Сегодня: 23.06.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 23 июня 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Борьба с оптимизацией налогообложения

Одной из важнейших задач ведения эффективного бизнеса в России является оптимизация налогообложения. Ни для кого не секрет, что ведение бизнеса, который не опирается на таковую, т.е. бизнеса, в котором предусмотрена уплата всех налогов, обречено на проигрыш в ценовой конкурентной борьбе.

Эта самая оптимизация налогообложения состоит в основном в разработке нескольких с точки зрения уплаты налогов схем ведения хозяйственной деятельности организации или реализации проекта, из которых выбирается наиболее эффективная. Сегодня мы поговорим об одной из таких -- создание так называемых фирм-однодневок, с помощью которых предприятию удается минимизировать свои налоги.

Начнем с того, что буквально на днях ФНС заявила, что будет использовать дисквалификацию руководителя как метод борьбы с "однодневками". Но тем не менее многие эксперты такую меру не считают серьезной, несмотря на прецеденты успешного ее применения.

Обратимся к истории. Такие фирмы, так называемые "однодневки", начали появляться еще в 90-х годах. Существуя 2-3 месяца, не сдавая при этом отчетности, тогда они служили для осуществления одной-двух мошеннических операций. Сегодняшние же "однодневки" существуют и активно работают в среднем около года, сдают формальную отчетность и имеют реальных директоров и учредителей, оставаясь действовать в сущности именно для тех же, что и раньше целей: хищения денег из бюджета, обналичивания и "оптимизации налогов". Так в чем же сейчас состоят риски предприятий при работе с такими фирмами? И каковы правовые механизмы государства в борьбе с фирмами-однодневками?

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ

Самостоятельно или с привлечением сил МВД во время камеральной или выездной проверки налоговые инспекторы выявляют круг подозрительных контрагентов, куда входят те компании, у которых предприятие закупало на большие суммы товар или списывало на них деньги по затратным схемам, и признают такие расходы неправомерными. Затем налоговый орган доначисляет НДС и налог на прибыль, штрафы и пени за весь период работы с "однодневками". Инспекторы выставляют на расчетный счет предприятия-штрафника инкассовое требование о безакцептном списании доначисленных сумм налогов, пеней и штрафов. Предприятие же на самом деле потом может обжаловать эти действия в судебном порядке. И обычно такие дела решаются в пользу фирм, работавших с однодневками (постановление ФАС Московского округа от 10 сентября 2003 г. по делу № КА-А40/6526-03). Тем не менее предприятие может серьезно пострадать, лишившись на значительное время части оборотных средств, списанных в бюджет по инкассовому требованию.

ДЕНЕЖНЫЕ РИСКИ

Банк, занимающийся оказанием услуг по "оптимизации налогов" с помощью "однодневок", также быстро попадает в поле зрения правоохранительных органов и межрайонных банковских инспекций, которые в свою очередь могут провести его комплексную проверку и потребовать отозвать или приостановить лицензию. А это влечет за собой потерю предприятиями-клиентами банка денежных средств.

ПРАВОВЫЕ РИСКИ

Руководители компаний, лишь однажды воспользовавшись услугами однодневок, могут быть привлечены в качестве обвиняемых к расследованию уголовных дел. И в таком случае предстоят объяснения со следствием о том, как предприятие сотрудничало с такой фирмой. Другой вариант, когда оперативно- розыскное или уголовное дело возбуждается по результатам налоговой проверки, как правило, по статьям 159, 173, 174, 194, 198, 199 Уголовного кодекса. Следственные или оперативные же действия МВД по налоговым статьям могут также серьезно помешать текущей деятельности фирмы, а иногда и вовсе парализовать ее работу.

Кроме рисков от работы со сторонними и собственными однодневками, существует и угроза со стороны государства. Разберемся, насколько опасны для владельцев и контрагентов однодневок государственные меры.

ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ

Налоговая служба решила бороться с липовыми организациями путем дисквалификации должностных лиц предприятия. На сколько эффективна такая новая мера, решайте сами. Дисквалификация или лишение права генерального директора или главного бухгалтера занимать свою должность в течение определенного срока, производится за подачу ложных сведений в налоговые органы (ст. 3.11, п. 4 ст. 14.25, п. 1 ст. 14.12, ст. 14.22 КоАП РФ). А судебные дела по дисквалификации возникают, в основном, по иску налоговых инспекций о применении к генеральному директору санкций, предусмотренных КоАП (постановления ФАС Московского округа от 28 июля 2005 г. по делу № КА-А40/6788-05, от 27 июня 2005 г. по делу № КА- А40/5483-05). Анализируя судебные дела, можно сделать вывод, что руководители лишаются права занимать свои должности на срок от шести месяцев до трех лет.

И тем не менее эта мера не эффективна против тех компаний, которые для "оптимизации налогов" открывают свои "однодневки", в штате которых в большинстве случаев числится один лишь директор. Как правило, этого человека тяжело найти и привлечь к ответственности. Бывают случаи, когда он может вообще не знать о своей должности. Ведь только учредители своим решением назначают или снимают гендиректора. Также учредители могут просто не выполнить решение суда (а часто эти учредители -- сами фирмы-однодневки или "мертвые души"). Поскольку директор не отвечает за решения учредителей, то он продолжает дальше "функционировать" вместе с фирмой. И даже если учредители по решению суда расторгнут трудовой договор с директором, все равно он остается правомочен по уставу согласно протоколу о назначении.

ЛИКВИДАЦИЯ

Налоговая служба может в любой момент ликвидировать "однодневку", которой успешно пользуется фирма для совершения мошеннических операций. Это в основном происходит, если юридическое лицо зарегистрировано с нарушениями или по подложным документам. Правда, бывают чаще случаи, когда суды становятся на сторону налогоплательщиков.

Кроме того, Высший Арбитражный Суд указал, что если регистрация компании признается недействительной, то ее сделки, совершенные до этого момента, не становятся ничтожными (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 9 июня 2000 г. № 54). Поэтому и тут получается, что ликвидация по суду "однодневок" не эффективна.

ПРОВЕРКА С МИЛИЦИЕЙ

Самой неприятной для руководителей предприятий, сотрудничающих с фирмами-однодневками, и для ее владельцев является ситуация, когда в компанию приходит выездная проверка с участием МВД. Законодательная база для таких проверок (кроме положений Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 "О милиции") начала создаваться еще в начале 2004 года. Кроме того, в ноябре 2005 года председатель правительства Михаил Фрадков заявил о более активном вовлечении подразделений МВД в кампанию по сбору налогов. Правда, и на такую меру борьбы есть управа -- хороший юрист. И у руководителей и лиц, имеющих право подписи на финансовых документах такого предприятия, есть шанс выкрутиться. Опытный адвокат, используя несовершенство доказательной базы по налоговым делам, скорее всего, сумеет доказать непричастность должностных лиц к деятельности фирмы- однодневки. Хотя сам факт расследования или судебного разбирательства может нанести серьезный урон репутации компании, показав ее как ненадежную в плане финансовой и юридической безопасности.

РЕКОМЕНДУЕМ

1. Отказаться от сотрудничества с банками, предоставляющими услуги фирм-однодневок, деятельность которых полностью подпадает под целый ряд уголовных статей (ст. 159, 174, 194, 196, 198, 199 УК РФ). Подобное кредитное учреждение может являться лишь конечным пунктом обслуживания выведенных из- под налогообложения средств, и лишь при наличии надежных гарантий собственника такого банка.

2. Разработать надежную структуру движения товарных и денежных потоков предприятия с помощью опытных юристов, которая исключит прямую финансовую или юридическую связь предприятия с "однодневками". Для таких целей создаются вспомогательные предприятия, не обладающие признаками "однодневки", имеющие директора и бухгалтера, ведущего достоверный учет хозяйственной деятельности, а также офис и активы.

3. При создании схем оптимизации необходимо всегда помнить, что налоговые органы проводят постоянную аналитическую работу, создавая "финансовый портрет" налогоплательщика для определения его реальных доходов от бизнеса. Такой "портрет" составляется исходя из следующих параметров:

* денежный оборот предприятия по его расчетному счету;

* объемы товарных поставок; * структура затрат предприятия;

* стоимость имущества и прочих активов;

* количество офисных, производственных и торговых площадей в аренде и в собственности;

* количество персонала; * количество привлеченных (заемных) средств.

Схема движения товара не должна включать фирму-однодневку в качестве поставщика товара -- это сразу же заинтересует и милицию, и налоговиков, а если товар импортный -- таможенников. Однодневка может быть только конечным звеном в затратной схеме либо в схеме финансовой комиссии, "беря на себя" налоговые проблемы фирмы -- промежуточного звена.

4. Работая с однодневкой, можно попасть под так называемую "сквозную" проверку, в случае которой проверяют всех контрагентов "черной" фирмы, пытаясь найти следы ее реальных владельцев. Такое обычно происходит при расследовании уголовных дел, связанных с крупными хищениями из бюджета.

5. Не надо использовать "агентские" и "комиссионные" схемы по поставке товара с участием "однодневок". Пусть они останутся лишь конечным звеном в банке, оказывающем "неформальные" услуги, но не в головном офисе компании.

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ.

Использованные источники: журнал "Консультант", материалы сайта klerk.ru.

09/02/06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные