Сегодня: 24.06.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 24 июня 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

5


ПЕРСПЕКТИВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА: КЛАСТЕР -- ЗАРУБЕЖНОЕ НОУ-ХАУ ИЛИ ДЕДОВСКИЙ МЕТОД?

Только ленивый сегодня не рассуждает о необходимости развития малого бизнеса, как основного источника реального повышения благосостояния граждан нашей страны в условиях нынешней экономики. Хотя 17% нашего населения занимаются малым бизнесом, по мировым стандартам это очень малый показатель.

Каково состояние и перспективы малого бизнеса? Какие процессы и технологии способны вывести малый бизнес на новый уровень развития? Сегодня одним из способов развития малого бизнеса является кластерная технология, которая очень популярна за рубежом, но для нынешней России пока является новым понятием. Однако советской экономике известны своеобразные прототипы кластеров -- т.н. научно- производственные объединения.

"ИТГ" задала участникам "Круглого стола", приуроченного к выставке "Малый бизнес: возможности и перспективы" три вопроса:

1. Какое, по вашему мнению, место должен занимать малый бизнес в сфере экономики в нашем регионе и в России в целом?

2. Как вы относитесь к идее создания кластеров на территории нашего региона? Должна ли меняться структура бизнеса?

3. Каковы сегодня перспективы развития малого бизнеса в регионе?

Александр ВАСИЛЕНКО, руководитель проекта "Скорая предпринимательская помощь":

1. Если ответить одним словом, то -- достойное место! Он имеет на это право и это доказано развитием других стран с рыночной экономикой. А мы относим себя именно к таковым. Но я бы предложил разделить предпринимательство на две части. Одна -- это вынужденные предприниматели, оставшиеся без работы служащие социальной сферы и работники, ушедшие с неэффективных, разваливающихся предприятий, для которых бизнес -- это средство к выживанию, и, как правило, не требующее больших денежных вложений и профессиональных знаний. Со временем, с развитием экономики эта часть малого бизнеса, будет сокращаться и хотелось бы, чтобы процесс был менее болезнен. Другая часть -- люди, для которых предпринимательство стало делом всей жизни, возможностью проявить свою предприимчивость, реализовать свои возможности и не останавливаться на достигнутом, должна занять прочное место в экономике любого региона, любой территории. Именно они создают стабильность в обществе, формируют средний класс.

Однако в среде чиновников и экономистов нашего региона, да и не только нашего, часто бытует мнение, что присутствие в области крупных производственных структур позволяет решить все народно-хозяйственные проблемы и поэтому малому бизнесу отводится незначительная роль, в основном -- обслуживающая. Если бы это было так, то наш край давно уже был бы процветающим и динамично развивающимся субъектом РФ, а не возглавлял списки территорий, с неблагополучной социально-экономической обстановкой!

Очевидно, что пока не будет пересмотрена концепция развития малого бизнеса в стране, пока это не станет национальным проектом, мы будем считать его второстепенной отраслью экономики.

2. Что такое кластер? В моем понимании -- это объединение усилий предпринимателей, общества и государства для создания какой-то новейшей конкурентно способной технологии. Время одиночек-изобретателей прошло. Это объединение административного, финансового и интеллектуального ресурса. Это способность создать инновационно-прорывный продукт. Это, в конце концов, наличие желания нашего государства что-либо создавать, кроме стабилизационного Фонда. В этом понимании создание кластера невозможно на отдельно взятой территории. Хотя сейчас заговорили о туристическом кластере, связанном с озером Байкал, но и это подразумевает усилия пяти субъектов Федерации.

Если рассматривать создание кластеров как один из эффективных инструментов повышения конкурентоспособности субъектов РФ, стимулирующий качественное развитие малого предпринимательства региона, то это возможно.

Одно направление реализуется на территории области, это создание инновационного бизнес-инкубатора, другие -- поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса и венчурных фондов -- пока в зачаточном состоянии.

3. Перспективы изложены в областной Программе поддержки малого предпринимательства на 2006-10 годы, которая ставит принципиально новые задачи. И мы рассчитываем, что она будет профинансирована областным и федеральным бюджетом в полной мере. Вместе с тем, ловишь себя на мысли, что особых изменений в последние годы не происходит в сфере малого предпринимательства ни в стране, ни в регионе. Из года в год остаются одни и те же проблемы. Несовершенство и нестабильность налогового законодательства, отсутствие свободного доступа к финансовым, имущественным и земельным ресурсам, высокая степень бюрократизации чиновничества, административные барьеры и, в конце концов, коррупция и криминогенность территории. Успокаивает то, что и на других территориях не лучше. Несмотря ни на что, бизнес медленно, но верно пробивает себе дорогу в экономику Иркутской области, и многие предприниматели верят, что так будет продолжаться и впредь!

Владимир СНЕГИРЕВ, директор "Иркутского агентства развития бизнеса":

1. Малый бизнес -- это одно из приоритетных направлений развития экономики регионов и в России в целом. Прежде всего, с точки зрения того, что только малый бизнес на сегодня может повысить реально благосостоянея всего населения, а не только того, кто работает в крупном бизнесе. Конечно, крупный бизнес обеспечивает конкурентоспособность экономики страны на мировых рынках, но, во-первых, он очень зависим от этих рынков, а во-вторых, на крупных предприятиях сосредоточена лишь небольшая часть населения. При повышении автоматизации и совершенствовании технологий наблюдается тенденция к дальнейшему сокращению численности работающих на крупных предприятиях. В связи с этим, если страна, в том числе и регионы, ставит задачу повышения благосостояния населения, то мы должны развивать малый бизнес (МБ), в котором может работать большинство населения нашего региона. Значит, МБ должен занимать в сфере экономики нашего региона и России в целом самое главное место.

Во-первых, что такое МБ? Это инициатива самого человека зарабатывать средства. Для реализации своей идеи он привлекает рабочую силу. То есть фактически предприниматель за свои же деньги выполняет государственную задачу -- дает возможность заработать денежные средства другим. Со стороны государства практически не требуется никаких инвестиций, кроме создания благоприятных условий для реализации предпринимательской идеи. Поэтому роль МБ колоссальна.

Во-вторых, чтобы крупный бизнес (КБ) был конкурентоспособным на мировых рынках, он должен иметь возможность сокращать свои затраты, что может обеспечить только малый бизнес, который возьмет на аутсорсинг затратные процессы крупного бизнеса. То есть обрастание КБ сетью малых предприятий помогает ему быть конкурентоспособным на мировых рынках. Главная задача региональной власти и государства -- обеспечить бизнес такими условиями, чтобы региональный КБ был конкурентоспособным.

Третья причина, почему малый бизнес является приоритетным направлением государственной политики и региональной власти. МБ является возможностью для самореализации людей, проживающих на нашей территории. Если предприниматель будет уверен в том, что у него есть все условия для самореализации в интеллектуальном и материальном планах, тогда он не станет эмигрировать и будет заниматься бизнесом здесь.

2. Я отношусь к идее создания кластеров на территории нашего региона положительно, как к любому другому разумному и объективному явлению, целью которого является повышение конкурентоспособности регионального продукта.

Необходимо разобраться, как происходит этот процесс. Во- первых, кластер не имеет ничего общего с поглощением предприятий и не является закрытой юридически оформленной структурой. Кластер -- это объединение многих организаций и предприятий на добровольной основе для реализации определенной единой цели, но при этом они не объединены с юридической точки зрения. В кластере может участвовать как малый бизнес, так и крупный, а также научно- исследовательские институты, вузы, как основной источник квалифицированных кадров, администрация, как представитель власти. Основная цель кластерного объединения -- это создание конкурентоспособного продукта, типичного для региона.

3. Перспективы развития малого бизнеса в регионе были и остаются глобальными. Лучше поставить вопрос так: чем обеспечены перспективы МБ?

Тем, что область регулярно принимает региональные программы развития малого бизнеса, то есть целенаправленно планирует для себя определенные процессы и влияет на них. Наконец-то начинают обрисовываться элементы федеральной политики в развитии малого бизнеса. До настоящего времени, к сожалению, не было как таковой вменяемой федеральной политики по развитию малого бизнеса. В этом году выделили 3 млрд. рублей на федеральную межведомственную программу и четко очертили приоритеты. Поэтому перспективы участия в федеральных программах и реализации региональных программ совершенно реальны. Нужна инициатива и предметная активная работа в проектах малых предприятий, департамента по развитию малого и среднего бизнеса, мэрий городов и районов. При активной работе всех этих структур у нас могут быть вполне осязаемые перспективы.

Валентина СОКОВА, председатель совета Некоммерческого партнерства "Малые предприятия Иркутской области":

1. Так сложилось, что на сегодняшний день основная часть населения трудится в малом бизнесе. Население самостоятельно обеспечивает себя работой, реализуя в МБ: бытовые услуги, перевозки, торговля, общепит, производство товаров народного потребления. Тем самым оно способствует трудоустройству и обеспечивает социальную стабильность населения, а также регулярные финансовые поступления в областной бюджет. Если власть будет реально поддерживать малый бизнес не только словами, а снижением налогового бремени, упрощение ведения бизнеса, то налоговые поступления в областную казну возрастут во много раз.

2. Если учесть то условие, что территориальные кластеры, то есть кооперация малых предприятий, будет основана на сочетании честной конкуренции и партнерства, то беспокоиться о появлении компаний, основной деятельностью которых является экономический захват и поглощение предприятий не придется. Главное со стороны властей в этом плане проработать законодательную базу. Создание кластеров, так называемых многопрофильных предприятий, на самом деле очень перспективно и положительно для экономики региона и России в целом.

3. К сожалению, на федеральном уровне поддержки малого бизнеса не наблюдается. Отсутствует действенная программа поддержки малого бизнеса. Нет стабильности в отношениях субъектов малого предпринимательства и законодательства, невозможно постоянно соответствовать всем поправкам в федеральном законодательстве, предприниматель находится в состоянии стресса, постоянном напряжении. Ни бюджету области, ни государству не приносят прибыли штрафные санкции, эти действия выгодны отдельным лицам. Необходимо дать больше свободы предпринимателю, тогда можно говорить о предпринимательском прорыве. Но все же есть уже некоторые предпосылки того, что федеральные органы власти начинают более лояльно относиться к "малышам", и этому свидетельствует недавнее уменьшение разрешительных заключений, введение терпимого налогового бремени. В федеральных законах положителен тот факт, что очень много отдано на откуп субъекта федерации и муниципальным объектам. Теперь субъект федерации вправе вводить поправки в федеральном законодательстве на своей территории. Однако каждый муниципалитет тоже в праве вводить поправки на своей маленькой территории. Сейчас можно наблюдать, что муниципалитеты понизили коэффициент для исчисления налога, это означает, что в некоторых регионах есть перспектива развития малого бизнеса. В целом есть предпосылки для качественного рывка малого бизнеса.

Эдуард ЯРОЦКИЙ, руководитель Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России":

1. Развитие малого предпринимательства в Иркутской области, как и в целом в России, остается важнейшим условием повышения конкурентоспособности региона, а по некоторым районам и просто выживания. Так, например, в Зиме дефицит бюджета 217%. Малый бизнес не должен ассоциироваться исключительно с торговлей и услугами. Одним из направлений развития региона является реализация кластерной модели для малого и среднего бизнеса.

В области имеются мощные комплексы лесной промышленности, алюминиевой, химической, авиационной и др. Эти индустриальные гиганты должны стать стержнем для соответствующего кластера. Создание кластеров -- один из эффективных инструментов повышения конкурентоспособности субъектов РФ. Кроме того, он стимулирует качественное развитие малого предпринимательства региона.

2. Однако недостаточно просто создать некие общие условия (макроэкономических, политических, правовых, социальных). Необходимы конкретные меры по формированию кластеров. Конкретные действия субъектов: достраивание технологических цепочек, формирование новых структур (образовательных, например), стимулирование модернизации и т.д. Иными словами, нужны усилия -- как и в бизнесе, направленные на конечный результат -- увеличение продаж конкурентоспособного в средне- и долгосрочной перспективе продукта.

В результате выиграют все:

-- Власть. Длинные цепочки производства добавленной стоимости -- это максимум налогов в регионе, диверсификация экономики, инструмент взаимодействия с бизнес-сообществом, независимость от влияния отдельных бизнес-групп и т.д.

-- Бизнес. Создание "рабочей" инфраструктуры, снижение издержек, воспитание кадров, рост конкурентоспособности продукции за счет кооперации, увеличение доли науки и технологий в конечном продукте -- все это качественно новые стимулы и условия для развития малого предпринимательства и российского бизнеса в целом.

Говорить об успешной реализации проектов по созданию и стимулированию кластеров можно только при наличии региональной стратегии. Развивать кластер в отрыве от развития региона в целом неэффективно. Реализация таких проектов требует индивидуального подхода. К каждой конкретной ситуации должны быть разные подходы и решения.

На первом этапе надо провести анализ выбранного района, определить все ресурсы (людские, технические, природные и др.). Определить наиболее критические проблемы, наметить точки роста. Для этих целей планируется осуществить ряд пилотных проектов, создать актив из наиболее подготовленных бизнесменов, которые в дальнейшем будут сопровождать бизнес-проекты и передавать эти бизнесы на определенных условиях. В этой работе планируется использовать опыт других регионов, т.к. "Опора России" имеет организации во всех субъектах РФ.

3. Необходимо активно использовать и федеральные источники финансирования. Так, в 2005 году на цели поддержки малого бизнеса было выделено в РФ 1,5 млрд. рублей. Израсходовано 1,2 млрд. рублей. 300 млн. рублей не были востребованы из-за отсутствия достойных заявок. На 2006 год уже выделяется 3 млрд. рублей. В связи с этим необходимо очень энергично, грамотно работать. Сегодня в области сложилась благоприятная среда, пришел новый губернатор, новая команда.

Необходимо активизировать работу Совета по предпринимательству при губернаторе, эффективно использовать те средства, которые заложены в бюджете области на 2006 год для поддержки малого бизнеса. Одним из элементов кластера является субконтрактация. В 2005 году создан Иркутский региональный центр субконтрактации являющийся составной частью национального партнерства развития субконтракции. На нашем сайте размещены сотни заказов, которые могут выполняться и малыми предприятиями. Преимущество этого центра заключается в том, что все центры связаны единой системой.

Подготовила Ольга ОСИНОВСКАЯ

09/02/06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные