Сегодня: 06.12.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 06 декабря 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


БУХГАЛТЕРИЯ НОВОГОДНЕГО БАНКЕТА

Привлекаем представительские расходы для празднования Нового года!

Что представляют собой представительские расходы, знает, наверно, каждый бухгалтер -- это конечно же возможность списать в налоговом учете любые необоснованные на первый взгляд затраты. Именно поэтому как счетоводы, так и директора многих фирм стараются в такой большой и долгожданный праздник, как Новый год, воспользоваться ими по максимуму. Для того чтобы грамотно уменьшить на такие затраты свою налогооблагаемую прибыль и не нарваться на претензии налоговых работников, необходимо правильно их оформить, чему и будет посвящена сегодняшняя наша статья.

Статья 264 Налогового кодекса представляет нашему вниманию исчерпывающий перечень представительских расходов:

* проведение официального приема;

* расходы на транспортировку участников встречи;

* буфетное обслуживание во время переговоров;

* оплата услуг внештатных переводчиков.

РАЗНОЧТЕНИЯ НАЛОГОВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТОВ

В налоговом учете данные затраты включаются в состав прочих расходов. В бухгалтерском же -- списываются как расходы по обычным видам деятельности (п.5, 7 ПБУ 10/99).

Стоит также знать, что в бухгалтерском и налоговом учете фактическая величина представительских будет различна. В первом они учитываются в сумме фактически произведенных затрат, а во втором -- не более 4 % от расходов на оплату труда за отчетный период (п. 2 ст. 264 НК). Возникающая разница должна быть отражена в соответствии с ПБУ 18/02. В данном случае придется начислить постоянное налоговое обязательство (п. 7 ПБУ 18/02). Если в следующем отчетном периоде все представительские расходы окажутся в пределах нормы, постоянное налоговое обязательство сторнируется. Внимание фирм, находящихся на упрощенной системе, таковые учесть в расходах затраты на прием своих деловых партнеров не могут. Так как такая статья, как представительские расходы, пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса не предусмотрена. На этом основании ревизоры принимать их при расчете единого налога запрещают согласно письму Минфина России от 31 июля 2003 г. № 04-02-05/3/61.

НОРМЫ

При налогообложении прибыли не учитываются представительские расходы в части, превышающей установленный лимит (п. 42 ст. 270 НК), и так как доходы и расходы при расчете налога учитываются нарастающим итогом в течение года, то пересчитывать сумму расходов, укладывающихся в норматив, нужно по итогам каждого отчетного периода.

Тем не менее данный норматив влияет не только на расчет налога на прибыль, его также необходимо соблюдать и при зачете входного НДС. Поэтому предприятие может принять к вычету только ту часть налога, которая относится к расходам, признанным в налоговом учете согласно п. 7 ст. 171 НК. А вот списать на налоговые расходы часть НДС, не принятого к вычету, при этом нельзя (п. 1 ст. 170 НК). Но лишь в том случае, если к концу года представительские расходы, так сказать, уложатся в норматив, ранее списанный НДС можно будет зачесть, и корректировок в прошлых налоговых периодах делать при этом не нужно. Налог принимается к вычету в том периоде, в котором представительские расходы оказались в пределах нормы, так как именно тогда появилось право на вычет у предприятия.

ОБХОДИМ ЗАПРЕТ

Кроме того, в Налоговом кодексе прописан следующий запрет: нельзя отнести к представительским суммам, истраченные на развлечение, отдых и лечение гостей фирмы. Несмотря на это существует перечень не упомянутых законодателями затрат, которые контролеры ни при каких условиях не позволяют принять в налоговом учете. Прежде всего это относится к затратам на проживание гостей в гостиницах и арендованных квартирах. Здесь наши уважаемые чиновники под официальным приемом понимают лишь завтраки, обеды или иные аналогичные мероприятия. Оплата же проживания гостей выходит за рамки этого понятия. Некоторым все же удается оспорить и это мнение (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 мая 2004 г. № А56-21571/03). Тем не менее положительный исход таких дел является больше исключением. Следующий спорный момент касается дополнительных расходов на прием гостей. По мнению налоговиков, в составе представительских расходов не должны учитываться подарки для партнеров и аренда помещения, в котором проводится банкет. Помимо этого, не считают инспекторы экономически обоснованными и затраты на оформление помещения, где проводится прием (письмо УМНС по г. Москве от 22 января 2004 г. № 26-08/4777). Но, конечно, и с этой позицией можно поспорить, если у вас на то есть время и желание.

Также избежать разногласий с инспекцией можно, поручив организацию приема специализированной фирме или провести встречу в хорошем ресторане, где договариваться о дополнительном оформлении и не потребуется. Ограничений по месту проведения переговоров Налоговый кодекс не содержит: это может быть как отдельный кабинет в офисе, так и шикарный ресторан в центре города. Если же начальство не хочет тратиться на ресторан, ограничившись офисным помещением, которое необходимо украсить, тогда можно провести дополнительные затраты (сувениры, цветы) как рекламную акцию. Но помните, что и на рекламные расходы есть свой норматив -- 1 % от выручки.

ЧТО ГЛАВНОЕ НА ПРАЗДНИЧНОМ СТОЛЕ? ЭТО БУТЫЛКА!

Расходы на алкогольные напитки были издавна поводом разногласий между предприятием и контролером. Всем известно, что редкая встреча деловых партнеров обходится без бокала хорошего коньяка. Но налоговые работники с этим не согласны, настаивая на том, что учесть в налоговых расходах стоимость спиртного нельзя (например, письмо Управления МНС России по Московской области от 10 марта 2004 г. № 04-27/03000). По их мнению, если "алкогольные" расходы не предусмотрены исчерпывающим перечнем расходов на представительские цели, их нельзя учитывать в составе представительских расходов. Арбитражной же практикой не раз подтверждалось, что затраты на алкогольные напитки и табак -- полноправная составляющая представительских расходов (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 31 мая 2004 г. № А56-34683/03).

Жесткая позиция арбитров возымела свое действие, и финансовое ведомство в письме от 9 июня 2004 г. № 03-02-05/1/49 категорично заявило, что "расходы организации на алкогольную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы". Единственно о чем оговорились работники этого ведомства -- такие расходы не должны превышать размеров, "предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров (сделок)". Не совсем понятно, какие именно размеры имели в виду финансисты. Ведь такого понятия, как "обычай делового оборота", налоговое законодательство не содержит. Однако это не исключает возможности отнесения к представительским расходам затрат на алкоголь.

ПОДСЧИТЫВАЕМ ДОХОД НАШИХ ГОСТЕЙ

Принимая своих деловых партнеров, гостей, фирма обычно не только устраивает им обеды в ресторанах, но и организует транспортные перевозки. То есть фактически они получают доход в натуральной форме согласно ст. 211 НК, с которого надо удерживать НДФЛ. Так вот, некоторые контролеры требуют включать стоимость аналогичных услуг в доход принимаемых гостей. Хотя официальных разъяснений по данному вопросу пока нет. Зато подобная мысль нередко встречается в ответах на частные вопросы, мотивируясь, например, статьей 211 Налогового кодекса, где указано, что НДФЛ облагаются услуги и товары, оплаченные предприятием за представителей других фирм, как то: проживание в гостинице, сувениры и т.д. На стоимость же представительских расходов, поименованных в пункте 2 статьи 264 кодекса, если они подтверждены первичными документами и произведены в пределах сметы на проведение официального приема, налог не начисляется. И если вы последуете такой позиции, о сумме налога со стоимости услуг, которые к представительским не относятся (например, предоставление жилья), и о невозможности его удержать необходимо будет сообщить в свою налоговую инспекцию согласно п. 5 ст. 226 НК.

ТЫ МЕНЯ УВАЖАЕШЬ? ТОГДА ОБОСНУЙ!

Да, расходы должны быть обоснованны, и для этого необходимо представить какой-либо документ, указывающий на положительный результат переговоров: договор, протокол о намерениях и т. п. А если таких документов нет, представительские расходы ревизоры считают необоснованными и доначисляют на их сумму налог на прибыль, пени и штраф.

Правомерны ли такие действия? Нет, ведь в Налоговом кодексе сказано, что при расчете налога учитываются затраты фирмы на прием деловых партнеров "в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества". О том, что учесть можно лишь те представительские, которые привели к заключению контракта, здесь нет. Каков же вывод здесь напрашивается сам собой? Да, для налогового учета результат переговоров не важен. Это также подтверждает и сложившаяся арбитражная практика (постановление ФАС Уральского округа от 17 июня 2004 г. № Ф09-2441/04-АК).

ВСЕ ПЬЮТ, А МЫ ДОКУМЕНТИРУЕМ

Итак, разбираемся с оформлением документов, которые должны подтверждать, что фирма действительно проводила встречу, и для этого будет достаточно:

* исполнительной сметы встречи с указанием фактически израсходованных средств;

* программы проведения встречи с указанием приглашенных партнеров, участников со стороны фирмы, вопросов, подлежащих рассмотрению на встрече и предварительной суммы представительских расходов;

* акта на списание продуктов питания (если встреча проходила в ресторане, этот документ не нужен).

Если же, скажем, из всех необходимых документов у организации имеются только смета на проведение встречи, утвержденная руководителем, акт о ее проведении с указанием наименования организации-партнера и количества участников встречи, а также счет предприятия общественного питания, то подобные представительские расходы не считаются документально подтвержденными.

Необходимо также отметить тот положительный момент, что документы для списания представительских, просты и не требуют участия партнеров в их составлении. Единственное, предъявляемое к ним законом, наличие всех обязательных для "первички" реквизитов (п. 1 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ).

ВНИМАНИЕ, ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ ЛАЗЕЙКОЙ!

Так, если потраченная на приемы делегаций сумма оказывается меньше, чем допустимый лимит, бухгалтеры маскируют под представительские какие-либо другие расходы. Для этого они составляют отчет о якобы проведенной встрече с одним из постоянных партнеров. Проверить же, была ли эта встреча на самом деле, можно сказать что невозможно. А ведь за ее счет можно списать, например, расходы на новогодний банкет или даже просто на покупку чая и кофе для вашего офиса.

Использованы материалы сайта klerk.ru

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ.

11.01.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные