Сегодня: 19.10.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 19 октября 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА


КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВО ГЛАВУ УГЛА

Департамент предпринимательства представил областную программу поддержки малого бизнеса

   "Программой развития" назвал седьмую по счету программу "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области" начальник департамента предпринимательства, среднего и малого бизнеса Алексей Альмухамедов. Если раньше приоритетом было увеличение количества малых предприятий области, то во главу угла нынешней программы ставится повышение конкурентноспособности созданных предприятий, вывод их с местечкового уровня на международный.

Проект документа на 2006-2010 годы был представлен 28 ноября на заседании административного комитета при губернаторе.

ЧТО ЕСТЬ, ЧТО БУДЕТ

Одной из задач программы является увеличение доли малых предприятий в региональном валовом выпуске продукции, работ, услуг до 13%. Это почти в два раза больше, чем сейчас. По итогам 2004 года объем продукции, выпущенной малыми предприятиями области, составляет 7,5% от общего объема. Наибольшие показатели приходятся на выполнение подрядных работ (25,1%), на втором месте - розничный товарооборот (12%), доля выпуска промышленной продукции составляет 3,7% от общего объема.

В настоящее время количество МП в расчете на 1000 тыс. жителей равно 3,7. Для сравнения, в Красноярском крае этот коэффициент составляет 3,8, в Кемеровской области - 4,9, в Томской области - 7,3. С помощью реализации мероприятий программы к 2010 году предполагается увеличить число малых предприятий до шести единиц на 1000 жителей области. По словам Алексея Альмухамедова, сейчас доля малых предприятий в обеспечении занятости населения в Иркутской области достаточно высока - около 23,9%. К окончанию действия программы ее планируется увеличить до 35% от общего числа занятых в экономике.

Распределение малых предприятий по отраслям в последние годы практически не меняется. Непроизводственная сфера, прежде всего, торговля и сфера общественного питания (45,2%) остаются более привлекательными для малых предприятий, чем производство. В промышленности сосредоточено 16,7% от общего числа малых предприятий. В общем объеме промышленного производства области их доля составляет 3,9%.

В строительстве функционирует 12,8% малых предприятий. Однако в связи с тем, что налоговая отчетность формируется не в разрезе налогоплательщиков, а по видам налогов в соответствии с классификацией доходов бюджетов, определить долю налоговых поступлений от МП сегодня почти невозможно. Доля налогов, уплаченных малыми предприятиями по упрощенной форме в 2004 году, в местном бюджете составила 2,8%, в бюджете области - 0,4%. По экспертным оценкам, объем налоговых поступлений от субъектов МП равен 7-10% от общего объема налоговых поступлений консолидированного бюджета.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Как видим, местному бизнесу есть куда развиваться. Несмотря на то, что потенциал малого бизнеса в Иркутской области можно оценить как положительный, в развитии малого предпринимательства существует достаточное количество проблем. Алексей Альмухамедов рассказал об основных трудностях развития малого бизнеса.

По результатам опроса консультативной службы по иностранным инвестициям Всемирного банка в рамках проекта "Анализ административных барьеров на пути инвестиций в субъектах РФ" было выделено три основных блока проблем. К первому блоку относится круг вопросов, связанных со сложностью земельных и имущественных отношений, вторая преграда на пути малого бизнеса -- ограниченный доступ к источникам финансирования и высокая стоимость кредитных ресурсов, третьим фактором, мешающим развитию малого предпринимательства, называются административные барьеры (диаграмма 1).

В связи со спецификой проведенного опроса, посвященного преимущественно вопросам влияния административных барьеров на создание, текущую деятельность и возможность развития бизнеса, проблемы, связанные с доступом к источникам финансирования подробно не рассматривались. Несмотря на то, что данная проблематика была выделена респондентами как достаточно важная.

В опросе, проведенном департаментом по предпринимательству, среднему и малому бизнесу (диаграмма 2), проблема доступа предпринимателей к финансовым ресурсам была выведена на первое место по значимости. Среди основных проблем были выделены ряд более частных: высокая стоимость кредитных ресурсов, невозможность предоставления залога в требуемом объеме (особенно для осуществления инвестиционных проектов). Кроме этого, в качестве значимых факторов, влияющих на развитие бизнеса, предприниматели выделяли проблемы, связанные с нестабильностью законодательства, усиление конкуренции в "традиционных" сферах ведения бизнеса, нехватку квалифицированного персонала.

Подобный набор проблем в развитии предпринимательства в Иркутской области был отмечен и в исследовании, проведенном общероссийской общественной организацией малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ". Совместно с Всероссийским центром исследования общественного мнения в марте 2005 года организация провела опрос на тему "Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России" (диаграмма 3).

В данном опросе примечательно то, что финансовое состояние малых предприятий как в Иркутской области, так и в целом по России, предприниматели оценивают как вполне благополучное. Однако когда вопрос был переформулирован, и у респондентов спрашивали о конкретных вещах, таких, как доступ к кредитам или возможности для инвестирования и развития, ответы опрашиваемых изменились. Всего 26% предпринимателей заявили об опыте использования банковских кредитов для финансирования своего бизнеса, еще 24,3% сообщили, что пытались, но либо условия оказались невыгодными, либо в кредите отказал банк.

Среди причин, по которым не состоялось получение кредита, чаще всего называют высокие процентные ставки (47,4% опрошенных), невозможность предоставить залог в требуемых банком объемах (27,2%). Далее следуют невозможность предоставить требуемые банком финансовые документы и слишком короткие сроки кредитования. Как видно из диаграмм, приведенных выше, участники опросов весьма четко выделяют основные проблемы, характеризующие условия деятельности малых предприятий области. Несовершенство и непостоянство законодательной базы, налоговый прессинг, трудности, связанные с получением банковских кредитов, нехватка квалифицированного персонала, проблемы, связанные с недостатком информации приводит к тому, что привлекательность для малого бизнеса сохраняют только виды деятельности с быстрым оборотом капитала.

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

Программа подразумевает выполнение комплекса мероприятий по разным направлениям. В сфере совершенствования законодательства и устранения административных барьеров предполагается вести работу по совершенствованию системы правового регулирования поддержки МП и созданию благоприятных условий для занятий предпринимательской деятельностью. В процессе повышения конкурентоспособности предпринимательской среды в МО и исследований рынка планируется создать карты предпринимательской конкурентноспособности муниципалитетов и модели развития предпринимательства в территориях. Кроме этого, предполагается выработать методику оценки эффективности проводимых мероприятий. Более интенсивная работа по оказанию помощи начинающим предпринимателям приведет к увеличению количества вновь регистрируемых предприятий.

Повышение конкурентоспособности малого предпринимательства и привлечение инвестиций в малый бизнес положительно отразится на количестве малых предприятий - участников внешнеэкономической деятельности. Мероприятия по ресурсной поддержке малого предпринимательства направлены на создание системы гарантий для банковского кредитования. С целью развития и повышения эффективности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства планируется создать пять новых объектов территориальной инфраструктуры поддержки предпринимательства. Мероприятия, направленные на развитие человеческого ресурса, подразумевают создание каталога управленцев и его ежегодное обновление, вовлечение персонала в систему рейтингования. Кроме этого, запланированы мероприятия по увеличению узнаваемости ассоциаций и объединений предпринимателей.

Одна из задач рассматриваемой программы - структурные изменения в предпринимательской среде за счет поддержки малого предпринимательства в приоритетных сферах. Особое внимание будет уделено развитию малых предприятий в сфере туризма, глубокой переработки продуктов лесопользования и инноваций. Итогом деятельности по развитию туристического бизнеса должно стать создание 15 малых гостиниц ежегодно, а также 25 малых предприятий в сфере обслуживания туристической отрасли. В сфере глубокой переработки продукции лесопользования планируется создание модели вовлечения малого бизнеса в переработку леса, организация в пятилетней перспективе не менее 60 пунктов первичной переработки на территориях с низким уровнем развития, создание не менее трех тыс. рабочих мест. Для развития предпринимательства в инновационной сфере предполагается создание ежегодно не менее 30 малых предприятий, действующих в сфере высоких технологий, обеспечение выживаемости вновь созданных предприятий до 50% в пятилетней перспективе.

На реализацию мероприятий программы в течение пяти лет запланирована сумма 194,2 млн. рублей.

Ольга МУТОВИНА

Диаграмма 1. Влияние административных барьеров на бизнес

Диаграмма 2. Проблемы развития малого предпринимательства в Иркутской области

Диаграмма 3. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации, 2005 г.

01/12/05


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные