Сегодня: 23.10.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 23 октября 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


ДЕЛОВАЯ КОРРУПЦИЯ ПО-ИРКУТСКИ: ВЫГОДНО ВСЕМ

"Люди тогда начинают осуждать коррупцию, когда у них не хватает денег на взятки"

По мнению иркутских предпринимателей, налоговые органы редко оказываются барьером в работе. Еще реже представители бизнеса говорят о проявлениях коррупции в этой инстанции. К такому неожиданному результату пришли сотрудники Центра независимых исследований и образования, изучая особенности деловой коррупции в Иркутске. В качестве наиболее коррумпированных структур предприниматели называют ГИБДД и администрацию города, и особенно ее комитеты. О деловой коррупции по-иркутски и о том, кому это выгодно, мы беседуем со специалистом Центра Вадимом Титовым.

-- Расскажите, пожалуйста, о своем исследовании. Какие задачи Вы перед собой ставили?

-- Работа посвящена деловой коррупции, прежде всего в предпринимательской среде. Нас интересовала именно эта часть рынка коррупции, так как она изучена меньше всего. Нам хотелось выявить особенности деловой коррупции в Иркутске. Стоит отметить, что полученные данные носят предварительный характер, они рассчитаны на то, чтобы обозначить проблему. На их основе будет подготовлено более подробное исследование.

-- Какими методами Вы пользовались? На Ваш взгляд, насколько они объективны?

-- Мы провели 30 фокусированных интервью с предпринимателями города. Оно включало четыре блока вопросов. Прежде всего бизнесмену предлагалось назвать контрольно-надзорные и иные государственные инстанции, с которыми контактирует его предприятие. В рамках второго блока вопросов -- обозначить специфику административных барьеров в городе. В третьем -- специфику коррупционных взаимодействий в регионе. И в четвертом -- назвать руководителей государственных органов, которые не справляются со своими обязанностями.

Можно признать, что с точки зрения объективности данных количественные методы более эффективны. Цифры дают понимание значимости проблемы, но не позволяют выяснить подробности. Преимущество интервью в том, что этот метод дает возможность более детально понять проблему, изучить подробности. К тому же, когда человек рассказывает, он об этом думает, а тест можно заполнить автоматически.

-- Поделитесь наиболее интересными наблюдениями по результатам исследования.

-- Странные особенности приобретает коррупция в налоговых органах. Эту структуру, с которой приходится взаимодействовать чаще всего, иркутские предприниматели не рассматривают как серьезный барьер. Дело в том, что зачастую представители этого контролирующего органа провоцируют передачу взятки в том виде, в котором она не ассоциируется с проявлением коррупции. Например, предпринимателю предлагают купить канцелярские принадлежности для налоговиков. Создается впечатление, что это совсем не взятка, ведь представитель власти не получает личной выгоды.

К нашему удивлению, наибольшие нарекания предпринимателей вызывает работа двух структур -- ГИБДД и комитетов городской администрации. Недовольство бизнесменов вызывает, прежде всего функция автомобильной инспекции по проверке грузов. Мэрия заслужила отрицательные отзывы тем, что в руках этой структуры находится приватизация объектов муниципального имущества, проведение конкурсов на выполнение заказов. Это благоприятная основа для коррупционной деятельности.

Еще одна интересная деталь -- появление фирм-посредников, которые занимаются взаимодействием с органами власти. В работе они используют те же инструменты, что и обычные предприниматели. Владельцы таких компаний превратили умение преодолевать административные барьеры в товар, который можно продать. Обращение в фирмы-посредники позволяет предпринимателю "забыть" о своих проблемах. Это опасно тем, что у предпринимателей исчезает ощущение коррумпированности власти.

Здесь возникает вопрос, на который мы попытаемся ответить в дальнейшем исследовании по проблеме: "Готовы ли предприниматели бороться с коррупцией? Если готовы, то в каких формах?" Ведь сложилась такая ситуация, что предприниматели научились жить в новых условиях, они не хотят перемен. Нас тревожит не только само наличие коррупции, но и отношение людей к этому явлению. Коррупция стала частью жизни, к ней привыкли. В связи с этим, мы хотим выделить те области, где предприниматели, сталкиваясь с коррупцией, пока чувствуют себя некомфортно.

-- У Вас уже есть опыт исследования коррупции. Скажите, деловая коррупция -- более сложный для изучения материал?

-- Рынок деловой коррупции -- новое для нас поле. Но основная трудность не в новизне темы. Начав исследование, мы столкнулись с нежеланием бизнеса участвовать в исследовании. Предприниматели не хотят говорить о проблеме коррупции: кто- то боится, кого-то устраивает существующее положение вещей. Информанты появились лишь после того, как мы обратились в общественные организации и объединения предпринимателей.

-- Как планируется применить материалы исследования? Где они будут представлены?

-- Исследование проводится в ходе подготовки первого заседания клуба "Общественная экспертиза". Планируется, что оно пройдет в январе 2006 года. Организация будет заниматься обсуждением общественно-значимых проблем и путей их решения. Членами клуба станут представители исследовательских и общественных организаций, бизнеса, власти. Принципиально важно, чтобы за один стол сели все участники общественных отношений, это очень сложная задача. Если какого-то звена будет недоставать, полноценный диалог не состаится.

-- Нет опасения, что чиновники, даже если и придут, то могут сказать, что к ним проблема коррупции не относится, в их ведомстве ее нет? Такое часто бывает.

-- Мы к этому готовы. У нас нет такой задачи: поймать кого-то за руку, уличить во взяточничестве. Это функция правоохранительных органов. Мы пытаемся обозначить проблему, заявляя о ней вслух. К тому же, если чиновник получит исследование о коррупции в подконтрольном ему ведомстве, очевидно, что ему нужно будет как-то отреагировать. А уж сочтет ли общество его реакцию убедительной, это вопрос.

-- Чем собираетесь заняться после того, как завершите исследование по деловой коррупции?

-- Есть желание изучить такое явление современной жизни, как коррупция во власти. Но методика, по которой мы работаем, не позволяет получить объективные данные о проблеме. В планах -- исследование, посвященное конкуренции в розничной торговле, в том числе нелегальной конкуренции.

В КАДРЕ И ЗА КАДРОМ...

Как показывает исследование, коррупционные практики вокруг ГИБДД формируются не только в сфере частной коррупции (взятки, взимаемые с водителей), но и в сфере бизнес-коррупции. Жертвами ее оказываются представители малого и среднего бизнеса, ведение которого связано с перевозками. Истоки коррупции, затрагивающей мелкий и средний бизнес в этой сфере, коренятся в том, что сотрудники ГИБДД имеют право проверять документы на перевозку товара. Причем, предприниматели, как правило, не информированы об ограничениях прав сотрудников ГИБДД в этой сфере. Как утверждают предприниматели, наиболее часто проверяют перевозимые стройматериалы и продукты питания. При этом количество документов, которые должны иметься с каждой партией товара в каждом автомобиле, превышает десяток. Как рассказали участники исследования, на пищевые продукты необходимо перевозить с собой оригинал или нотариально заверенную копию санитарно-эпидемиологического заключения. По словам одного из директоров предприятий, работающих в розничной продаже продуктов питания, для оформления полного комплекта документов ему нужно нанять еще 5-6 человек и платить около полутора тысяч в день нотариусу. Так же как и водители-любители, бизнесмены практически всегда предпочитают давать взятки. Одна из причин -- большой диапазон штрафов за нарушения, которые могут быть применены к предпринимателям. Так, за отсутствие даты в накладной могут оштрафовать и на 100 и на 10 000 рублей. При этом если товар признается контрафактным (а это можно сделать при отсутствии или неправильном оформлении любого одного из документов), то машину и вовсе могут отогнать на штрафную стоянку "до выяснения". В такой ситуации предприниматель оказывается полностью зависим от сотрудника правоохранительных органов. Тот может наложить минимальное взыскание, а может -- максимальное. Очевидно, что сотрудники ГИБДД активно пользуются этими нормами в своих целях, делают выводы участники исследования. Все предприниматели подчеркивают, что вариантов некоррупционного решения проблемы взаимоотношений с автомобильной инспекцией не существует. То есть нередко предприниматель, выбравший "некоррупционный путь", оказывается потом еще и "наказан" сотрудниками ГИБДД: к нему предъявляют максимальные претензии. Соответственно, среди предпринимателей присутствует уверенность, что взятка -- единственный выход из сложной ситуации.

Исследователи попытались оценить примерный объем потерь бизнеса от существования этого барьера и от существующей коррупционной практики. По данным Госкомстата, в среднем житель России потребляет в день 3 кг различных товаров. Соответственно, в Иркутске потребляется не менее 700 тыс. тонн товаров в год (реально намного больше, но рассчитываем минимальную сумму). Все эти товары перевозятся к местам реализации автомобильным транспортом (в действительности каждая единица товара переживает не одну, а несколько перевозки). Получается не менее 250 тыс. поездок в год. На них нужно оформить 250 тыс. комплектов документов, на это уходит не менее двух часов. То есть в сумме не мене 500 тыс. часов неквалифицированного канцелярского труда (примерно 1 млн. долларов в год). По словам предпринимателей, примерно каждая 10-я поездка заканчивается штрафом, средний объем которого 500 рублей (еще примерно 0,5 млн. долларов в год). Таким образом, законодательная норма, позволяющая сотрудникам ГИБДД проверять документы на перевозку товаров, только в Иркутске выводит из легального бизнеса не менее 1,5 млн. долларов в год.

Ольга ТУКТАРОВА

29/12/05


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные