Сегодня: 28.10.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 28 октября 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

3


ЭКСТРИМ НА ДОРОГАХ

Водители делятся на тех, кто водит автомобиль, и тех, кто им управляет

Скользкая дорога, яма на асфальте, неожиданное препятствие, выезд на встречную... Каждый день на дорогах случается масса неожиданных ситуаций, многие из которых приводят к авариям. От возникновения аварийной ситуации до того момента, когда исправить уже ничего нельзя проходят всего доли секунд. Этого мгновения, однако, достаточно, чтобы вывести машину из "пике" -- для водителя, имеющего опыт контраварийного управления автомобилем. Такой опыт не приходит сам собой -- ему учат в Центре высшего водительского мастерства. Наравне с начинающими водителями там занимаются и весьма опытные. Как правило, на второй-третий день занятий они обнаруживают, что и 20 лет стажа бывает недостаточно для того, чтобы грамотно вывести машину из жесткого заноса или предотвратить почти неминуемое столкновение. О том, чему и как учат в Иркутском центре высшего водительского мастерства, которому на днях исполнился ровно год, рассказывает один из его руководителей Алексей Степанов.

-- Как появилась идея создания Центра высшего водительского мастерства в Иркутске?

-- Идея появилась, когда мы вплотную начали заниматься организацией автомобильных соревнований в Иркутске. После соревнований всегда появлялось много желающих покататься на спортивных машинах, заплатив за это неплохие деньги. Тогда мы решили создать Центр экстремального вождения. Мы постарались собрать всю подробную информацию о подобных вещах. В итоге вышли на самую крупную организацию, которая занимается подготовкой мастеров спорта и мастеров международного класса, под руководством Эрнеста Сергеевича Цыганкова, самого известного человека в российском автоспорте. Как тренер он подготовил более 100 мастеров спорта, 18 мастеров международного класса. Этот человек явился основателем методики, по которой работает Московский центр высшего водительского мастерства. Мы поехали в Москву и сами прошли курс обучения в школе Цыганкова, причем курс для инструкторов. По его методике мы и создали Иркутский центр на базе Иркутской Объединенной Технической Школы РОСТО- ДОСААФ. Неоценимую помощь и содействие в этом оказал начальник ИОТШ полковник Лысков А.В.

-- Ваш Центр готовит профессиональных водителей?

-- Опыт показывает, что разделить водителей на профессионалов и непрофессионалов невозможно. Понятие "профессиональный водитель" больше относится к профессии, нежели к мастерству конкретного человека. Одна из проблем состоит в том, что водителей именно для работы никто не готовит. Как раньше было? Получаешь права, там есть штамп -- с правом работы по найму или без права работы по найму. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Теперь любой человек, получивший права, может работать и по найму, и просто возить своих друзей или семью. Та же ситуация и с водителями такси.

Мы считаем, что водители делятся на тех, кто водит машину, и тех, кто управляет автомобилем. Первых, увы, подавляющее большинство. Вторых гораздо меньше и отличаются они тем, что, попав в аварийную ситуацию, умеют из нее вырулить. Как правило, в доли секунды. Вот, например, едет человек днем по трассе. Машин нет. Все чудесно. И вдруг из кустов выскакивает бабуля с авоськами. Что делать? На встречную? А там дядя Вася на грузовике... Те, кто водит машину, а не управляет ею, как правило, начинают вбивать в пол педаль тормоза. Большая часть водителей не разряжает ситуацию, а усугубляет ее. До 80% аварий происходит по вине водителя. Кстати, заметьте, что большинство тяжелейших аварий случаются с водителями, стаж вождения которых больше 10 лет. Что это? Завышенная самооценка? Я вас уверяю -- нет.

Наша задача -- убедить людей в том, что в любой, даже самой сложной дорожной ситуации ее исход -- в их собственных руках и умелом совмещении торможения и нажатии педали "газа".

Что такое контраварийная подготовка водителей?

Это не просто катание на машине на больших скоростях -- так, чтобы срывало крышу. Это очень серьезный, научный подход к опасным дорожным ситуациям. Наша задача -- оснастить человека умениями, навыками. Так, чтобы он понимал, что процесс управления (заметьте -- не вождения, а управления) автомобилем достаточно серьезная вещь.

-- Сегодня стало модным покупать права. Одна наша клиентка очень хорошо сказала: "Права купил, машину купил, а "ездить" -- не купил...".

-- А как вы это делаете? Как вы учите своих клиентов "делать то, что нужно"?

-- Дело в том, что человек и автомобиль живут по разным законам и нередко действуют вразнобой. Автомобиль -- это механизм, он "живет" и движется по законам физики. И только -- физики. Другого не дано. А водитель, как любой человек, действует по законам психологии, физиологии, эмоций, стресса. Понимаете: физика и психология. Это совершенно разные вещи. Так вот наша задача -- сделать так, чтобы в опасной ситуации человек не паниковал, а делал то, что нужно.

Видите ли, мы не учим экстремальной езде. Каждый из наших учеников выбирает сам, как будет ездить. Мы оснащаем человека определенными навыками, способом управления автомобилем на рефлексах. Нам нужно, чтобы в экстремальной ситуации его ручки-ножки сработали по определенному алгоритму. Все спортсмены и мастера говорят, что безопасно ездить можно только на рефлексах. А выработать их можно только через пот, через эмоции.

С чего мы начинаем? С физики управления автомобилем, объяснения, почему нужно делать так или иначе. Это очень важно -- объяснять, а не показывать и говорить "делай, как я". Мы хотим, чтобы процесс управления автомобилем ученики Центра попытались разложить по полочкам. Очень важно хорошо понимать, что происходит с автомобилем, когда мы поворачиваем руль вправо или влево, нажимаем на педаль газа или тормоза, начинаем дергать корпусом, отклонять его влево или вправо. Наша задача: сформировать у человека полное понимание процесса -- вне зависимости от того, на каком автомобиле он едет, потому что между машинами разницы нет, будь то БТР или "Жигули". Физика одна, как это ни странно.

Весь курс состоит из трех частей. Сначала мы занимаемся теорией. Объясняем клиентам физику прохождения поворотов, движения по разбитой дороге, прохождения "лежачего полицейского", открытых колодцев; что делать, когда выбегает пешеход; как тормозить и прочее и прочее. Второй этап -- тренажерная подготовка. Тут мы занимаемся постановкой техники скоростного руления. Вырабатываем рефлексы. Учим правильно держать руль, пользоваться двумя ногами (например, уметь информативно нажимать на педаль тормоза и правой, и левой ногой). Наша задача на этом этапе -- устранить зависимость рук и ног от головы, чтобы в опасной ситуации человек не раздумывал, как ему поступить, а его руки и ноги, не дожидаясь команды от мозга, работали сами, на рефлексах.

И, наконец, главный этап обучения -- практические занятия. Они делятся на два вида: зимние и летние. Летние проходят на асфальтированной площадке острова Юность, зимние -- на льду Ангары. На практике мы начинаем постепенно складывать алгоритмы рук и ног в определенную систему. Тут отрабатываются заносы, вращения, выравнивание, скоростные повороты, экстренные объезды. Наша задача -- дать человеку шанс вырулить всегда, в любой дорожной ситуации. В последние два дня подготовки наши водители на скорости объезжают не пластиковые конусы, а преподавателей. Мы сами встаем перед машинами, за рулем которых сидят наши ученики. Когда водитель видит перед собой конус или манекен, он понимает, что если сделает что-то не так, то ничего страшного не случится. Когда же он видит перед капотом живого человека, он начинает воспринимать ситуацию иначе.

-- Сколько человек прошло за год через Центр? Чаще приходили начинающие или опытные водители, женщины или мужчины?

-- Всего за год через Центр прошли около 150 человек. Практически мы удовлетворены нашими результатами. Дело в том, что мы ждем здесь людей, думающих о собственной безопасности, понимающих, что сейчас век хороших скоростей, заряженных автомобилей. Не всегда системы активной безопасности, которую имеет оснащенный автомобиль (подушка безопасности, ремни и прочее) может защитить от травм. Плюс ко всему, правовой вакуум в отношении Автогражданки не дает особо расслабляться на дорогах.

Женщин и мужчин у нас примерно одинаковое количество. Средний возраст стандартного ученика -- 30-35 лет со стажем вождения около пяти лет. Бывает, приходят молодые водители, приходят и те, у кого стаж вождения около тридцати лет. Самому молодому нашему выпускнику было всего 16, а самому старшему -- 57 лет.

Результат подготовки у людей всех возрастов почти одинаков. В автошколах говорят: "Сколько человеку лет, столько часов и нужно заниматься практикой. Например, если тебе 20 лет, то 20 часов ты должен практиковаться перед получением прав, если 50, то 50 часов". С молодежью, конечно, проще. Чем человек взрослее, тем у него реакция замедленнее. С более старшими выпускниками тяжелее работать: приходится больше рассказывать, показывать, объяснять. Особенно если это люди с большим водительским стажем. Мы сейчас начали работать с фирмами, которые отправляют к нам на обучение всех своих водителей -- в "обязаловку". Они, как правило, считают себя профи, ведь у них по 18-20 лет стажа. Они считают, что ничего нового им тут не расскажут, садятся на заднюю парту, показывая всем своим видом, что сидят тут "чисто для галочки". Дня через два они, если есть свободные места, начинают продвигаться ближе к доске. Эти люди вдруг начинают понимать, что двадцать лет безаварийного стажа не сделали их настоящими профессионалами. Просто везло до сих пор... Хочу заметить, у нас еще не было таких клиентов, с которыми мы не расстались бы на очень хорошей ноте. Все выходят веселыми и жизнерадостными, говорят -- "спасибо, мы даже не знали про такое... наука...".

-- Насколько вам пришлось изменить московскую методику преподавания для того, чтобы давать ваш курс в Иркутске?

-- В Иркутске ездят больше "по понятиям", чем по правилам. В Москве в начале дня из пригородов, из спальных районов все стекаются в центр. По утрам страшные пробки. Все спокойно стоят, ждут. Рядом три противоположных полосы совершенно свободные, но ни у кого даже мысли не возникает выехать на них. У нас же все прут, как им хочется. Особенно маршрутки. В такой ситуации каждому водителю приходится адаптироваться. Конечно, в Иркутске нужно ездить по-другому, нежели в столицах. Кроме того, в нашем городе считается, что чем круче машина, тем сам хозяин круче, и ведет он себя соответственно -- наглее. Поэтому когда человек выезжает в город, только получив права, он вдруг видит, что по правилам у нас никто не ездит. Все едут так, как хотят.

То количество аварий, которое мы сегодня видим на дорогах, просто ужасает. И это количество все растет и растет! Кстати, за прошедший год в автокатастрофах погибли 36 740 человек. И это только на трассе, а скольких не довезли, сколько погибли в больницах или остались инвалидами... Чтобы осознать эти цифры, достаточно вспомнить наши потери в Афганистане за 15 лет!

-- Сколько стоит курс обучения в вашем Центре?

-- Базовый курс в Иркутском центре высшего водительского мастерства стоит 5 700 рублей. Из них 2 000 -- "Основы безопасности" (теоретическая и тренажерная подготовка), 3 700 -- "Активная безопасность водителя" (летняя автодромная подготовка). Есть еще и курс "Управление автомобилем в критических ситуациях" (зимняя подготовка на льду). В Москве подобные курсы стоят в четыре раза дороже, чем у нас, и запись там -- на два с половиной месяца вперед. Кроме того, там курсы проходят и ГАИ, и ГОН (Гараж особого назначения, обслуживающий первых лиц государства), а также различные силовые структуры и ведомства.

В Иркутске мы пока не нашли общего языка ни с силовиками, ни с властью. Однажды я позвонил в одно учреждение и предложил услуги нашего Центра. Вы не поверите, когда услышите, что мне там сказали. Меня спросили, сколько стоят наши курсы. Я ответил. Потом прозвучала примерно следующая фраза: "Нам будет дешевле посыпать песком все дороги в городе. Просто нигде не будет скользко". Я был в шоке. С другой стороны, можно понять этих людей -- ведь наш товар не потрогаешь и не понюхаешь. Но ведь мы хотим, чтобы человек, прошедший этот курс, приобрел самый дефицитный на сегодняшний день товар -- умение бороться за собственную жизнь, за жизнь автомобиля, за жизни своих друзей и близких.

Беседовала Ксения ДРОНОВА

09.11.05


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные