Сегодня: 18.02.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 18 февраля 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА


ПРОФЕССИЯ: ВЗЯТКОДАТЕЛЬ

В Иркутске появился новый вид бизнеса

Ни одна газета объявлений Иркутска не обходится без сообщений типа: поможем зарегистрировать, перерегистрировать предприятие, оформить лицензию. Профессионалы знают, что скрывается за большинством из этих объявлений. Уже несколько лет, как на рынке Иркутска появилась новая ниша -- посредничество между предпринимателями и властями. За установленную плату любой желающий может получить исчерпывающий набор услуг. Никто не станет скрывать, что для их выполнения используются и так называемые "неформальные методы".

Привлекательность фирм-посредников объясняется тем, что они берут на себя все вопросы, связанные с регистрацией и перерегистрацией предприятия, получением лицензии, оформлением разного рода документов и прохождением целого ряда других бюрократических процедур. Предпринимателю, таким образом, нет необходимости тратить своё время и нервы на длительные хождения по кабинетам. В данном случае, с одной стороны, решается проблема юридической некомпетентности предпринимателей: специалисты фирмы владеют всей необходимой информацией, а с другой -- ускоряется формальная административная процедура, благодаря возникновению неформальной сети контактов посредников и чиновников.

Новые тенденции развития коррупционной ситуации в отношениях бизнеса и власти подробно изучил Центр независимых социальных исследований и образования по заказу фонда "Байкал, Третье тысячелетие". Исследование осуществлялось в течение 2005 года. Работа проводилась в двух направлениях: сбор информации методом формализованного интервью с представителями целевой группы (малый и средний бизнес), а также методом глубинного неформализованного интервью с экспертами. В ходе проведения анкетного опроса методом формализованного интервью было опрошено 83 респондента. Выборка составлялась исходя из существующей базы руководителей предприятий, входящих в Торгово- промышленную палату Иркутска. Далее, в процессе сбора информации был произведён добор респондентов методом "снежного кома".

РАЗДЕЛЕНИЕ КОРРУПЦИИ НА РОДЫ И ВИДЫ

По мнению специалистов центра, появление посредников на пути взаимодействия бизнеса и власти ставит гораздо более сложные, чем прежде, препятствия. Авторы исследуют формирование полулегального рынка посреднических услуг, который, по сути, маскирует коррупционные взаимодействия, делает их менее явными. Посредничество делает коррупцию не такой явной и вызывающей, как при непосредственном коррупционном контакте (взятка -- действие) предпринимателя и чиновника. Фирмы-посредники -- это, проще говоря, своеобразная смазка, которая позволяет устранить дискомфорт непосредственного коррупционного контакта предпринимателя и чиновника, устраняя при этом и очевидные риски подобного рода взаимодействий. Но отношения остаются неформальными, чиновники по-прежнему получают взятки, но уже в других, более совершенных формах.

Все коммерческие предприятия и частные лица, предоставляющие посреднические услуги, специалисты разделили на три условные группы.

1. Полуформальные посредники -- формальные подразделения, которые берут на себя осуществление некоторых мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью, и пользуются своим положением для установления неформальных процедур (к этому виду посредничества могут быть отнесены, например, таможенные брокеры). Кроме того, к полуформальным посредникам следует отнести юридические фирмы, оказывающие предпринимателям услуги по документальному сопровождению бизнеса, которые в своей работе активно используют устоявшиеся неформальные контакты с чиновниками.

2. Неформальные посредники -- коммерческие предприятия, которые, благодаря коррупционным связям с чиновниками, закрепили за собой определенный сектор контактов муниципалитета с предпринимателями (например, это могут быть риэлтерские фирмы, обладающие монопольным правом на оформление сделок по сдаче муниципального имущества в аренду). Помимо официальной цены, которую платит предприниматель, фирма берет деньги "за возможность работать на этой территории". В том случае, если предприниматель не принимает подобные условия, его работа на территории, подконтрольной соответствующей администрации, становится невозможной.

3. Консультанты -- чаще всего, это частные лица, которые, пользуясь своими неформальными контактами в органах государственной и муниципальной власти, решают проблемы предпринимателей. Предприниматель не знает о контактах консультанта, а доверяет ему решение своих проблем, основывая свой выбор на репутации конкретного консультанта, как человека, "который может решить любую проблему".

4. Косвенные посредники -- это предприятия и организации, действующие исключительно на формальном основании, но использующие административный ресурс чиновников для развития своего бизнеса. Например, чиновники "намекают" предпринимателям, что пожарную сигнализацию нужно покупать в конкретной фирме, а медицинский осмотр проходить в обозначенной клинике. Невыполнение этого мягкого требования может повлечь санкции со стороны чиновников. Формально в данном случае о взятке речь не идет, но очевидно, что определенные организации становятся привилегированными неслучайно.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ ФОРМАЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР

95% предпринимателей Иркутска, взаимодействующих с органами муниципальной власти, приходится, так или иначе, прибегать к различным неформальным механизмам воздействия на госслужащих для достижения своих целей. 57% опрошенных иркутских предпринимателей использовали "неформальные методы" уже при регистрации своей организации. Меньшая часть участников опроса -- 43% -- регистрировали свою организацию в соответствии с существующим законодательством, формально выполняя все административные процедуры. По наблюдениям специалистов, нередко, чтобы преодолеть бюрократические барьеры, предприниматели обращаются за помощью в специализированные фирмы-посредники или к частным специалистам. Услугами таких организаций пользуются 48% респондентов.

23% респондентов рассказали, что для поиска посредников обращаются к друзьям и знакомым, которые уже когда-либо проходили подобную процедуру и обладают достаточной справочной информацией. 11% решают проблемы взаимодействия с госслужащими с помощью различных подарков (канцелярские товары, шампанское, конфеты и пр.), 10% предлагают чиновникам выполнение разного рода услуг в обмен на хорошее расположение и активизацию решения проблемы.

Лишь 7% прибегают к финансовому "стимулированию" чиновников. На вопрос о том, откуда они знают, что можно действовать в обход законодательства, большинство респондентов отмечают, что это общеизвестный факт, либо ссылаются на подсказку знакомых и друзей. Только один респондент отметил, что инициатива шла от чиновника. Кроме того, информацию о деятельности фирм-посредников легко можно найти по объявлению в газетах.

75% респондентов не раскаиваются в принятом решении относительно способа разрешения проблем и сейчас поступили бы так же. 17% считают, что можно было действовать иначе. Специалисты отмечают, что респонденты, использующие неформальные механизмы взаимодействия с чиновниками, не разочарованы результатом. Те же, кто действовал согласно административным инструкциям, склонны переосмысливать свой поступок.

Из тех респондентов, кому приходится взаимодействовать с государственными комитетами и службами, 53% удовлетворены существующим порядком взаимоотношений "чиновник -- предприниматель". Причём 10% респондентов считают, что с момента регистрации их предприятия данный порядок не претерпел существенных изменений, а 90% отметили, что процедура не изменилась, но установились различные "неформальные" связи, которые заметно облегчают прохождение многих административных барьеров. Чаще всего предприниматели взаимодействуют с властями при получении лицензии, регистрации, перерегистрации, сертификации предприятия, участии в конкурсах и тендерах.

Тем не менее, более половины всех опрошенных предпринимателей (63%) оценивают уровень коррупции в органах городской власти как средний, считая, что можно добиться своих целей и без использования "стимулирующих средств", но это слишком долго и утомительно. 29% отмечают высокий уровень коррупции (практически нереально добиться своих целей без посторонней помощи). Лишь 7% считают, что любые вопросы с администрацией можно решить, следуя принятым процедурам и правилам.

В то же время, респонденты, отмечающие уровень коррупции как "низкий", для решения своих проблем с той же интенсивностью прибегают к различным неформальным механизмам, как и все остальные. Респонденты, оценивающие уровень коррупции как "средний", считающие, что можно добиться своих целей без использования неформальных механизмов, но это может быть слишком долго и утомительно, в основном не имели непосредственного взаимодействия с чиновниками.

К ЗАЩИТЕ НЕ ГОТОВЫ

Исследуя готовность предпринимателей к проявлению гражданской активности и защите своих прав, специалисты были разочарованы. Свыше 87% предпринимателей Иркутска не желают участвовать ни в каких общественных мероприятиях по борьбе с коррупцией. Причина -- отсутствие веры в их результативность и эффективность. Только 6% респондентов изъявили готовность участвовать в различных социологических исследованиях, 1% -- в конференциях и семинарах по проблеме коррупции, 4% -- в деятельности бизнес-сообщества. К такому выводу пришли специалисты Центра независимых социальных исследований и образования, исследуя деловую коррупцию в Иркутске.

По мнению участников опроса, изменить сложившуюся коррупционную обстановку поможет повышение информированности предпринимательства о своих правах, упрощение процедур взаимодействия чиновников и предпринимателей, повышение уровня самосознания через СМИ, институты образования.

Проведённый факторный анализ позволил выделить три группы предпринимателей. Первая считает, что для успешной борьбы с коррупцией необходимо обратить внимание, прежде всего, на себя и своё сообщество. Вторая группа занимает активную обличительную позицию по отношению к коррупционерам, а защищать и отстаивать свои права в борьбе с взяточничеством предлагает каждому самостоятельно. Третья группа предпринимателей, в отличие от предыдущей, занимает более пассивную обличительную позицию по отношению к коррупционерам и отдаёт ведущую роль в антикоррупционной деятельности в руки общественности.

Подготовила Ольга ТУКТАРОВА

09/02/06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные