Сегодня: 24.02.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 24 февраля 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


СТАНДАРТЫ ВСЕ БЛИЖЕ

Или еще о "новогодней" учетной политике

И в этом новом 2006 году законодатели не дадут нам скучать. С 1 января намечено столько изменений, что у бухгалтера голова идет кругом. Как учесть все важные вопросы и не растеряться в столь часто меняющейся обстановке? Давайте попробуем, остановившись на наиболее интересных пунктах изменений, например, связанных с написанием новой учетной политики.

ОТ НАЛОГОВ НЕ УЙДЕШЬ

Хотя и все организации обязаны составлять учетную политику для целей налогообложения (п. 12 ст. 167 НК), на практике же счетный работник не пишет каждый раз новое положение, а вносит поправки в прошлогоднее. Что же нужно важного учесть в 2006 году?

Самое главное -- это признание налоговой базы по НДС. Изменения, внесенные в 21-ю главу Налогового кодекса, указывают на то, что с 1 января 2006 года все организации будут признавать единый метод начисления -- "по отгрузке", поэтому этот факт в учетной политике отражать сейчас не нужно. Что касается освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, здесь статья 145 Налогового кодекса устанавливает такое право, в случае, если сумма выручки от продажи за три последних месяца не превысила 2 миллионов рублей. Ранее была указана цифра в 1 миллион. Норма устанавливает право, а не обязанность, поэтому необходимо отразить ее в учетной политике.

Организации могут самостоятельно определять в учетной политике перечень прямых и косвенных расходов на основании закона от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ. Дополнение в пункт 1 статьи 318 НК распространяется на все правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Письмом от 21 октября 2005 г. № 03-03-02/117 Минфин указывает, что компании могут изменить учетную политику, начиная с 2006 года. По правилам статьи 319 НК порядок распределения расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию предприятие разрабатывает и утверждает в налоговой политике самостоятельно. Тем не менее бухгалтеру необходимо учесть, что данное положение должно быть экономически обоснованным.

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?

У бухгалтеров появилась масса вопросов по написанию новой учетной политики на 2006 год в связи с изменениями, принятыми в Налоговый кодекс. Также не улучшило ситуацию еще и тот факт, что в Минфине готовят поправки к стандартам бухучета, и на обсуждении более десяти проектов измененных ПБУ. Помимо этого в Госдуме рассматривается проект Закона "О консолидированной финансовой отчетности", в котором определены компании, которых новые положения коснутся в первую очередь -- это общественно-значимые организациях (например, ОАО с высоко котирующимися акциями). Проект этого закона предусматривает различные сроки сдачи консолидированной финансовой отчетности: от 120 до 180 дней. А также сейчас идет работа над законопроектом "О бухгалтерской отчетности", который должен внести изменения в одноименный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. В процессе обсуждения законопроекта чиновники предлагают решение определять в бухучете (не в налогообложении) пользователей (учредителей, участников), критерии оценки активов и обязательств, понятийный аппарат, исполнителей оставить за самостоятельными хозяйствующими субъектами. Хотя это еще вопрос спорный. Главный же смысл этого закона -- привести систему официального бухгалтерского учета в соответствие с изменившимися экономическими условиями и раскрытие достоверной информации о финансовых результатах деятельности организации, а также полное представление о ее финансовом положении.

В учетной политике необходимо, помимо всего прочего, прописать все спорные вопросы, которые могут возникнуть при разных трактовках того или иного закона или отсутствием таковых Минфином и другими ведомствами касаемо бухучета компании. Так как с середины 2004 года Минфин лишен права единолично разрабатывать нормативно-правовые акты, разъяснять их, осуществлять надзорную функцию, также еще и отсутствует методологический департамент бухгалтерского учета по отраслевым направлениям, нет такого департамента и в других ведомствах. А пункт 1 ПБУ 1/98 определяет, что организация должна самостоятельно вырабатывать показатели, если они не определены в нормативно-правовых актах.

ПРОПИСЫВАЕМ КРИТЕРИИ

Статья 11 Закона "О бухгалтерском учете" гласит: все, что фирма покупает, -- это фактические затраты на приобретение, а все, что изготовляет, -- фактические затраты на производство. Исходя из такой оценки затрат, вы можете признавать данные показатели по начислению. Эти выводы следуют из того, что в учетной политике организация должна заявить о соответствии требованиям:

* имущественной обособленности;

* непрерывности деятельности;

* временной определенности.

Имущественная обособленность в данном случае означает, что на балансе организации не должно быть учтено имущество других организаций и собственников. Критерий признания дохода -- это переход права собственности. Последствия же перехода права собственности напрямую отражаются в бухгалтерском учете. Например, при продаже или покупке основных средств этот вопрос повлияет на возможность начала амортизации. Надо также упомянуть требование осмотрительности в ведении бухгалтерского учета, так как это напрямую связано с решением создать резерв для погашения сомнительных долгов. При любой возможности непогашения дебиторской задолженности такой резерв должен быть, что необходимо прописать в учетной политике.

Следить за соблюдением критерия рациональности надо в случаях, когда выручка, операционные или внереализационные доходы составляют 5 и более % от их общей суммы за отчетный период. Пункт 18.1 ПБУ 9/99 устанавливает правило, по которому выручку менее 5 % в отчете можно показать свернуто, а не прописывать полностью все операции. Какой же именно порог установить, организация должна определить в учетной политике.

Очень важно отразить вопрос о регистрах бухгалтерского учета, ведь их содержание является коммерческой тайной. Сейчас в Законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" сказано, что перечень секретной информации определяет компания. Как показывает практика, некоторые фирмы включают туда не только регистры, но и отчетность. В новой редакции закона решается вопрос о соответствии норм законодательства друг другу. Возможно, останется в чистом виде сегодняшнее положение Закона "О коммерческой тайне".

ФОРМЫ "ПЕРВИЧКИ"

Раньше Госкомстат давал разрешение на введение дополнительных реквизитов и на изменение предложенных форматов на обязательные унифицированные формы утверждал. После реформы исполнительных органов Федеральная служба государственной статистики не наделена функциями разработки и утверждения унифицированных форм. Вот уже полтора года как эта сфера остается незаполненной.

В новой редакции Закона "О бухгалтерском учете" решается вопрос, оставить унифицированные формы или нет. Также в нем определяется их статус: обязательны они будут к применению или станут носить рекомендательный характер. То есть на их основе организациям предложат разработать и утвердить свои формы первичных учетных документов. На данный момент ПБУ 1/98 обязывает руководителя утвердить первичные формы, методы их обработки и весь документооборот. Но пока фирма не должна их разрабатывать.

Останется ли в новой редакции закона № 129-ФЗ статья, определяющая статус главного бухгалтера? Если нет, то в учетной политике должны быть отражены его полномочия в рамках организации: кто подписывает бухгалтерскую отчетность, кто занимается финансовой политикой в целом и другие подобные вопросы. Этим вы обезопасите себя от возможных неприятных последствий решений руководства.

ПОЛОЖЕНИЯ МСФО -- ТАК ЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО?

Специалисты давно обсуждают вопрос о приближении российских ПБУ к международным стандартам. Многие организации переходят на них и прописывают эти положения в своей учетной политике. Однако это не совсем верное решение. В ПБУ 4/99 определено, что учетная политика должна соответствовать требованию достоверности, а достоверность в данном случае возможна только при соответствии учета фирмы положениям отечественных нормативно-правовых актов. Здесь встает вопрос о легитимности применения международных стандартов. Определение нормативно-правового акта следующее: это акт, который утвержден органами исполнительной власти, прошел процедуру юридической проверки в Минюсте и получил регистрационный номер. В противном случае -- штамп о том, что документ не подлежит регистрации.

Мало того, что в российских органах юстиции международные стандарты не регистрируют, так в России даже нет их официального перевода. Поэтому при составлении индивидуальной финансовой отчетности организации должны руководствоваться национальными стандартами.

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ.

Использованы материалы изданий ""Московский бухгалтер", www.klerk.ru

20/01/06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные