Сегодня: 25.07.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 25 июля 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

4


IV Байкальский торговый форум

в лицах и мнениях

Традиционная встреча бизнес-клуба "Купеческое собрание", руководителей предприятий торговли, ресторанного бизнеса, лидеров регионального пищевого и алкогольного рынка прошла в пятницу в "БайкалБизнесЦентре". Мероприятие, собравшее в одном зале коллег, партнеров и конкурентов из Иркутска, Усолья, Братска, Ангарска, Шелехова, Новосибирска и Москвы, называлась "Четвертый Байкальский торговый форум" и продолжалось целый рабочий день. Организаторами форума выступили "Агентство регионального развития потребительского рынка и сферы услуг" и бизнес-клуб "Купеческое собрание".

Пересказать содержание многочисленных докладов, презентаций, процитировать выступления, звучавшие с трибуны и беседы в кулуарах, пытаться передать словами вкусы и запахи всего того, что можно было отведать на дегустациях в перерывах -- задачи не из простых. Уместить в газетные строчки все то, что предстоит обдумывать еще не одну неделю -- сложно. Поэтому и отчет "Иркутской Торговой газеты" о Байкальском Торговом Форуме -- скорее мозаика мнений и впечатлений, чем репортаж.

МНЕНИЯ

Наталья Конюшина, генеральный директор Восточно- Сибирского отделения Denis School:

-- Мы постоянно участвуем в мероприятиях, организуемых "Купеческим собранием". Приятно встречать здесь партнеров, клиентов, радостно видеть новые лица, новые организации -- их появление говорит о том, что "Байкальский торговый форум" становится известным, растет его значимость. Растет еще и культура проведения презентаций, они становятся интереснее. Если раньше мы чуть ли не засыпали на презентациях и к вечеру уставали, то сейчас презентации предприятий-участников стали гораздо динамичнее, содержательнее, полезнее.

Василий Герасимов, заместитель директора рынка "Новый" по торговле:

-- Мы впервые на "Байкальском торговом форуме". Мероприятие, безусловно, поучительное и полезное, рабочего дня не жалко. Единственное, что хотелось бы пожелать организаторам -- при планировании программы следующего Форума провести опрос предприятий торговли: о чем хотели бы услышать, ответы на какие вопросы найти.

Сергей Горячев, заместитель генерального директора Группы компаний "Кристалл Гросс", Москва:

-- Мы не пропускаем ни одно "Купеческое собрание", всегда участвуем и всегда представляем свою продукцию и новинки. Сегодня впервые представлены водки "Высота", "Юпитер", "Золотой Кедр" (она станет визитной карточкой ОАО "Кедр"), эксклюзивные элитные коньяки и ликеры, которые мы поставляем. Темпы роста сбытовой сети "Кристалл-Гросса" в Иркутской области в разы опережают темпы роста числа наших магазинов в Калужской и Ульяновской областях -- каждый месяц мы открываем 3-4 магазина. Сегодня у нас в Иркутской области 12 собственных и 10 франчайзинговых магазинов. С предпринимателями, участвующими во франчайзинговой программе, мы оговариваем выкладку, ассортимент, наценку, определенные обязательства по объемам, а взамен предоставляем специальные условия, вывеску BAIK, маркетинговую поддержку -- получается справедливый и выгодный партнерский обмен. Ресторанам мы тоже предлагаем специальные условия -- рестораторам нашу продукцию выгодно приобретать, удобно оплачивать, она доставляется прямо в ресторан; мы проводим конкурсы для персонала, участвуем в акциях и тематических вечеринках, предоставляем фирменные рекламные материалы, рюмки, пепельницы, лайт-боксы, тейбл- тенсы и графины для водки -- то, что нужно рестораторам.

Накануне Нового Года мы желаем, чтобы у всех предпринимателей нашего региона бизнес рос, развивался, приносил все больше и больше денег, удовлетворения, радости и довольных клиентов.

Ирина Голобородько, директор филиала Вимм-Билль-Дан в Иркутске:

-- Нашей задачей участия в секции "Ресторанный бизнес" было не столько рассказать о компании -- компания достаточно известна -- сколько привлечь рестораторов использовать наши возможности. Кто, как не поставщики, больше всего заинтересован в продвижении собственной продукции и увеличении ее реализации в ресторанах? А значит, именно поставщики могут обеспечить спонсорство и оборудование, предоставить холодильники и посуду, обучить персонал и помочь в организации детских дней, коктейльных вечеринок и других тематических мероприятий. В своей презентации мы говорили о том, как рестораторы могут снизить свои затраты с помощью поставщиков и о том, как они могут увеличить свои доходы. Вот, допустим, коктейли с соками -- бармен Сергей Васильев готовил их в перерыве для всех участников форума, а в секции рестораторов наши парни показали бармен-шоу. Себестоимость сокового коктейля с минералкой, водкой, ромом, ликерами -- максимум 20 рублей, а продать их можно гораздо дороже. Ресторанная секция "Байкальского торгового форума" всегда проходит интересно и оживленно. В этот раз зал ресторана "БайкалБизнесЦентра" был полон; как мне показалось, некоторые люди из торговой секции переходили к нам. Очень полезными были мастер-класс "Идеальный сервис" итальянского сомелье и эксперта Франческо Феррарио и то, как он делился секретами приготовления кофе по-итальянски и работы с кофе-машиной.

Елена Щербатых, руководитель бизнес-клуба "Купеческое собрание":

-- Первый Байкальский Торговый Форум прошел в сентябре 2ОО4 года. Сейчас он стал уже традиционным и регулярным. С самого начала с нами "Агентство Регионального Развития" и Евразийский Институт Мерчандайзинга. Участниками нынешнего форума стали представители таких крупных компаний, как ТД "Росспиртпром", группа компаний "Кристалл-Гросс", "Стенсор", "Виноградная лоза", Мясокомбинаты "Падунский" и "Иркутский", ОАО "Каравай", специалисты компании "АМИК" и других торговых сетей, малые предприятия и частные предприниматели. В секции "Ресторанный бизнес" работали и представители Комитета потребительского рынка администрации г. Иркутска, и руководители ресторанов "Узбекистон", "Васаби", кафе "Попурри", "Вечерня" и многих других.

На этот раз мы недоработали в плане предварительного оповещения участников. Сделав упор не столько на прессу, сколько на персональные приглашения, мы не успели проинформировать о Форуме всех, кому он мог бы быть интересен. На следующий Форум мы планируем активнее приглашать не только иркутян, но и коллег из других городов области и соседних областей и краев. В следующий раз мы рассчитываем встретиться в феврале-марте и надеемся, что такие встречи станут ежеквартальными.

СОБЫТИЯ

Во время пленарного заседания Байкальского торгового форума эксперт Евразийского Института Мерчандайзинга (Москва) Сергей Лыков торжественно вручил бронзовую статуэтку и сертификат номинанта конкурса "Золотой Метр" генеральному директору компании АМИК Игорю Мельцеру, владеющей сетью магазинов "Бонус". Эта престижная награда учреждена в 2005 году и вручается за наиболее интересные и эффективные мерчандайзинговые проекты. "Бронзовый метр" иркутская сеть получила в номинации "За широкое и эффективное применение техник мерчандайзинга в розничной сети формата сash & carry". По мнению организаторов конкурса, используя передовые методы мерчандайзинга, "Бонус" не только не превратился в сеть магазинов-складов в прямом смысле этого слова, но и задал новые стандарты формата сash & carry, которым теперь должны соответствовать все новые игроки на этом рынке.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Трибуну "Байкальского торгового форума" многие организации- участницы использовали для предложения собственных товаров и услуг. Предложено было

-- воспользоваться системами автоматизации дистрибуции от System Tehnologies "ST-мобильная торговля";

-- сделать клиентов лояльными с помощью компенсационной системы LLAFF (Единый консолидирующий центр "Восторг" даже подарил каждому из участников форума по дисконтной карточке с 3 000 виртуальных рублей на счету. Приобретая с предъявлением этой карты бензин и связь, можно компенсировать их стоимость дисконтом в ряде иркутских компаний);

-- учить языки в Denis School;

-- поддерживать своим выбором алкогольную продукцию местных производителей;

-- кредитоваться в Байкальском банке Сбербанка России. Это предложение заслуживает более подробного освещения, поскольку с трибуны БТФ директор управления кредитования ББ Сбербанка России Михаил Шевцов озвучил условия весьма привлекательных новых кредитных продуктов. Во-первых, Сбербанк ввел новый, упрощенный порядок кредитования субъектов малого предпринимательства на пополнение оборотных средств и на приобретение основных средств, текущий и капитальный ремонты и выкуп земельных участков. Вторая новинка -- кредитование торговых сетей. Сети из пяти и более магазинов, инкассирующие свою выручку с зачислением на счета в Сбербанке могут открыть кредитную линию сроком на полгода- год. Максимальный лимит кредитной линии -- до 80% от месячных объемов инкассированной выручки за предшествующий год. С ростом объема выручки лимит кредита может быть увеличен; в рамках лимита можно неоднократно выбирать и гасить кредит в течение всего срока действия договора. Особое преимущество этой формы кредитования для клиентов -- то, что оформление обеспечения не обязательно. С интересом восприняли слушатели и новую информацию об инвестиционном кредитовании и проектном финансировании. Сбербанк готов финансировать до 70% стоимости инвестиционных проектов. В форме инвестиционных кредитов банк готов возмещать не только будущие, но и ранее понесенные инвестиционные затраты.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Самым ярким интеллектуальным впечатлением форума для меня и для многих участников секции "Ритейл. Новые технологии для розничной торговли" стали выступления профессора, члена экспертного совета Европейского института мерчандайзинга Владимира Киселева. Впрочем, то, что он говорил о ситуативном мерчандайзинге, о проведении дегустаций и презентаций, о новой парадигме продаж, требует неспешного обдумывания и цельного изложения.

ДИСКУССИИ

Наибольшее количество вопросов из зала и наиболее активное обсуждение возникло после доклада Марка Афраймовича "Торговые центры в регионах: концепция, арендаторы, управление, особенности продвижения". По расчетам его группы компаний "Торговый квартал", на каждые 300 тысяч населения необходим торговый центр площадью 50 тысяч квадратных метров. Крупные федеральные бренды, которым уже интересны города с населением от полумиллиона и выше, отказываются открывать магазины в торговых центрах с площадью менее 20 тысяч квадратных метров. Слушатели к этим расчетам относились скептически -- мол, в Иркутске строить или реконструировать такие гиганты нецелессобразно. Докладчик -- бывший иркутянин -- утверждал обратное: по его мнению, в областном центре вполне могут быть успешны и востребованы три крупных торговых центра, даже не очень сильно конкурируя между собой. Вероятно, спор этот разрешит время: в ходе бесед в кулуарах я выяснила, что по крайней мере один торговый центр площадью 35 000 кв. м в Иркутске уже строится.

ДИАЛОГИ

Чем хорош Форум -- это место знакомства с интересными собеседниками, обладателями уникального опыта. Нынешнему Форуму я благодарна за знакомство с москвичкой Еленой Флоринской, генеральным директором компании Leeds Property Group. Эта компания создает концепции и управляет объектами коммерческой недвижимости в обеих российских столицах, Екатеринбурге, Калининграде, Пензе, Тюмени и многих других городах.

-- Елена, местные ритейлеры боятся прихода в Иркутск крупных столичных сетей -- мол, они придут, и "аборигенам" придется несладко.

-- Кому именно из "аборигенов"? Потребители от прихода крупных сетей только выиграют, да и для кадров -- как опытных, так и начинающих -- откроются новые возможности. К тому же крупный ритейл -- это новые рабочие места на складах, в логистике, на транспорте.

-- Кто будет особенно востребован?

-- Опытные шеф-повара, управляющие, продавцы -- и опытные, и неопытные. Продавцы особенно -- потому что в сетях ротация продавцов составляет 100% в год.

-- Не справляются?

-- Воруют. И пока владельцам бизнеса проще менять продавцов, чем вкладываться в такие системы автоматизации и контроля, которые будут предотвращать воровство.

-- Когда приходят столичные сети, местные ритейлеры всегда проигрывают?

-- Да. У них обычно хуже цены, технологии работы, они менее закалены конкуренцией. У столичных просто другой опыт и другой масштаб -- национальные российские сети уже соревнуются с западными.

-- Сейчас торговыми центрами принято называть просто большие по площади рынки или в той или иной степени цивилизованные барахолки. Насколько живуч этот формат?

-- Сегодня такой объект действительно может приносить хорошую отдачу, но года через два-три формат барахолки просто отомрет; это уже произошло в Москве и происходит в городах- миллионниках. Меняется не только уровень жизни -- меняется покупательская психология, предпочтения потребителей, их требования к уровню сервиса. Будущее за торговыми центрами, имеющими свою концепцию, имеющими "якоря", которые формируют стабильный поток посетителей -- кинотеатры, детские развлекательные центры, фуд-корты, предприятия сферы услуг.

-- Какие объективные тенденции/законы рынка не учитывают администрации/бизнесмены городов, по размерам подобных Иркутску, уповая на свои "особость" и "принципиальные отличия от других"?

-- Мы часто сталкиваемся с точкой зрения девелопера торгового центра, особенно, если он реализует свой первый проект, что его проект особенный. Локальные отличия есть, но незначительные. Рынок диктует свои условия. В проект могут быть вложены большие средства, задействованы местные именитые архитекторы -- все сделано красиво и вроде бы правильно. Эта эйфория действует до тех пор, пока девелопер не сталкивается с проблемами привлечения арендаторов. Оказывается, что для федеральной сети супер- или гипермаркетов не подходит одно, кинотеатр не устраивает шаг колонн, а для развлекательного центра нужны особые условия водо- и электроснабжения. Помимо местоположения (location) есть много других требований, от которых зависит эффективность проекта, но начинающий девелопер о них просто не знает. Здание торгового центра может быть красивым снаружи -- и быть при этом неудобным для размещения торгового объекта. У каждой розничной сети есть свои определенные жесткие требования к помещению своих будущих магазинов. Чем крупнее сеть, чем больше арендуемая ими площадь, тем более жестко они оценивают перспективность торгового центра. И эффективность торгового центра определяется не тем, красив ли он, есть ли в нем атриумы и фонтаны, а тем, какой доход он приносит владельцам с каждого арендуемого метра.

-- Каким может быть бюджет реконструкции пустующего производственного объекта в торговый центр? А минимальные затраты на строительство нового? Сроки окупаемости проектов?

-- Минимальный бюджет реконструкции -- 300-400 долларов за кв. метр. Минимальные затраты при строительстве нового объекта- 650-800 доллар за кв. м. Срок окупаемости зависит от концепции -- присутствуют ли якорные арендаторы, какого профиля, какой площади, с какими ставками, есть ли подземные уровни и др. Для нового строительства минимальные сроки окупаемости -- 5-7 лет. Но рынок меняется -- и к тому времени, возможно, придется корректировать концепцию. "Контрольный замер" -- исследования изменений портрета покупателя, конкурентной среды -- должен производиться спустя 6 месяцев - 1 год после запуска торгового центра, затем желательно каждые 2 года.

-- Что может вынудить владельцев торгового центра сменить его концепцию?

-- Реконцепция становится актуальной для тех торговых центров, рядом с которыми открываются торговые объекты, сопоставимые или большие по площади, являющиеся прямыми конкурентами и обладающие при этом конкурентными преимуществами (большие по масштабу, лучше сбалансированные по составу операторов, более комфортные для покупателей, имеющие лучшую транспортную доступность, более удобный паркинг, развлекательную составляющую и пр.). Другой причиной проведения реконцепции становится изначальное некорректное ориентирование ТЦ, в результате чего он стал невостребованным покупателями, убыточен.

-- Какой торговый центр Вы считаете успешным?

-- Тот, который обладает грамотной концепцией и профессиональным управлением, вследствие чего отвечает ожиданиям как собственника/девелопера (доход с квадратного метра площади), так и арендаторов (объем продаж) и покупателей (приобретение товаров, услуг, возможности и сервис).

Анна КАПРАВЧУК, специально для "ИТГ"


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные