" автоматически настраивает против центра власти сырьевых провинций. При этом такая концепция закона явно выгодна далеко не всем крупным игрокам российского сырьевого рынка. Она очевидно выгодна, например, "Роснефти", у которой нет тесных бизнес-контактов с зарубежными инвесторами и поставок нефти за рубеж. Разве что в Китай.

С позиций интересов государства концепция закона тоже выглядит спорной. Чиновники профильного ведомства - Минпромэнерго - в один голос говорят о замедлении роста и даже падении нефтедобычи. "Газпром" постоянно жалуется на нехватку средств для программы газификации российских населенных пунктов. Без масштабных иностранных инвестиций в сырьевой сектор российские компании могут столкнуться с большими технологическими трудностями. Более того, есть и большие политические издержки такого изоляционизма. Все иностранные компании, стремящиеся на российский рынок нефти и газа, не скрывают, что их главный интерес - увеличение собственной ресурсной базы. Если эту базу не удастся увеличить за счет России, они будут искать ей замену в других странах. Так Россия может нажить себе новых глобальных конкурентов на мировых сырьевых рынках. С позиций отношения регионов и центра закон в его нынешнем виде также достаточно противоречив. Какой смысл лишать назначаемых, а значит, абсолютно подконтрольных федеральному центру губернаторов едва ли не последнего по-настоящему денежного полномочия? А уровень коррумпированности чиновников, сидящих на раздаче лицензий на месторождения, от передачи этого права исключительно центру не уменьшится. Саму непрозрачную технологию раздачи лицензий закон не отменяет.

В России, где контроль за недрами - основа экономического и политического могущества, содержание закона "О недрах" становится безошибочным политическим прогнозом будущего страны. Какими бы меркантильными и сиюминутными ни были интересы противоборствующих лоббистских групп, последствия оказываются далеко не сиюминутными и, как правило, малоприятными.

09.11.05


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные